Образование Корп. обучение EdTech
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании: ноябрь-2024

В этом месяце в тематических подкастах и блогах обсуждали многое — от Античности до генеративных нейросетей (куда же теперь без них).

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Как меняется корпоративное обучение

Кто: руководитель отдела обучения и развития персонала в фармкомпании Алла Великанова.

Где: в подкасте платформы True Education «Трулала. Обучение как когнитивный кайф».

Про что: об эволюции корпоративного обучения.

Это второй выпуск нового подкаста True Education, и в нём на самом деле затронуто больше тем, чем заявленная смена подходов в корпоративном обучении. Ведущая и гостья обсуждают, какие люди и почему выбирают сферу обучения для работы в ней, а также делятся подходами к построению команд в L&D-подразделениях и тем, какое обучение проходят сами. Важная тема выпуска — как подобрать инструмент обучения под поставленную бизнесом задачу и случаи, когда выясняется, что решать проблему в компании нужно не организацией обучения, а другими методами.

Как частному преподавателю законно организовать свою работу

Кто: юрист Анна Марчукова.

Где: в подкасте «Тичер.FM».

Про что: какие нюансы стоит учесть в договоре с учеником и как избежать проблем с налогами.

Гостья этого выпуска рассказывает ведущим — они обе дают частные уроки по английскому языку, — как оформить юридическую и финансовую сторону своей практики так, чтобы не столкнуться со штрафами и другими проблемами. Среди обсуждавшихся тем — как наладить передачу чеков за оплату уроков, как обезопасить себя от старых абонементов (когда ученик оплачивает пакет уроков, но постоянными отменами растягивает его на неприлично долгий срок), и какие незаконные пункты могут содержаться в образцах договоров, одолженных у коллег. В заключение — несколько тревожных историй о том, какие штрафы за типичные нарушения могут получить самозанятые преподаватели с небольшим оборотом (спойлер — незначительными эти суммы не назовёшь).

Как может развиваться карьера методиста в онлайн-образовании

Кто: EdTech-продакт и автор телеграм-канала «Netflix в сфере образования» Григорий Волчков.

Где: в подкасте платформы Teachbase «Эксперто патронум».

Про что: какие пути развития есть у специалистов по проектированию обучения.

В этом подкасте Григорий рассказывает о собственном пути в сферу обучения (в отличие от многих, он не продолжал учительскую династию) и о навыках, которые сейчас востребованы на EdTech-рынке. Гость выпуска отмечает, что конкретные названия вакансий и ролей отличаются, и так сразу не скажешь, чем занимается методист, методолог, педагогический дизайнер, дизайнер образовательного опыта или даже менеджер по обучению в конкретной компании. Но есть наборы навыков, важные отдельно для детского и для взрослого EdTech, для обеих этих сфер и для разных треков внутри них.

С точки зрения Григория, карьерное развитие для методиста возможно или в сторону расширения компетенций по педдизайну, или в управленческом направлении. А ещё он называет важное качество, которое пригодится методистам на каждом из этих треков.

Кстати, в ноябре вышла ещё одна интересная дискуссия с участием Григория Волчкова: вебинар о геймификации в обучении на платформе Университета Правительства Москвы.

Как давать обратную связь в образовательных продуктах

Кто: методист и проджект-менеджер Александра Коршунова.

Где: на канале «Белой конфы».

Про что: о принципах конструктивного и эффективного фидбэка.

Организаторы «Белой конфы» продолжают публиковать доклады с последней конференции, состоявшейся летом. В этом видео рассказывается в основном о подходах к индивидуальной обратной связи — например, о том, чем плох популярный «метод бутерброда» и по какому алгоритму построить развивающий фидбэк в разговоре один на один. Кроме того, Александра Коршунова делится многочисленными примерами того, как студенты онлайн-курсов реагируют на обратную связь и проверки домашек: в каких случаях отзывы преподавателей и кураторов мотивируют их, а в каких, наоборот, заставляют как можно дольше откладывать момент сдачи задания. Ещё одна важная тема — правильная поддержка групповых чатов со студентами.

Как ГИИ меняет роль университетов в мире

Кто: ведущий научный сотрудник Института когнитивных наук НИУ ВШЭ Василий Ключарёв и первый проректор Университета ИТМО, директор по образованию «Яндекса» Дарья Козлова.

Где: в лекции из серии Noble Talks от Университета ИТМО в рамках проекта «Научный Петербург».

Про что: как люди принимают решения с точки зрения нейробиологии и что поменяет в мышлении и обучении развитие генеративных нейросетей.

В этой необычной лекции из двух частей Василий Ключарёв рассказывает, что современной науке известно о биологических основах процесса мышления, а Дарья Козлова рассуждает о влиянии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) на образование. А вопросы слушателей помогают найти общее между этими двумя темами. Например, с точки зрения Василия Ключарёва, одна из главных проблем для изучения в сфере ИИ — этические особенности взаимодействия с ним и последствия этого.

Примечательно, что Дарья Козлова не выступает в дискуссии стопроцентным технооптимистом: она считает, что бесконтрольное распространение ГИИ в образовании способно разрушить саму суть обучения. Ведь нет ничего проще для школьника или студента, чем копировать готовые ответы у нейросетей. Ключевой вопрос для больших технологических компаний, которые в последнее время активно инвестируют в образовательные проекты, — что такого внести в образование, чтобы мотивация учиться сохранялась.

Как идут эксперименты с передачей функций преподавателя ГИИ

Кто: директор Центра образовательных разработок на основе технологии ИИ Школы перспективных исследований (SAS), директор Школы образования ТюмГУ Ульяна Раведовская.

Где: в подкасте The Breakout SAS ТюмГУ.

Про что: об интересных для преподавателей выводах из работы Центра образовательных разработок на основе технологии ИИ.

В этом выпуске ведущий и гостья обсуждают первые практические последствия применения ГИИ в высшем образовании. Речь не о стихийном использовании студентами нейросетей для того, чтобы упростить выполнение домашек, а о централизованной замене некоторых функций преподавателя чат-ботами и другими инструментами.

Например, оказывается, что без преподавателя в аудитории студенты гораздо меньше уверены в том, что изучают что-то нужное. Образовательным маршрутам, которые предлагает ГИИ, доверия гораздо меньше, и обучение наполняется неопределённостью. Однако оба участника выпуска уверены, что, по сути, ГИИ не меняет отношение студентов в обучении: в работе с ним проявляются те же типы активных и неактивных учащихся, что известны всем преподавателям и сейчас.

Как профориентолог работает с подростками

Кто: профориентолог, кандидат психологических наук и исполнительный директор ЦТР «Гуманитарные технологии» Кирилл Кузнецов.

Где: в подкасте «Здравствуй, племя молодое».

Про что: что такое профориентация и как она работает сейчас.

Это практичный выпуск о том, на чём строится и как проводится индивидуальная профориентация для подростков. Кирилл Кузнецов (кстати, в Skillbox Media выходило интервью с ним) объясняет, почему работа профориентолога — это один из видов воспитания, и в паре с ведущей демонстрирует, какие вопросы обычно обсуждает со школьниками на консультациях. Обсуждаются также характерные для подростков проблемы самоопределения: влияние моды на определённый образ жизни, отсутствие интересов и мотивации, далёкие от реальности мечты. А ещё эксперт рассказывает, почему обращение к эзотерике в вопросе выбора профессии может быть опасным.

Кому и зачем нужны семейные школы

Кто: председатель правления «Ассоциации семейных школ» Светлана Марзеева, автор проекта «Детская игровая мануфактура» и исполнительный директор союза «Лига образования» Игорь Донченко.

Где: на вебинаре издательского дома «1 сентября».

Про что: что такое семейные школы и кому они подходят для учёбы и работы.

Оба участника этого диалога — приверженцы альтернативного образования, и некоторые темы обсуждения (например, ссылки на популярных в этом сообществе авторов книг или организации) трудно понять без знания контекста. Тем не менее информации «для чайников» в вебинаре тоже достаточно. Спикеры говорят о причинах, которые изначально побуждают родителей отказываться не только от государственных, но и от частных школ для своих детей, и обсуждают, как вообще дети учатся без фиксированных программ и расписаний. Кроме того, обсуждается роль родителей в семейных школах (не в каждом таком проекте от них требуют практическую вовлечённость) и то, почему педагогов может заинтересовать работа в альтернативном образовании. Например, Игорь Донченко уверен, что даже в хорошей школе с неплохой зарплатой учитель может чувствовать себя объектом, исполнителем чужих программ. А Светлана Марзеева считает, что в традиционной школе в принципе никто — ни учителя, ни тем более ученики — не занимает субъектную позицию.

Когда в школе нужна профилизация

Кто: учитель биологии Илья Уточкин, эксперт Института образования НИУ ВШЭ Елена Овакимян, мама двоих школьников Екатерина Власова.

Где: в ток-шоу «Школанутые» от общества «Знание».

Про что: не слишком ли много в российских школах домашней работы и когда пора определяться с профилем обучения.

А это что-то новенькое: дискуссия в практически классическом телевизионном формате на темы школьной жизни, выпущенная Российским обществом «Знание». Ведущий — создатель известного телеграм-канала «НОП. Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. В первом выпуске гости обсуждали в интервью с ним и в дискуссиях друг с другом, зачем школьникам домашняя работа и сколько её допустимо задавать (ожидаемо мнения учителя и мамы школьников оказались противоположными), а ещё то, когда нужно делить классы на профили обучения и правда ли, что общеобразовательные классы в старшей школе — самые слабые. Интересный момент выпуска — комментарии группы московских школьников разного возраста, из которых можно узнать, что они готовы сказать публично о домашках и профильных классах.

Как учились в Античности, в средневековом арабском мире и в Китае

Кто: религиовед Константин Михайлов.

Где: в подкасте о памяти «Что мы здесь забыли?».

Про что: какие особенности обучения существовали в разных древних культурах и что из этого унаследовало современное образование.

Подкаст о памяти, созданный «Нетологией» и студией «Толк», ведут психофизиолог Полина Кривых и комик Женя Сидоров. В остальных выпусках они обсуждают с учёными и врачами нейропсихологические основы механизма памяти и факторы, влияющие на неё, — от генетики до качества сна. А в этом эпизоде к ведущим присоединился историк-религиовед. Получился разговор-знакомство с четырьмя эпохами: Античностью, средневековыми арабскими государствами, средневековым Китаем и европейским Возрождением. Из выпуска можно узнать, какие приёмы применяли античные ораторы, чтобы не забывать многочасовые речи, почему китайскому интеллектуалу нужно было заучить 10 тысяч поэтических строк и как воображаемые «дворцы памяти» в эпоху Ренессанса превратились в реальные театры для запоминания.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована