Чему хорошему нас научил ужасный дистант: истории нестоличных учителей
Мы собрали лайфхаки и наблюдения педагогов на удалёнке, которые будут полезны и после пандемии.
Для школьных учителей переход на дистант стал большим испытанием. Особенно тяжело было в населённых пунктах, где цифровизацию видели разве что по телевизору и осваивать новые инструменты пришлось на ходу. Но в трудностях рождаются новые подходы и интересные решения. С помощью проекта «Учитель для России» мы познакомились с героями, которые смогли взглянуть на дистант как на интересный опыт. Вот пять полезных рабочих приёмов, которые они для себя нашли именно в то время. Эти решения пригодятся и после пандемии, потому что некоторые можно перенести и в офлайн.
1. Показать ученикам план обучения и точки контроля
На удалёнке многое из программы детям пришлось осваивать самостоятельно или с помощью родителей: то со связью беда, и онлайн-урока не получается, то ещё какая-нибудь накладка. Ребята привыкли, что в очном обучении всё идёт по накатанной, и те, у кого не было навыков самостоятельной учёбы (а таких большинство), в новых нестабильных условиях растерялись. Но знание плана помогает настроиться на самостоятельность.
Елена Иванова, учитель русского языка и литературы, город Дзержинск Нижегородской области:
Перед началом четверти я разработала систему освоения материала: сначала делала свой план работы, а потом делилась им с учениками. Конечно, в упрощённой форме. Так ребята знали, когда и какие темы их ждут и в какой форме будет проходить контроль знаний.
Когда точно знаешь, чего от тебя ждёт учитель, проще строить план действий и определять свой маршрут. Во многом это облегчило наше взаимодействие, и четвертные отметки ребята получили без труда. Неуспевающих в моих классах не оказалось.
2. Разделить класс на маленькие группы
Если в классе много детей, то и на очном уроке не успеваешь спросить каждого. А на онлайн-занятии сделать это ещё труднее: часть времени съедали организационные моменты, к тому же многие дети вместо реального присутствия на уроке занимались по ту сторону экрана своими делами.
Но если разделить детей на небольшие группы и дать задание на групповое обсуждение, в котором высказаться должен каждый, то проявить активность придётся всем. А чтобы не получилось хаоса, надо в каждой группе назначить «главного»: его задача — модерировать обсуждение и рассказать учителю о результатах. Заодно дети привыкают к командной работе, учатся отстаивать свою точку зрения и получают стимул готовиться к каждой теме урока (отсидеться тихо не получится).
Полина Верходанова, учитель русского языка и литературы, город Черепаново Новосибирской области:
Я часто использовала сессионные залы в Zoom: у меня обычно на онлайн-урок приходили по 15–18 человек, и я их делила на две-три группы. Каждой группе давала задания. Они на 10 минут «уходили» в «комнаты», потом возвращались, отвечали, снова уходили, возвращались, отвечали. А я «бегала» по этим сессионным залам и слушала.
3. Комбинировать цифровые инструменты для большей интерактивности
За время дистанта и учителей, и учеников стало подташнивать от онлайна, ведь виртуальная реальность всё-таки не даёт ощущения полноценного живого контакта. У учителя иногда складывается ощущение, что он говорит в пустоту.
Но если объединить возможности сразу нескольких каналов общения и добавить к учебным заданиям креативности, можно получить интересные и полезные эффекты. Большинство школьников хорошо разбираются в цифровой реальности: они давно общаются там друг с другом. Почему бы не использовать привычную им среду и для учёбы?
Полина Верходанова, учитель русского языка и литературы, город Черепаново Новосибирской области:
Мне оказалось удобно давать обратную связь именно онлайн. Я — «русичка», и когда дети пишут сочинения, мне обычно хочется много чего им сказать — поля-то в тетрадке маленькие, а после текста сочинения много писать — долго и скучно. Поэтому я просто записывала им голосовые сообщения в WhatsApp, и это метод, который я хочу применять и дальше — уже без дистанта.
Анастасия Толкачёва, учитель истории и обществознания, город Искитим Новосибирской области:
Я пользовалась в основном Zoom, Google Classroom и интерактивной тетрадью Skysmart. Когда Zoom подвисал, я оставляла презентацию в Google Классе, у меня были записи уроков — к ним можно было обратиться.
Елена Иванова, учитель русского языка и литературы, город Дзержинск Нижегородской области:
Инструменты голосования, составление облака тегов, достраивание текста с помощью своих слов — эти формы понравились ученикам. Для меня не стало открытием, что применение новых знаний из учебного плана здорово сочетается с близкими для них реалиями: эльфами, Витей Перестукиным, новогодней ёлкой, даже пресловутыми феминитивами, при обсуждении которых мы устроили серьёзную дискуссию.
4. Почаще общаться с детьми неформально
Череда обычных уроков, когда учитель просто идёт по учебнику, — это для детей такая скука! Онлайн стал для них спасением: легко «прогулять», сославшись на отсутствие интернета. Для многих учителей это обернулось кошмаром: спасибо, если хотя бы человек пять из класса подключатся к занятию.
Лучший способ заманить детей на урок — сделать его «прикольным». Онлайн это прекрасно позволяет.
Например, в Zoom можно применять всякие фильтры и экспериментировать с фоном. Один из таких фильтров породил забавный мем эпохи дистанта: «Я в эфире, и я — не кот», когда юрист на виртуальном заседании техасского суда случайно вышел в эфир в виртуальной маске котика и стал после этого звездой интернета.
Почему бы не объявить своему классу конкурс на самый смешной образ для появления на уроке? Когда все занимаются из дома, для этого и фильтры не обязательны — у каждого свой реквизит под рукой. Да и вообще атмосферу урока в такой ситуации легко сделать по-домашнему комфортной.
Елена Иванова, учитель русского языка и литературы, город Дзержинск Нижегородской области:
Ребята приходили на уроки родной литературы в каких-то совершенно странных костюмах: надевали очки, кигуруми, ободки в виде единорогов, тем самым показывали, что на моих уроках чувствуют себя совершенно безопасно. Это правда. Я разрешала им к шестому уроку заваривать чай, брать плед, потому что мы устраивали практически публичные чтения современной детской литературы, обсуждали события и героев. Время дистанционки серьёзно сблизило нас.
Алишер Сайфуллаев, учитель истории и обществознания, город Бутурлиновка Воронежской области:
У опыта дистанционки есть и свои плюсы: ты осваиваешь новые инструменты, учишься справляться с нештатными ситуациями, потому что у детей то не открываются файлы, которые ты кидаешь в общий чат, то пропадает звук, то не включается микрофон, то не загружается платформа, на которой ты подготовил им тест. Но главное — ты постоянно находишься в ситуации, когда необходимо что-то придумывать. Потому что в Zoom ещё важнее фокусировать внимание детей на предмете, а для этого нужно что-то необычное.
5. Искать нестандартные решения
Хорошо говорить о возможностях цифровых инструментов, когда всем этим легко воспользоваться. А как быть, если даже интернет, не говоря уже о ноутбуках и навороченных смартфонах, есть не у всех твоих детей? Неравнодушным учителям приходилось совмещать разные варианты занятий с «оцифрованными» и «неоцифрованными» учениками.
Полина Верходанова, учитель русского языка и литературы, город Черепаново Новосибирской области:
Опыт дистанта у меня получился разный, потому что у меня был класс, который практически полностью нормально функционировал с помощью WhatsApp, почты, Zoom и так далее, и было два класса, у которых дома просто не было интернета, — ребята приходили в школу за распечатанными заданиями. В какой-то момент они стали приходить ко мне очень маленькими группами пару раз в неделю очно. Кажется, это был единственный метод научить детей чему-то. Когда коммуникация с учителем проходит в бумажном варианте раз в неделю, то можно сказать, что её практически нет.
Правда, тут важно помнить, что учитель, даже самый креативный и открытый, — всё-таки не волшебник. Если у ребёнка совсем нет мотивации и его родители не помогают до него достучаться, то его и в обычных условиях вовлечь в учёбу трудно, а в такой форс-мажорной ситуации, как пандемический дистант, — тем более. Вполне естественно, что даже очень творческим учителям во время удалёнки удалось наладить взаимодействие не со всеми своими учениками.
Елена Иванова, учитель русского языка и литературы, город Дзержинск Нижегородской области:
Учёба вне стен школы проходила с трудом для тех ребят, которым и в школе непросто. Несмотря на дифференциацию заданий, бонусы за выполнение определённого количества работ, мою открытость в общем чате класса, часть детей оставалась «выключенной». Здесь свои трудности: занятость родителей, неумение организовать себя, низкая мотивация к учёбе.
Что полезного дал нам внезапный дистант
Нравится нам это или нет, но цифровизация — уже неотъемлемая часть нашей жизни. Многие государственные и частные сервисы работают в цифровом формате. Даже когда пандемия станет лишь воспоминанием, многие компании останутся на удалёнке; а некоторые перешли на неё задолго до коронавируса — прежде всего в сфере IT. Просто потому, что это удобно. Эта тенденция будет продолжаться. А значит, опыт взаимодействия с цифровой средой, пусть и полученный вынужденно, будет полезным.
Елена Иванова, учитель русского языка и литературы, город Дзержинск Нижегородской области:
Дистанционный режим обучения сделал гибким человеком не только меня, но и моих учеников. Я рада, что ребята в юном возрасте уже имеют опыт учёбы на удалёнке. Это определённо навыки настоящего — и близкого им будущего.
Алишер Сайфуллаев, учитель истории и обществознания, город Бутурлиновка Воронежской области:
Лично мне дистанционка далась тяжеловато. На данный момент я являюсь твёрдым сторонником живой формы обучения. Но, мне кажется, в сложившихся обстоятельствах мы должны быть благодарны самой возможности вести онлайн-уроки. Если бы такая эпидемия случилась 10–20 лет назад, дети на очень долгое время выпали бы из образования вообще, а это бы нанесло гораздо больший урон.
Читайте также: