Что посмотреть и послушать об образовании: подборка подкастов
Узнаем, где вести новые блоги об образовании, как учить дошкольников и топ‑менеджеров и чем наконец измерить это загадочное качество обучения.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как образовательным сообществам перейти на новые каналы коммуникации
Кто: Максим Казарновский, директор АНО «Московский международный салон образования»; Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»; Сергей Марданов, директор по связям с вузами VK; руководитель SMM Минпросвещения России Рузанна Айрапетян; блогеры.
Где: на платформе ММСО.
Про что: как образовательным учреждениям и педагогам работать в VK, «Яндекс.Дзене» и Telegram.
Сообщества образовательных организаций и блогеры в сфере образования продолжают «переезжать» из заблокированных социальных сетей на отечественные площадки. Трудность не только в том, чтобы привести за собой прежних подписчиков, но и в необходимости приспособиться к новым форматам. На онлайн-встрече на платформе ММСО участники обсудили:
- какие возможности VK предлагает для создателей контента и для преподавания;
- стоит ли идти в «Одноклассники»;
- какие привычные для блогеров форматы по-прежнему можно использовать, а что стоит заменить;
- где искать экспертную аудиторию, а какие площадки подходят для лайфстайл-блогов.
Рекомендации в этом видео рассчитаны в большей степени для блогеров и педагогов, связанных с темой школьного образования. Экспертов по этим же темам, но по вузовской проблематике, регулярно приглашает проект Университета 20.35 «Медиалаборатории».
Читайте также:
Как запустить собственный онлайн-курс
Большой вебинар — знакомство с профессией продюсера будет полезен не только тем, кто задумывается о смене работы, но и бизнес-тренерам, коучам и блогерам, которые хотели бы запустить собственные курсы, да и вообще всем, кто интересуется внутренней кухней разработки онлайн-курсов. Кирилл Прудников рассказал об основах профессии и тенденциях EdTech-рынка, а участники сделали первый шаг к созданию своего курса — проанализировали целевую аудиторию и разработали уникальное торговое предложение для них. Вот несколько тем из четырёхчасового эфира:
- какими компетенциями обладает современный продюсер курсов;
- нужен ли продюсеру опыт работы в образовании;
- почему проектный подход на EdTech-рынке сменился продуктовым;
- можно ли пропустить этап исследования и сразу приступить к запуску;
- зачем и как визуализировать свои представления о целевом пользователе;
- и как сформировать ценностное предложение образовательного продукта.
Читайте также:
Можно ли оценить качество курса по опросам слушателей
Кто: исследователи из Института образования Высшей школы экономики Евгения Шмелёва и Евгений Терентьев, Андрей Силин («Яндекс.Практикум»), Андрей Андрусов (центр «СОЛь»).
Где: на канале Института образования.
Про что: о новом инструменте оценки качества программ ДПО.
Вопрос о том, как оценивать качество обучения, давно волнует представителей и формального, и неформального образования. Для дополнительного профессионального образования, в том числе на EdTech-платформах, эта тема тоже актуальна. Эксперты ищут варианты и делятся идеями.
Научный сотрудник центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ Евгения Шмелёва и Андрей Силин, руководитель карьерного центра «Яндекс.Практикума», рассказали на семинаре по теме «Как превратить пользовательскую оценку в инструмент измерения качества в EdTech» о разработанном ими инструменте оценки эффективности обучения взрослых людей на программах ДПО.
Суть в том, что в начале обучения с помощью опроса фиксируются цели, которые люди ставят перед собой. Например, поменять профессию, подготовиться к открытию своего бизнеса или переходу на фриланс, получить повышение на текущей работе. Затем в процессе обучения с помощью нового опроса уточняется, изменились ли эти цели — иногда бывает, что люди перестраивают планы, и это важно учесть. Новый опрос через полгода после окончания обучения показывает, удалось ли поставленных целей достичь, и если да, то когда.
Почему был выбран именно такой подход к оценке качества, какие подводные камни у него есть, как правильно оценить долю достигших целей в течение полугода после завершения обучения и какие ещё опросы стоит использовать — всё это эксперты рассказали на семинаре.
Читайте также:
Как разрабатывать образовательные продукты для детей
Кто: Гаянэ Симонян («Учи.ру») и Наталья Перельдик (Funexpected Math).
Где: в подкасте «Экономика на слух».
Про что: о типичных ошибках в обучении детей математике и перспективах российского EdTech в этом направлении.
Представительницы двух EdTech-сервисов рассказывают, чем отличаются задания для дошкольников и учеников начальных классов, какие есть подходы к мотивации детей, и насколько эффективны соревновательные механики. Во второй половине выпуска — больше о перспективах онлайн-образования:
- почему онлайн-платформы не стали заменой привычным живым форматам;
- что мешало расти инвестициям в EdTech-рынок России;
- чем отличаются рынки образовательных продуктов Китая и Индии;
- какие направления в российском образовании уже успешно переходят в онлайн.
Как обучать руководителей (и при чём тут спорт)
Кто: Михаил Носов, консультант по стратегии и антикризисному управлению, коуч.
Где: в подкасте платформы Talent Rocks.
Про что: о главных компетенциях для лидеров и переменах в корпоративном обучении.
В последние два года многие компании перестроились на удалённую и гибридную работу, что, конечно, сильно изменило подходы к корпоративному обучению. Гость подкаста Михаил Носов считает, что в современных условиях главные навыки для руководителя — понимать свои и чужие эмоции, чувствовать, что происходит с коллективом, уметь восстанавливаться самому даже при самых тяжёлых стрессах. Но это, конечно, ещё не всё. Вот что ещё нужно учесть в корпоративных образовательных программах, нацеленных на руководителей, по мнению Михаила:
- не терять хард-скиллы в погоне за коммуникациями и эмпатией;
- развивать междисциплинарные программы в духе STEM;
- использовать механизмы коучинга для определения путей профессионального развития;
- измерять эффективность обучения не только цифрами;
- подпитываться энергией от спорта (но не вкладывать в него больше ресурсов, чем он даёт).
Читайте также:
Как изменилось обучение взрослых в России
В двухчасовом выпуске Соня Смыслова рассуждает о том, стало ли обучение в течение всей жизни экономической необходимостью в России. Подкаст записан в начале года, и оценка перспектив EdTech-рынка с тех пор изменилась. Ограничивающие факторы, с другой стороны, остались на своих местах. Вот несколько тем из выпуска:
- почему не каждая отрасль экономики доросла до переобучения сотрудников;
- как стремление учиться снижают низкие доходы и постковид;
- когда специалисты по онлайн-образованию перестали чувствовать себя маргиналами;
- связан ли рост EdTech-рынка с подъёмом спроса;
- можно ли в одном вузе закрыть все образовательные потребности человека;
- и почему никак не удаётся дать общее для всех определение качества образования.