Что интересного и полезного профессионалы из сферы образования прочитали за год
Большая подборка нон-фикшена: от практических руководств по проектированию обучения до философских и психологических трудов.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/663/663bdcbef535968155f4790fc1606662/e0ab7349c7e122a365040129cfb14a0b.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/663/663bdcbef535968155f4790fc1606662/e0ab7349c7e122a365040129cfb14a0b.png)
Иллюстрация: Alexander Rodon / Freepik / Colowgee для Skillbox Media
Чтобы составить эту подборку, мы обратились к профессионалам, которые преподают и проектируют образовательные программы, руководят академическими командами. И попросили их назвать книги, прочитанные за прошедший год (независимо от даты публикации), которые оказались им полезными в работе или просто позволили взглянуть на образование с новой точки зрения. Подборка получилась пёстрой — в неё вошли энциклопедия образовательных подходов, руководство по редактированию текстов, философский труд о проблемах классических университетов, исследование на тему искусственного интеллекта в образовании и ещё много интересного.
«Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта»
Михаил Кларин
![](/upload/setka_images/17175106022025_fd2b042db6273e18fe03bea8a159f86333589cc4.png)
Полное название: «Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Монография».
Издательство: «Луч».
Год выпуска: 2016.
Михаил Кларин, доктор педагогических наук, профессор МГПУ, член-корреспондент РАО и сертифицированный коуч, с 1990-х годов исследует новаторские образовательные практики, как зарубежные, так и отечественные, рассматривает, как они применяются в контексте непрерывного образования, в том числе в организациях.
Его книга «Инновационные модели обучения» — это целая энциклопедия инновационных подходов в мировой педагогике и андрагогике, таких как перевёрнутый класс, геймификация и эдьютейнмент, дискуссионные и исследовательские образовательные модели. Автор не только подробно описывает тот или иной подход, но и рассказывает, как он появился и развивался, как применяется, сравнивает его с другими практиками.
Книгу рекомендует Михаил Осипов, методолог, образовательный консультант и автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения»:
«Лично для меня оказались особенно полезными главы, посвящённые способам постановки учебных целей, технологическому построению обучения, российским инновационным педагогическим практикам, а также подходам к обучению взрослых».
Важно заметить, что в книге инновационные модели обучения не противопоставляются традиционным: автор сам отмечает, что для него «традиционное не означает отжившее, а инновационное — не означает наилучшее». По мнению Михаила Кларина, практику, обучающему детей или взрослых, важно иметь широкий кругозор и понимать, какой образовательный подход уместен в той или иной ситуации, знать о его преимуществах и ограничениях.
«Искусственный интеллект в образовании»
Уэйн Холмс, Майя Бялик и Чарльз Фейдл
![](/upload/setka_images/17175106022025_0aa1a0a1d44a86c45c1ad49bedcee757231bd1f5.png)
Полное название: «Искусственный интеллект в образовании. Перспективы и проблемы для преподавания и обучения».
Оригинальное название: Artificial Intelligence In Education: Promises and Implications for Teaching and Learning.
Издательство: «Альпина PRO».
Год выпуска: 2022.
Хотя англоязычное издание вышло ещё в 2019 году (относительно скорости технологического прогресса, можно сказать — очень давно), содержание сохраняет актуальность, ведь нынешний «звёздный час» генеративных нейросетей произошёл во многом благодаря разработкам прошлого. В последние два года в центре внимания генеративный ИИ, но на самом деле использование разных типов ИИ в образовании началось гораздо раньше.
Из этой книги можно узнать, как ИИ проник в сферу образования и развивался в XX–XXI веках, о разновидностях ИИ-технологий (для обучения и поддержки учащихся, помощи учителям и преподавателям, аналитики данных), о принципах их работы, возможностях и ограничениях. По словам академического директора школы «Летово» Ярослава Казанова, книга содержит «очень объёмный и глубокий взгляд на ИИ в образовании без хайпа».
Также авторы пишут о том, как должно измениться содержание образования в ИИ-эпоху: вместо фокуса на освоении предметных знаний, по их словам, стоит развивать у учеников и студентов универсальные когнитивные и метакогнитивные навыки, софт-скиллы. Именно они, считают Холмс, Бялик и Фейдл, позволят людям не опасаться конкуренции с машинами. Похоже, этот их взгляд оказался пророческим: в последнее время всё больше разговоров о том, что становится особенно важным учить и детей, и взрослых навыку постановки вопросов.
«Искусство мыслить масштабно»
Дэвид Шварц
![](/upload/setka_images/17175206022025_a5ac41b68db27b9c21099b7c27b6b5ddb946c1b4.png)
Оригинальное название: The Magic of Thinking Big.
Издательство: «Попурри».
Год выпуска: 2001.
Дэвид Шварц, профессор Университета штата Джорджия (США) и один из самых популярных мотивационных спикеров XX века, стал известен на родине и за её пределами благодаря этой книге, впервые изданной в 1959 году. К 2015-му продажи книги составили более 6 миллионов экземпляров, а Forbes включил её в список самых влиятельных книг по самопомощи, опубликованных за прошедшие десятилетия. Перевод на русский язык появился в 2001 году, после чего бестселлер неоднократно переиздавался.
Автор предлагает читателям практики, которые помогают справиться с сомнениями и негативными установками, правильно формулировать цели и планировать способы их достижения, целенаправленно действовать и развиваться. По сути, это классическое пособие по саморазвитию, которое, по мнению Натальи Устиновой, преподавателя, кандидата педагогических наук и автора телеграм-канала «ПедагогВресурсе», актуально до сих пор и полезно для тех, кто учится сам и учит других:
«Я популяризирую человекоцентричное обучение, одна из главных идей которого выражается фразой „Человека учит человек“. Что это значит? Первооснова в обучении — это не роли (учащегося и педагога), как принято считать, а сам человек, с его человеческой природой, эмоциями, чувствами, убеждениями. И сейчас меня интересует, как учитывать эти ментальные состояния в процессе обучения. Причём не только состояния учащегося, но и самого педагога. Книга „Искусство мыслить масштабно“ во многом как раз об этом».
По словам Натальи, книгу можно рассматривать как практическое руководство по тому, как преодолевать страх и неуверенность, принимать более удачные решения, эффективнее учиться и работать с людьми. В одном из эпизодов автор приводит пример использования масштабного мышления в педагогической практике, что положительно сказывается на вовлечённости учащихся и их творческой активности.
«Как люди учатся»
Ник Шеклтон-Джонс
![](/upload/setka_images/17175106022025_52a157f60828e7dca4baf3faadfa0511d213c2ea.png)
Полное название: «Как люди учатся. Новая модель обучения и познания, которая помогает лучше учиться и работать».
Оригинальное название: How People Learn: A New Model of Learning and Cognition to Improve Performance and Education.
Издательство: «СберУниверситет».
Год выпуска: 2024.
Психолог, лектор, CEO агентства Shackleton Consulting и опытный эксперт в сфере L&D Ник Шеклтон-Джонс уже знаком читателям Skillbox Media. Мы публиковали его мнения по актуальным проблемам в корпоративном обучении (например, о кризисе навыков и о недостатках педдизайна), а также рассказывали о модели проектирования корпоративного обучения 5Di. Её Шеклтон-Джонс создал как альтернативу существующим подходам к разработке обучения — их эксперт критикует за то, что в центре учебных программ находятся не реальные потребности учащихся, а просто передача контента.
В книге «Как люди учатся» Шеклтон-Джонс формулирует теорию аффективного контекста. Согласно ей, обучение происходит естественным образом, когда человек переживает некий значимый для него опыт, вызывающий эмоциональный отклик. На основе этой теории и строится уже упоминавшаяся выше итеративная модель проектирования 5Di — она подробно описана в книге. В корпоративной среде отношение к ней неоднозначное, но опытным L&D-специалистам стоит с ней как минимум ознакомиться, чтобы почерпнуть что-то полезное, даже если не перенимать всю модель целиком.
Вот что говорит порекомендовавшая эту книгу Юлия Стрельцова, директор проекта по исследованиям и инновациям «СберУниверситета»:
«В основе подхода Шеклтона лежит довольно смелая идея о том, что неправильно рассматривать мышление и эмоции как две разные сущности, что на самом деле „мысли — это просто причудливые чувства“. Информация не хранится в памяти человека как на флешке, мы помним лишь наши эмоции (аффективные переживания) и на их основе уже восстанавливаем события и факты. Автор сравнивает память со шкатулкой, в которой лежит отпечаток ключа, но не сам ключ. Понятно, что эта идея закладывает бомбу под всё, что мы знаем про образование. По словам Шеклтона, через 100 лет мы будем смотреть на современные образовательные практики примерно так же, как сейчас смотрим на средневековые практики инквизиции — как на что-то очень странное, нелогичное и жёсткое».
По словам Юлии, книга очень легко читается, в ней много британской иронии и забавных примеров. Она точно будет интересна не только профессионалам в образовании, но и всем, кто сам сталкивается с необходимостью учиться чему-то.
«Книга-сериал по самооценке»
Анна Бабич
![](/upload/setka_images/17175106022025_d02030cfe23beaf8d7995d8b68a6b6f46808bad1.png)
Полное название: «Книга-сериал по самооценке. Вернуть доверие к себе и создать жизнь, о которой вы мечтали».
Издательство: «МИФ».
Год выпуска: 2024.
Дипломированный психолог и блогер Анна Бабич ведёт авторские онлайн-курсы на тему самооценки и самореализации. А её первая книга «Внутренняя опора» о преодолении негативных установок, мешающих двигаться вперёд, в 2022 году стала бестселлером.
В 2024-м вышла новая книга Анны, основанная на её курсе-сериале по самооценке. Читатели наблюдают за ситуациями из жизни героини, которая проходит личностную трансформацию — из неуверенного в себе человека превращается в того, кто адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны, радуется своим достижениям и не испытывает «синдрома самозванца», отстаивает собственные границы. Каждую ситуацию сопровождает разбор психологических механизмов и внутренних установок, которые побуждают человека действовать тем или иным образом, а также упражнения для закрепления позитивных установок и моделей поведения.
По мнению методиста онлайн-курсов издательства «МИФ» и соавтора телеграм-канала LXD hero Марии Баженовой, на книгу стоит обратить внимание профессионалам в образовании, в особенности тем, кто создаёт образовательные курсы:
«Во-первых, можно оценить необычный формат книги и позаимствовать идею для своих образовательных продуктов. Книга написана как увлекательный психологический сериал, где главная героиня проходит путь от сомнений и самокритики до уверенности в себе и способности достигать целей. Прямо как образовательный курс, где ты учишься на реальных примерах и сразу внедряешь навыки в жизнь. Во-вторых, можно изучить глубже психологические аспекты механизмов самооценки, что полезно для создания курсов, направленных на личностное развитие учеников. Поэтапная методика работы с самооценкой может быть использована для проектирования образовательных программ, акцентирующих постепенное достижение целей».
А в-третьих, говорит Мария, автор делится техниками и инструментами, которые помогут в работе над собой и своими проектами. Внутри — проверенные практики из гуманистической психологии, когнитивно-поведенческой терапии и нейрофизиологии.
«Миссия университета»
Хосе Ортега-и-Гассет
![](/upload/setka_images/17175206022025_884c52544da89d8b90e9a2614f8f422e59537f1a.png)
Оригинальное название: Misión de la Universidad.
Издательство: Издательский дом НИУ ВШЭ.
Год выпуска: 2010.
Это классическая работа испанского философа, социолога и публициста Хосе Ортега-и-Гассета (1883–1955). Впервые она была опубликована в 1930 году по материалам лекции философа в Мадридском университете Комплутенсе (до 1970 года он назывался Центральным университетом), где он возглавлял кафедру метафизики.
Центральной темой трудов Ортега-и-Гассета было культурное преобразование общества индустриальной эпохи. Философ видел кризис социума в индивидуализме и разрыве связей между людьми, в том, что люди становятся пассивными статистами в собственной жизни, неотличимыми друг от друга и ничего не созидающими. Также он критиковал науку XX века за фокус на специализации вместо составления целостной картины мира. В «Миссии университета» Ортега-и-Гассет излагает свои взгляды на то, как реформа высшего образования способна решить эти проблемы, чтобы воспитывать человека, критически мыслящего, свободного и деятельного, готового сотрудничать с другими людьми, создавать новое и преобразовывать мир.
Как отмечает академический директор Universal University Марина Харахордина, хотя в «Миссии университета» речь идёт про первую половину прошлого столетия, идеи автора актуальны и сейчас:
«По мнению философа, под университетом следует понимать общественный институт, в котором средний студент учится быть хорошим профессионалом и культурным человеком — тем, кто понимает основные идеи своего времени и при этом представляет мир, в котором человек жил вчера, позавчера и тысячу лет назад. Это достигается за счёт изучения физики, истории, социологии и философии. Ортега-и-Гассет замечает, что большинство студентов не усвоят всего, что преподаватели хотят им дать, не станут учёными, и в углублении в науку ради неё самой нет необходимости. Вместо этого университет должен синтетически и систематически обучать тому, что нужно для жизни, что возможно выучить и полностью усвоить. Этот подход автор называет „принципом экономии в образовании“».
А ещё в своих размышлениях философ затрагивает проблему внедрения изменений. По его мнению, для этого люди должны никогда не терять интереса к новому, сохранять внимательность, собранность и гибкость.
«Перевал в середине пути»
Джеймс Холлис
![](/upload/setka_images/17175206022025_8b8d7f21dec6ef51f3446faea63e20864b60a48f.png)
Полное название: «Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни».
Оригинальное название: The Middle Passage: From Misery to Meaning in Midlife.
Издательство: «Питер».
Год выпуска: 2024.
На английском языке книга впервые вышла ещё в 1993 году, а на русском была опубликована в 2009-м, после чего несколько раз переиздавалась. Джеймс Холлис — американский психоаналитик юнгианской школы, бывший преподаватель и автор почти двух десятков книг по саморазвитию. В отличие от многих других авторов жанра «популярная психология», Холлис не предлагает универсальных рецептов, которые якобы приведут читателя к счастью и успеху. Он побуждает к непростой внутренней работе с целью лучше понять себя и сделать свою жизнь наполненной и осмысленной.
В книге «Перевал в середине пути» автор разбирает то, что принято называть кризисом среднего возраста — ситуацию, когда взрослый человек ощущает, что текущие жизненные обстоятельства и достижения, профессиональные или личные, не приносят ему удовлетворения, а радикально их менять и начинать что-то новое, казалось бы, уже поздно. Как считает Холлис, это ощущение — повод перейти от ложных представлений о себе к истинному пониманию, взять ответственность за свои решения и избавиться от убеждений и установок, мешающих самореализации.
Психоаналитик называет необходимые шаги к внутреннему «я» и предлагает инструменты и практики, которые помогут на этом пути.
Книгу рекомендует эксперт в международном образовании, академический директор модели образования UIS и автор телеграм-канала «Как учат у них» Дмитрий Нестеренко. По его словам, автор описывает ситуацию, когда отдельные части личности очень долго угнетаются. Есть «персона» — та часть нашей личности, которую мы показываем внешнему миру. Она ориентируется на внешний успех, социальное одобрение, достижение того, что поощряется обществом. При этом часто другие части нашей личности отходят на второй план и остаются неразвитыми. Это может быть творческое начало, эмоциональное, духовное. И чем меньше внимания в первой половине жизни уделяется развитию этих частей личности, тем сильнее человек к среднему возрасту начинает ощущать дисбаланс.
«Эта информация, казалось бы, не имеет прямого отношения к образованию. Однако из неё следует, что вместо фокуса только на развитии интеллекта, свойственного массовой школе, следует уделять внимание и другим аспектам личности — телесному, эмоциональному, мировоззренческому. Это необходимо для гармоничного, всестороннего развития личности, для того чтобы человек лучше понимал самого себя. И в будущем такой подход смягчит последствия возможного кризиса», — поясняет Дмитрий.
«Причеши меня. Твой текст»
Екатерина Звонцова
![](/upload/setka_images/17175606022025_337687dcd54504da8cab0ea86ea19fde35b98566.png)
Полное название: «Причеши меня. Твой текст. Редактура художественной прозы: от стиля до сюжета».
Издательство: «МИФ».
Год выпуска: 2022.
Это ещё одна книга, которую рекомендует Мария Баженова, методист онлайн-курсов издательства «МИФ» и соавтор телеграм-канала LXD hero.
Писательница и редактор Екатерина Звонцова составила практическое руководство по саморедактированию, которое в первую очередь ориентировано на тех, кто пишет художественные произведения. Однако, по мнению Марии Баженовой, книга будет полезна тем, кто работает с любыми текстами и хочет развивать навык редактуры:
«Эта книга не только про непосредственное редактирование, но и про то, как сделать текст качественным, понятным и живым. Она учит выстраивать структуру, улучшать стиль и избавляться от „словесного мусора“. При создании обучающих материалов это поможет выявлять слабые места текста и дорабатывать их, чтобы облегчать понимание и удерживать внимание. А главное — книга раскрывает, как донести свои мысли так, чтобы зацепить читателя. Есть и приёмы для доработки материалов под целевую аудиторию, для адаптации содержания под её интересы».
Советы автора по работе со стилистикой текстов могут пригодиться многим практикам в образовании: тем, кто создаёт учебные презентации и другие дидактические материалы, «упаковывает» знания в онлайн-курсы для детей и взрослых, делится своим опытом как эксперт, создавая и продвигая авторские образовательные продукты.
Однако не стоит пропускать и раздел книги, посвящённый «сюжетной» редактуре — построению увлекательной истории по законам драматургии, проработке персонажей и их мотивов. Эту часть стоит взять на заметку тем, кто применяет сторителлинг в обучении, создаёт сценарии образовательных игр и квестов.
«Руководство по персонализированному компетентностному подходу в образовании»
Роберт Марцано, Дженнифер Норфорд, Мишель Финн и Дуглас Финн III
![](/upload/setka_images/17175406022025_2ed3d7d62faf48926e5e0ad5d49eb7d13231b839.png)
Полное название: «Руководство по персонализированному компетентностному подходу в образовании. Проектирование и внедрение PCBE-систем для того, чтобы все учащиеся овладели учебным материалом».
Оригинальное название: A Handbook for Personalized Competency-Based Education: Ensure All Students Master Content by Designing and Implementing a PCBE System.
Издательство: Marzano Research.
Год выпуска: 2017.
Американский исследователь в области образования Роберт Марцано посвятил свою профессиональную деятельность доказательному подходу в образовании, в частности — поискам научно обоснованных стратегий для повышения успеваемости учеников. Вместе с коллегами Марцано разработал модель персонализированного компетентностного образования (англ. personalized competency-based education; часто используется аббревиатура PBCE), которая уделяет особое внимание субъектности учащегося, то есть его ощущению себя активным, самостоятельным участником образовательного процесса. В рамках этой модели содержание образования делится на три категории: предметное содержание, когнитивные и метакогнитивные навыки.
В «Руководстве по персонализированному компетентностному подходу в образовании» (на русском языке книга ещё не издавалась) Марцано вместе с коллегами описывает шаги для внедрения подхода PCBE в школах. Авторы подробно раскрывают, как разрабатывать содержание, проектировать образовательную среду, выбирать методы преподавания и контроля знаний, чтобы сохранять в обучении гибкость и поддерживать субъектность учащихся.
По мнению эксперта в международном образовании Дмитрия Нестеренко, книга окажется полезной тем, кто управляет образованием школьников и студентов:
«В хаотичном, малопредсказуемом мире с постоянно растущим объёмом информации крайне трудно представить конкретный образ будущего, в котором человек будет жить через 10–20 лет. Поэтому готовиться следует к ситуации неопределённости, изменчивости, к тому, что нужно будет постоянно перестраиваться, адаптироваться, переучиваться. А для этого необходима развитая субъектность — способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, которая лежит в основе персонализированного обучения. Книга Марцано и соавторов как раз описывает, как развивать её через персонализированные траектории в образовании».
Книга, по словам Дмитрия, помогает разобраться, что именно персонализация означает на практике, как с этой точки зрения должно быть организовано школьное пространство, каковы роли учителей, администрации, родителей и вообще всех вовлечённых в образовательный процесс. А главное, она предлагает практические шаги для тех, кто пока не имеет большого опыта работы в этом направлении.
«Суперобучение»
Скотт Янг
![](/upload/setka_images/17175706022025_b36a95b0523ef1e93f9c88ae7ff7678b57912c0b.png)
Полное название: «Суперобучение. Система освоения любых навыков: от изучения языков до построения карьеры».
Оригинальное название: Ultralearning. Master Hard Skills, Outsmart the Competition, and Accelerate Your Career.
Издательство: «МИФ».
Год выпуска: 2020.
Американский блогер и писатель Скотт Янг построил карьеру на помощи взрослым людям в самостоятельном обучении. Как считает Янг, основная проблема не в том, что у кого-то не хватает природных способностей или времени на то, чтобы учиться, а в ошибочном подходе к учебному процессу. Изучив истории людей, которые самостоятельно осваивают университетские программы, иностранные языки или приобретают сложные навыки, Янг обнаружил, что все они применяют общие принципы, такие как метаобучение, концентрация, целенаправленность, упражнения, закрепление, обратная связь, запоминание, интуиция и экспериментирование.
На основе этих принципов Скотт Янг сформулировал стратегию, назвал её суперобучением и описал в одноимённой книге, вместе с рекомендациями, как реализовать её на практике. Автор ориентировался и на собственный опыт — так, он за год прошёл четырёхлетнюю программу по информатике Массачусетского технологического университета, не посещая никаких занятий. О ходе и результатах эксперимента Янг подробно рассказывал в своём блоге.
Стоит отметить, что уникальных открытий автор не совершает, скорее — систематизирует и подаёт в простой и понятной форме идеи, хорошо знакомые профессионалам в образовании. «Книга своеобразная, но может быть полезна для развития навыков самообучения и автономии у учащихся», — считает академический директор школы «Летово» Ярослав Казанов.
«Университет в Российской империи XVIII — первой половины XIX века»
Андрей Андреев и Сергей Посохов (редакторы)
![](/upload/setka_images/17175106022025_5c6afa2e0a0a0e566cf4392e08f28761df37ef67.png)
Издательство: РОССПЭН.
Год выпуска: 2012.
Первые университеты в Европе появились ещё в XI–XIII веках — например, Болонский, Парижский, Оксфордский. К XVIII веку, когда система высшего образования начала формироваться в Российской империи, на Западе уже давно сложилась концепция классического университета. И конечно, при переносе в иные социокультурные реалии эта концепция не могла остаться неизменной.
Предпосылкам и обстоятельствам появления университетов в России, их развитию в первые сто лет своего существования посвящена коллективная монография «Университет в Российской империи XVIII — первой половины XIX века». Она подготовлена по результатам исследований международной команды учёных из старейших вузов на территории бывшей империи — Московского, Казанского и Харьковского. Также авторы монографии рассматривают историю других вузов-первопроходцев — Санкт-Петербургского, Дерптского и Виленского.
«Эта книга может стать как отличной точкой входа для погружения в раннюю историю отечественного высшего образования, так и исчерпывающим резюме уже прочитанного на эту тему. А благодаря тщательной работе над текстом, история университетов излагается увлекательно и понятно. Единственный недостаток книги — крошечный тираж в 500 экземпляров, из-за чего её может быть непросто отыскать», — поделился Сергей Жданов, руководитель бизнес-юнита «Академическое образование» в Skillbox.
Исследуя, как западноевропейская образовательная идея трансформировалась и адаптировалась на другой почве, авторы называют общие и уникальные черты учебных заведений, прослеживают, как соотношение общего и своеобразного менялось со временем. Очень интересна, например, история адаптации университетских должностей, учёных степеней и званий, которая объясняет, как появились различия между западной и отечественной системами.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: