Образование
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании — июль-2024

Новая подборка дискуссий о технологиях и трендах в обучении и образовательном бизнесе.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Какие потребности и запросы учтут в обновлённой системе российского высшего образования

Кто: министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Где: на канале Томского госуниверситета.

Про что: зачем и как перестраивают программы российских вузов.

В этом интервью Валерий Фальков объясняет, почему изменение системы высшего образования — это не просто отказ от элементов Болонского подхода и почему однотипного возвращения к программам пятилетнего специалитета не будет. Позиция Минобрнауки такова: за время внедрения двух уровней высшего образования (бакалавриата и магистратуры) в системе накопились противоречия, которые нужно разрешить. Кроме того, требуется улучшить подготовку кадров для разных сфер и актуализировать программы в соответствии с технологическими изменениями. Все эти задачи и решают в пилотном проекте по изменению уровней высшего образования.

Кстати, министр отметил, что считает участниками эксперимента не только шесть перечисленных в президентском указе вузов (где уже реализуют программы базового и специализированного высшего образования), но и университеты из проекта «Передовые инженерные школы». И в очередной раз заявил, что дипломы бакалавров не потеряют в процессе реформы свой статус.

Что умеет и чего не умеет ИИ в оценивании

Кто: научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Елена Карданова.

Где: на канале Института образования НИУ ВШЭ.

Про что: для чего сейчас применяют большие языковые модели в оценивании.

Эта лекция для абитуриентов магистерских программ Института образования ценна тем, что об использовании ИИ для образовательных задач рассказывает эксперт с огромным исследовательским и практическим опытом по разработке измерительных инструментов.

С одной стороны, Елена Карданова говорит о революции больших языковых моделей (LLM): чат-боты на основе генеративных нейросетей уже позволяют педагогам и психологам решать задачи, для которых раньше требовался дорогостоящий труд экспертов, авторов, дизайнеров. С другой стороны, эксперт перечисляет многочисленные проблемы тестов, созданных с помощью ИИ. Некоторые из них могут быть решены с помощью более сложных промптов, в то время как другие связаны с самой технологической основой нейросетей, с тем, как и на каких данных они обучаются.

Как VR-технологии помогают учить сейчас и когда ждать бума образовательных метавселенных

Кто: основатель и СЕО группы компаний в области IT, VR и AR Way2Win Group Пётр Толочков.

Где: в подкасте Teachbase «Эксперто Патронум».

Про что: о плюсах и ограничениях современных визуальных технологий.

Гость этого выпуска прогнозирует, что бум VR и реальное распространение метавселенных во все сферы жизни придётся на 2027–2030 годы. Почему он так думает — слушайте в подкасте. Кроме оценки современных VR- и AR-устройств и приложений для них, Пётр Толочков подробно рассказывает о проектах своей компании в медицинской и других сферах. А ещё отвечает на вопросы ведущего о том, в каких задачах практикам корпоративного обучения уже помогает VR, где виртуальную реальность использовать преждевременно и как технически организовать, к примеру, иммерсивный курс по коммуникации с клиентами для мастеров маникюра.

Как инфобизнесменам и EdTech-проектам наращивать трафик

Кто: соучредитель Skyeng, основатель маркетингового агентства uForce Денис Сметнёв.

Где: на канале EduMakers.

Про что: какие перспективные способы привлечения клиентов есть на образовательном рынке.

В этом почти двухчасовом интервью основатель компании Smart Course Михаил Мордасов подробно расспрашивает гостя о ключевых факторах, которые, по мнению Дениса Сметнёва, способствовали рыночному успеху Skyeng, а также о его новом бизнесе.

Эксперт отмечает, что рынок EdTech и инфобизнеса в России сильно изменился, и сейчас уже нельзя расти за счёт приёмов, которые работали на пике бума в отрасли — например, в 2021 году. Тем не менее Денис Сметнёв даёт несколько практических советов по тому, как увеличить трафик и приток клиентов — не кратно, но ощутимо. Например, рассказывает, как в uForce используют чат-ботов на основе ИИ в работе с микроблогерами и комментариями на YouTube, и обращает внимание на неочевидные узкие ниши для развития проектов.

Какими бывают частные детсады и школы в регионах России

Кто: лидер сообщества школ «Большой поток» Мария Миркес.

Где: на канале журнала EdDesign Mag.

Про что: зачем частные школы объединяются в сообщество.

Героиня этого интервью делит тех, кто занимается частным детским образованием, на две категории: на тех, кто подстраивается под запросы клиентов (то есть делает всё, что хотят родители учеников), и на экспертов. «Большой поток» стремится приумножить число вторых. И Мария Миркес считает, что у этой инициативы есть шансы на успех: дошкольный уровень образования в России уже столкнулся с последствиями очередного демографического спада, и постепенно эта проблема распространится и на школы. То есть спрос на частное образование станет более узким и разборчивым: чтобы заинтересовать родителей, будет уже недостаточно предлагать просто классы поменьше, чем в государственных школах.

В почти часовом интервью Мария рассказывает, что именно в школах и садах-участниках развивает «Большой поток», как сообществу удалось повлиять на содержание единых образовательных программ, почему вообще родители выбирают частное образование и правда ли, что такое возможно только в городах-миллионниках и самых богатых регионах. Кстати, несмотря на демографический спад, Мария Миркес уверена, что у этого рынка есть потенциал для роста. Доля семей, которые в принципе готовы вкладываться в образование, в несколько раз выше доли тех, кто перевёл детей в частные школы. Первые пока тратятся в основном на репетиторов, но это может измениться и в пользу частных школ.

Зачем продуктовый подход средней школе и как его внедрять

Кто: директор и сооснователь School of Education Ася Фурсова, директор школы «Сколка» Дмитрий Фишбейн, директор образовательных программ школы «Сколка» Наталия Копытова.

Где: на вебинаре School of Education.

Про что: что такое продуктовый подход и насколько он применим к школьному образованию.

Как подчеркнула на этом вебинаре Ася Фурсова, до сих пор в России отдельные школы внедряли только какие-то элементы продуктового подхода — например, использовали образовательную аналитику. И это неудивительно, потому что образование детей, особенно по основным программам, гораздо сложнее воспринимать как продукт, чем, например, курсы ДПО для взрослых.

Подробнее о сложностях продуктового подхода применительно к школе рассказал Дмитрий Фишбейн. Одно из ключевых препятствий в том, что школьные программы сложнее обновлять, и фактически итерационное развитие продукта, привычное и понятное для EdTech-компаний, здесь нереализуемо. Но одновременно с минусами Дмитрий видит в продуктовом подходе и ряд важных плюсов для школ. Важно, с его точки зрения, хотя бы задуматься о здоровой клиентоориентированности: для чьей пользы работает школа — детей или учредителя? А Наталия Копытова привела несколько примеров того, как в «Сколке» строятся продуктовые команды и какие именно курсы и услуги в новой школе объединяют в продукты.

Чем отличаются вальдорфские школы и кому они могут не подойти

Кто: специалист по вальдорфской педагогике, научный руководитель магистерской программы «Современная педагогика и образовательный дизайн» в Одинцовском филиале МГИМО Марина Пинская.

Где: в подкасте «Альтернативная педагогика» School of Education.

Про что: как в России появилась первая вальдорфская школа и как устроен этот подход.

Марина Пинская работала в вальдорфской школе 15 лет с 1992-го по 2007-й, а перед этим два года интенсивно изучала этот подход. И до сих пор она уверена, что не знает педагогической системы лучше этой. В подкасте эксперт рассказывает, как появилась идея привезти это направление в Россию, что должен уметь учитель, чтобы работать в такой школе (например, один из важных навыков — умение рассказывать истории!), и как на практике применяется конструктивистская дидактика — изучение учениками любой темы через исследование, когда к готовым выверенным формулировкам они обращаются только после того, как уже ответили на все вопросы сами.

Особенности образовательного маркетинга на балканском рынке

Кто: сооснователь и академический директор Intellectum Academy Наргиз Асадова.

Где: в подкасте «Пересборка школы» EdDesign Mag.

Про что: о новом школьном проекте в Белграде.

Вообще-то в этом выпуске обсуждается конкретная новая частная школа, которая скоро начнёт работу в Белграде. Но заодно Наргиз Асадова рассказывает об особенностях образовательного маркетинга на балканском рынке и о том, почему российские специалисты в сфере образования с опытом в передовых частных школах и EdTech так востребованы на этом рынке.

Что касается новой школы, то о ней рассказали, что в первый год основатели планируют набирать учеников исключительно из семей русских эмигрантов, хотя уже видят интерес и со стороны сербов. При изначальном преподавании на русском ученики будут изучать как иностранные и сербский, и английский языки — Наргиз Асадова подробно объясняет, как пришла к такому решению.

Почему молодые преподаватели увольняются из вузов и ради чего могут вернуться

Кто: ведущие подкаста «Преподы года».

Где: в выпуске об увольнениях.

Про что: что повлияло на решения уйти и по каким составляющим преподавательской работы героини будут скучать.

Подкаст «Преподы года» появился в прошлом декабре, а уже в июле вышел выпуск, где трое из четверых ведущих рассказывают об уходе из вуза. Однако практически все рассчитывают, что так или иначе продолжат работу в образовательной сфере (и будут вести подкаст о жизни преподавателей дальше).

Хотя вуз, где познакомились и работали героини, не называется, перечисленные ими проблемы узнаваемы для любого университета. Высокая нагрузка, не самые комфортные условия работы, немотивированные студенты, вал бюрократических обязанностей и низкая зарплата — только самые очевидные из них. Но параллельно с этим ведущие обсуждают и важные для любой карьеры навыки, которым им дала работа в вузе, — и размышляют о том, при каких условиях и когда они готовы в будущем вернуться на работу в университет.

От чего зависит способность учиться и как это делать по науке

Кто: психофизиолог и популяризатор науки Полина Кривых.

Где: в подкасте «Ковалёва слушает».

Про что: зачем нужно обучение в течение всей жизни и как сделать его эффективнее.

Половина этого выпуска посвящена рассказу Полины Кривых о её пути в науку и о том, как строятся исследовательские карьеры во всём мире. А вот вторая половина будет интересна всем, кто учится чему угодно: это ответы на вопросы ведущей о том, от каких биологических факторов зависит успех обучения, можно ли изобрести таблетку для стопроцентного запоминания любой информации и так далее. Полина рассказывает о научно доказанных способах учиться больше и лучше и искать свою мотивацию. Помимо этого, обсуждаются отличия зарубежных вузов от российских и особенности обучения взрослых по сравнению с детьми и подростками.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована