Образование EdTech
#подборки

Что ИИ-помощники научились делать в образовании

Рассказываем, на что способны платформы, сервисы и приложения, работающие на основе искусственного интеллекта, — как они помогают учить и учиться.

Иллюстрация: Arina Krasnikova / Anna Nekrashevich / Pexels / Mathpid / Colowgee для Skillbox Media

Про искусственный интеллект говорят, что он совершит революцию в образовании. Но давайте отвлечёмся от прогнозов будущего и посмотрим, какие цифровые решения на базе ИИ разного типа уже сейчас существуют на рынке и на что они способны. В общем виде про это мы уже рассказывали, а в этой статье в качестве примеров составили подборку конкретных сервисов и платформ, обобщив их возможности. Это, конечно, незакрытый список. Мы, например, не стали включать в него то, что касается учебной аналитики (это отдельная большая тема), а также отдельные функции, встроенные на большие образовательные платформы (например, обучающие иностранным языкам). Здесь собраны самостоятельные цифровые инструменты, которые служат одной конкретной цели. Жаль, что большинство из них недоступно на русском языке.

Итак, вот что умеют цифровые помощники на базе ИИ.

Обучать академическому письму

Кадр: Writefull / YouTube

Нейросети способны стать полезными ассистентами в написании научных статей, курсовых и дипломных работ и других академических текстов. И речь вовсе не о генерации работ с помощью ChatGPT, а о том, чтобы именно учиться писать хорошие тексты самостоятельно.

Так, программа Writefull встраивается прямо в Word (можно также загрузить свой документ в веб-версию Writefull) и не только проверяет текст на ошибки, опечатки и повторы, но и помогает с формулировками, чтобы они звучали точно и академично. Словом, она действует как хороший редактор, заодно объясняя вам, где именно в тексте что-то не так. Программа поможет структурировать текст, перефразировать отдельные предложения и придумать подходящий заголовок. Также можно обратиться к базе научных работ, чтобы, например, увидеть, как определённый термин использовали другие авторы.

И ещё одно любопытное решение — Packback Deep Dives. Кроме обычной проверки на грамотность и стилистику, оно оценивает достоверность использованных источников и даже распознаёт текст, сгенерированный ИИ. Также преподаватель может назначить свои критерии оценки письменных работ, и Deep Dives учтёт их при анализе текстов.

Похожий сервис под названием Skygrammar сейчас развивает Skyeng. Нейросеть распознаёт ошибки в сочинениях на английском, типичные для русскоязычных учащихся, и помогает преподавателям выставлять оценки. В будущем компания планирует дать доступ к сервису ученикам, а также добавить новые функции — выявление плагиата, предложение формулировок, фидбэк по ошибкам в переводе.

Модерировать дискуссии

Кадр: Packback / YouTube

Компания Packback также предлагает платформу для онлайн-дискуссий Packback Questions. Фактически это особый тип умной доски для совместной работы студентов и преподавателя. На этой виртуальной площадке ученики формулируют вопросы для обсуждения (допустим, «Какие этические проблемы связаны с развитием генной инженерии?»). ИИ-ассистент фильтрует вопросы (например, не пропускает чисто организационные уточнения вроде «Будет ли эта тема на контрольной?») и предлагает улучшения формулировок.

После публикации вопроса другие студенты могут на него отвечать и оставлять комментарии к ответам, в том числе отмечая их как аргументы «за» или «против». Такие посты тоже проходят ИИ-модерацию. А педагог может оставлять индивидуальный фидбэк, для чего есть две опции — публичная «Похвала» и «Коучинг» в личных сообщениях.

Создавать текстовые онлайн-курсы

Кадр: Mini Course Generator with AI-Assistant/ YouTube

Уже сейчас искусственный интеллект способен самостоятельно создавать курсы в различных форматах. Самая популярная технология для этих задач — большая языковая модель GPT. В сервисах на её основе достаточно назвать тему (правда, иногда требуется ввести ещё несколько параметров — например, уточнить ступень образования), и виртуальный помощник подберёт соответствующий учебный контент и заверстает его в текстовый курс.

Например, Mini Course Generator умеет создавать мини-курсы в виде карточек, адаптированных для просмотра на смартфоне. Можно отредактировать сгенерированный курс, добавить в него изображения или видеоролики — и поделиться со студентами ссылкой. Сервис можно использовать и как традиционный конструктор — самостоятельно создать курс с нуля или заполнить контентом один из предлагаемых шаблонов.

Ещё один интересный пример — CourseAI. Он генерирует курсы-лонгриды, структурированные и красиво свёрстанные. Для этого нужно только ввести тему, нажать на кнопку и подождать пару минут. Готовый курс состоит из нескольких модулей, практической части, в которой студентам предлагается, например, написать эссе, выступить с докладом или провести дискуссию по теме, а также небольшого теста. Можно поделиться доступом к курсу по ссылке или скачать его в формате SCORM и загрузить в СДО. Недостатком можно назвать то, что отредактировать контент, добавить изображения, видео или другие медиафайлы сервис не позволяет.

Помогать осваивать математику как репетитор

Кадр: Mathpid / YouTube

Одно из достижений, которое у нас есть благодаря ИИ, — адаптивное обучение. Суть в том, что цифровая платформа, на которой человек учится, анализирует его успехи и ошибки и подбирает именно те задания, которые будут полезны именно ему. Это делает обучение персонализированным.

Целое семейство таких цифровых решений на основе ИИ уже помогает школьникам с математикой. Так, мобильное приложение Mathpid предлагает ребёнку сначала пройти небольшой тест и по его результатам составляет индивидуальный план занятий в формате микрообучения. Пользоваться приложением могут как дошкольники, которые только учатся считать, так и девятиклассники, которым Mathpid поможет осваивать, например, неравенства и тригонометрические функции.

ИИ-репетитор объясняет новые темы, показывает примеры решений, проверяет выполненные ребёнком упражнения и даёт фидбэк. Можно даже отсканировать математическую задачу из учебника или написать её на экране — и получить решение и похожие примеры. Для детей также доступны игры, в которых нужно выполнять арифметические операции.

Российская разработка на основе ИИ под названием «01Математика» тоже анализирует прогресс каждого ученика и адаптирует для него уроки и задания. Платформа содержит материалы из федеральных учебников, помогает школьникам готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по математике (как на базовом, так и на профильном уровне), а также предлагает сотни задач по геометрии и теории вероятностей. «01Математика» может выступать не только репетитором для школьников, но и ассистентом учителя. На платформе можно создавать домашние задания и контрольные работы по выбранным темам, а затем получать подробный отчёт от результатах.

Ещё один пример — образовательная платформа Aleks. Она тоже использует ИИ, чтобы адаптировать программу обучения под потребности учащегося и закрыть его пробелы в знаниях. Aleks предлагает курсы для более широкой аудитории (от учеников начальной школы до вузовских студентов) и кроме математики обучает также химии, физике, статистике и даже основам бухгалтерского учёта.

Кстати, образовательная лаборатория Чикагского университета исследовала, насколько эффективно совмещать занятия с репетитором и уроки на платформе Aleks. Результаты девятиклассников, участвовавших в эксперименте, оказались примерно такими же, как при занятиях только с репетитором. В теории это может означать, что можно сэкономить на уроках с репетитором, заменив часть из них на занятия на платформе. Однако на практике есть нюансы, которые стоит учитывать, — например, то, что в эксперименте ученики занимались на Aleks не полностью самостоятельно, а под присмотром педагога.

Составлять задания типа «Найдите ошибки»

Кадр Packback / YouTube

И ещё одна интересная штука от компании Packback (она, кстати, оказалась среди финалистов премии EdTech Awards в номинации «Решения с ИИ») — генератор заданий Fact-Check the AI. Доступ к нему можно получить бесплатно, указав электронную почту.

Сервис на основе большой языковой модели GPT генерирует текст на заданную тему и включает в него фактические ошибки, которые отмечает на полях. Такой текст можно предложить учащимся, чтобы они нашли все некорректные утверждения и исправили их. Правда, разработчики сервиса предостерегают об известных недостатках самой нейросети — она может не отметить неверные факты или, наоборот, засчитать правильное утверждение как ошибку. Поэтому педагогу стоит проверить текст самостоятельно, прежде чем отдавать ученикам.

Учить детей читать

Кадр:  Amira Learning / YouTube

Самые маленькие ученики тоже могут получить пользу от ИИ-помощников — на EdTech-рынке уже есть несколько сервисов, которые тренируют у детей навыки чтения. Работают они примерно по одному и тому же принципу: ребёнок читает вслух предложенный текст, программа распознаёт его речь и подключает искусственный интеллект для анализа и оценки правильности, беглости и ритмичности чтения, скорости визуального распознавания слов и так далее. И это не замена живого учителя, как могут подумать противники цифровых технологий, а помощь ему — ведь один педагог не может уделить достаточно времени и внимания индивидуальной тренировке каждого ребёнка, если у него их 20–30 в классе.

Так, сервис Dystech фокусируется на диагностике — помогает учителю оценивать, насколько у детей развиты навыки чтения, выявлять индивидуальные сложности (в том числе вызванные дислексией) и отслеживать прогресс учеников. Сервис под названием Amira Learning направлен именно на тренировку. Если в процессе чтения ребёнок совершает ошибку, ИИ подбирает для него соответствующее упражнение — например, чтобы улучшить произношение. Все данные об успехах и сложностях учеников сервис собирает в детализированном отчёте для учителя. Например, начальная школа в Алабаме (в США) использовала Amira Learning на занятиях со второклассниками — и через два месяца тренировок ребята в среднем в два раза повысили скорость чтения.

Создавать тесты и викторины

Кадр: Kwizie / YouTube

ИИ готов ассистировать и в разработке учебных активностей — например, в создании тестов и викторин. Таких решений на рынке несколько, одно из самых простых — Boom на основе ChatGPT. Он практически мгновенно создаст тест на любую заданную тему. Никаких настроек нет, все тесты одинаковые — 3–4 варианта ответа, из них нужно выбрать один верный. Редактировать получившийся тест нельзя, статистику прохождения сервис тоже не собирает. Но для того чтобы быстро сгенерировать викторину для вовлечения учащихся — почему бы нет.

Более широкими возможностями обладает Kwizie. Тесты он делает по контенту из YouTube-роликов, статей «Википедии», а ещё можно загрузить свой материал и получить тест из него. Тесты можно организовать в двух режимах: открытый (тогда учащиеся могут заранее ознакомиться с контентом, которые лёг в основу теста) и закрытый (прочесть текст или посмотреть ролик перед прохождением теста нельзя). Можно организовать синхронную активность, чтобы все участники проходили тест одновременно — например, в классе.

А ещё у Kwizie есть функция аналитики. Каждый участник подключается по уникальному коду, так что сервис отслеживает и показывает администратору не только групповые результаты, но и индивидуальные. Это позволяет выяснить, какие вопросы вызвали наибольшие затруднения у конкретных учащихся, и потом проработать их.

Расшифровывать аудио в текст

Кадр: tl;dv / YouTube

Благодаря ИИ можно получить стенограмму онлайн-лекции или другого занятия, которое идёт синхронно, и разослать её студентам. Это позволит им в любой момент вернуться к материалу и быстро найти нужный фрагмент без необходимости пересматривать видеозапись. Автоматическая расшифровка аудио пригодится и методистам (при общении с тематическими экспертами), и маркетологам инфопродуктов — например, чтобы использовать текст из вебинара для подготовки постов в соцсетях.

На рынке есть несколько решений с похожими функциями, которые подключаются прямо к видеоконференциям — чаще всего Zoom и Google Meet. Среди таких сервисов можно назвать, например, Otter.ai, Fireflies.ai, tl;dv. У них есть небольшие различия в возможностях и тарифных планах. Среди них выгодно выделяется tl;dv — он бесплатно предлагает неограниченную запись и расшифровку видео и аудио, а также удобное создание таймкодов с важными моментами и саммари встречи, генерируемое нейросетью. Сервис поддерживает более 30 языков, в том числе русский.

Подбирать релевантные цитаты

Кадр: Talk to Books / YouTube

Представьте, что пишете учебную или научную работу, и вам нужно подобрать подходящую цитату по теме, но на ум ничего не приходит. Или вы готовите план лекции, в который хотелось бы включить чьё-нибудь удачное высказывание. Можно искать то, что нужно, в поисковых системах, но если вы ищете не конкретного автора и конкретную фразу, которые просто помните неточно, то это займёт немало времени.

А вот сервис Talk to Books от компании Google справится гораздо быстрее. Он использует ИИ, чтобы по поисковому запросу подбирать релевантные цитаты из книг. Его база состоит из более 100 000 англоязычных изданий. Поисковик не просто ищет заданные фразы в тексте, а «понимает» смысл запросов. Например, по запросу «Почему важно учиться» найдутся цитаты, имеющие отношение к этой теме.

Результаты можно отфильтровать, чтобы получить цитаты, например, только из художественной или научной литературы. Правда, сами разработчики предупреждают, что «это скорее творческий инструмент, чем способ найти конкретные ответы». Для полноценного использования в исследовательских целях Talk to Books не хватает как минимум фильтров по авторам и году издания. И конечно, жаль, что сервис не ищет цитаты по русскоязычным книгам, а его аналогов на русском пока не существует (во всяком случае мы не нашли).

Тренировать людям софт-скиллы

Кадр: Skillgym / YouTube

Интерактивные тренажёры и игровые симуляторы для прокачки коммуникационных и других «мягких» навыков особенно распространены в сфере корпоративного обучения. Самый популярный их подвид — диалоговые тренажёры. Их обычно создают в формате чат-ботов.

Разработчики игрового симулятора Skillgym сделали ставку на использование ИИ и максимальную реалистичность. Этот тренажёр предлагает множество сценариев для отработки навыков продаж, решения проблем, управления конфликтами и отношениями в команде. Адаптивная программа обучения построена так, чтобы восполнять коммуникативные пробелы каждого пользователя и закреплять желаемое поведение.

Тренажёр имитирует участие пользователя в реалистичных видеодиалогах, в которых нужно проявлять осваиваемые навыки. Роли собеседников — руководителей, коллег, подчинённых и клиентов — исполняют актёры, и это помогло правдоподобно изобразить ситуации, которые могут возникнуть в работе. Пользователь может считывать информацию не только из речи, но и невербалики «собеседника». А вариативность симуляции обеспечивает искусственный интеллект — он подбирает продолжение каждого диалога, реагируя на ответы пользователя. Тренировки занимают 30 минут в неделю, и их каталог пополняют ежеквартально.

Помогать запомнить материал

Кадр: VitalSource / YouTube

Искусственный интеллект способен превратить обычный электронный учебник в интерактивный. Такую возможность предлагает компания VitalSource в своём сервисе Bookshelf — это электронная библиотека с приложением для чтения, предназначенным специально для тех, кто учится.

В Bookshelf удобно писать заметки и даже конспекты, а также есть режим чтения с сопровождением — можно одновременно читать и слушать текст. Изначально — ничего революционного. Но новая функция CoachMe уже значительно меняет образовательный опыт. Она добавляет на полях и в завершении глав вопросы с автоматической проверкой ответов. Генерирует эти вопросы ИИ. Идея в том, чтобы учащийся лучше фокусировался на чтении, запоминал прочитанное и мог сразу же что‑то повторить, если очередной вопрос вызвал сложности.

Отвечать на поток типовых вопросов абитуриентов и студентов

Кадр: Ivy.ai / YouTube

Чтобы информировать студентов о разных организационных моментах, кафедры и деканаты, как правило, публикуют объявления на сайте вуза, в специальных чатах или передают сведения через старост. Это неидеальные способы, к тому же у студентов всё равно нередко остаются вопросы. Ещё больше вопросов возникает у абитуриентов — и, будем честны, из-за дизайна большинства вузовских сайтов найти ответы на них самостоятельно бывает непросто. В итоге телефоны приёмных комиссий летом раскалены, и всё равно ответить каждому не получается.

И тут на помощь приходит чат-бот с искусственным интеллектом, владеющий всей необходимой информацией. Такое решение предлагает вузам, например, компания Ivy.ai. Она разрабатывает виртуального помощника на основе ChatGPT индивидуально для каждого учебного заведения. В России тоже, конечно, могут быть свои разработчики подобных решений — на примере ботов Ivy.ai мы просто опишем принцип действия.

Бот интегрируется с сайтом вуза и синхронизирует свои данные с опубликованным там контентом. Студенты и абитуриенты пишут в чате вопросы, благодаря ИИ бот понимает их смысл и даёт точные ответы на основе контента с сайта. По данным компании, боты Ivy.ai на 10% увеличили число абитуриентов в Оклахомском университете, на 50% сократили количество звонков в Университете Темпл и ответили на 17 тысяч запросов студентов Технического общественного колледжа Озарка в нерабочее время.

Прогнозировать опасные ситуации

Кадр: Lightspeed Systems / YouTube

Когда случается очередная трагедия с нападением вооружённого ученика на учителей и одноклассников, это вызывает новый виток дискуссии о причинах антисоциального поведения и о способах предотвратить подобные случаи в будущем. При этом решения вроде вооружённой охраны в каждой школе могут быть не очень эффективными, а школьные психологи не в состоянии проанализировать поведение каждого из сотен учеников и заметить что-то подозрительное. Педагоги тоже не имеют такой возможности. Так как проблема подросткового насилия, по словам экспертов, многокомпонентная, решать её тоже стоит системно — путём отслеживания факторов риска и вовремя оказывая помощь уязвимым группам. С контролем могут помочь цифровые решения на базе ИИ.

Например, система Lightspeed Alert, созданная компанией Lightspeed Systems, анализирует поведение школьников в интернете — посты в социальных сетях, переписку в чатах и электронной почте, историю веб-поиска, просмотров на YouTube и так далее. Искусственный интеллект отслеживает признаки, которые могут свидетельствовать о суицидальном риске, буллинге, склонности к насилию. Если система обнаруживает тревожные сигналы, она оповещает сотрудника компании, который классифицирует ситуацию и обращается к соответствующим специалистам (это педагоги, психологи и люди с опытом работы в полиции). Они оценивают уровень риска и, если ситуация требует вмешательства, оповещают школу о том, что необходимо принять меры.

А в России тестировали систему безопасности, которая анализирует изображения с видеокамер в школе, чтобы замечать подозрительные смены настроений детей и уведомлять об этом учителей. Результаты пока неизвестны.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Руководитель проектов в онлайн-образовании Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована