Чем различаются курсы рескиллинга и апскиллинга при проектировании
Продюсеры и методисты сравнили курсы профессионального обучения для новичков и специалистов по нескольким ключевым параметрам.
Иллюстрация: freepik / pressfoto / Freepik / Diego Ph / Ross Stone / Miguel Angel Sanz / Martin King / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Все курсы в дополнительном профессиональном обучении (ДПО) можно разделить на две большие категории — рескиллинг и апскиллинг. Рескиллинг, или переквалификация, подразумевает карьерный переход — обучение новой профессии, погружение в другую сферу деятельности. Например, если маркетолог решает переобучиться на тестировщика ПО, это будет рескиллинг.
Апскиллинг, или повышение квалификации, означает развитие в текущей профессии — расширение компетенций, освоение новых инструментов или смежных тематических областей. Так, маркетолог, желающий углубиться в маркетинговую аналитику или внедрить ИИ-инструменты в свою работу, выберет соответствующий курс апскиллинга.
Ключевое различие между курсами рескиллинга и апскиллинга — именно в целевой аудитории. В первом случае это новички, начинающие с азов профессии, во втором случае — специалисты с релевантным опытом. Каким образом это различие сказывается на проектировании курсов той или иной категории? Эту тему обсудили эксперты на конференции «Качественный EdTech: проектируем опыт студента», организованной School of Education, Otus и «Нетологией», которая состоялась 18 апреля.
В дискуссии участвовали:
- Натали Кошелева, руководитель отдела разработки курсов Otus;
- Юлия Шенгелия, педагогический дизайнер департамента образования (направление «Аналитика») Otus;
- Дарья Борисанова, методолог проектирования образовательных продуктов «Нетологии»;
- Арина Пантина, образовательный продакт-менеджер направления «Креативные индустрии» «Нетологии».
Модератором выступила Анна Мосягина, директор департамента образования Otus.
В Otus, по словам Натали Кошелевой, в маркетинговых целях разделяют программы по уровню сложности — базовые (Basic), профессиональные (Professional) и продвинутые (Advanced). Школа начинала с курсов для опытной аудитории, да и сейчас в линейке курсов преобладают профессиональные и продвинутые программы (то есть то, что считается апскиллингом), поэтому Otus накопил большой опыт в этом направлении.
«Нетология», наоборот, специализируется в первую очередь на курсах для профессионального обучения новичков (рескиллинге). Как рассказала Арина Пантина, компания раньше делила программы по уровню целевой аудитории на Neo и Pro, но этот подход вызывал путаницу у пользователей — люди зачастую не понимали, какой именно курс выбрать под свой образовательный запрос. И год назад компания пришла к тому, чтобы делить программы на апскиллинг и рескиллинг.
В этой статье пойдёт речь о параметрах, в которых спикеры обнаружили различия при проектировании курсов рескиллинга и апскиллинга. В конце мы для наглядности свели эти различия в таблицу.
Портрет студента
На программах рескиллинга. По опыту «Нетологии», как поделилась Дарья Борисанова, портрет аудитории различается от направления к направлению. Например, на «Геймдизайне» часто учатся очень молодые студенты, в том числе подростки. А на программах, связанных с бизнесом и управлением, много учащихся «серебряного возраста» — старше 60 лет.
Но, как правило, на курсы рескиллинга приходят люди 25–40 лет, которых по каким-либо причинам не устраивает текущая профессия. Чаще всего в «Нетологию» для переквалификации обращаются менеджеры, много студентов из производственного и государственного секторов.
Кстати, по словам Дарьи, многие молодые люди учатся на онлайн-курсах параллельно с получением очного образования в вузе.
На программах апскиллинга. Как рассказала Натали Кошелева, в Otus на программы апскиллинга записываются в основном трудоустроенные IT-специалисты уровня middle и middle+. Это люди 27–38 лет, уже обладающие опытом в профессии, преимущественно мужчины. На курсы они приходят, чтобы повысить свою квалификацию — добрать нужные компетенции, освоить необходимый стек технологий.
Цели студентов
На программах рескиллинга. Дарья Борисанова поделилась, что около 80% студентов ставят перед собой цель освоить новую профессию и устроиться на работу. Часть стремится к иной карьерной траектории — после получения новой профессии выйти на фриланс.
Любопытно, что некоторые студенты идут на курсы рескиллинга, чтобы закрыть пробелы в текущей профессии, хотя, казалось бы, с этим запросом логичнее выбрать курс апскиллинга. Как заметила Дарья, специалисты покупают целый курс по своей профессии, когда доверяют школе или их привлекают эксперты курса, когда хотят иметь под рукой систематизированный и обновляемый контент.
По словам спикера, студенты на рескиллинговых курсах нередко проявляют завышенные ожидания — что, например, девятимесячное обучение профессии с нуля позволит сразу же занять должность с зарплатой от 200 тысяч рублей. Поэтому Дарья предостерегает маркетологов от нереалистичных обещаний в позиционировании курсов.
Как рассказали представители «Нетологии» и Otus, и программы рескиллинга, и программы апскиллинга они проектируют от результата, применяя компетентностный подход — студенты осваивают наборы компетенций, необходимых им для выполнения рабочих задач и развития в карьере. Однако, в соответствии с целями студентов, программы рескиллинга в «Нетологии» также включают в себя помощь в поиске работы — студентов учат составлять резюме и портфолио, проходить собеседования.
На программах апскиллинга. Как уже упоминалось выше, на курсы апскиллинга записываются трудоустроенные специалисты, которые хотят повысить квалификацию, закрыть пробелы в знаниях и навыках, освоить смежную предметную область, чтобы продвинуться в карьере и повысить доход. По словам Натали Кошелевой, на курсы для опытных специалистов нередко приходят люди с реальными рабочими задачами, чтобы проконсультироваться с преподавателями. По её наблюдениям, целевая аудитория программ апскиллинга в принципе почти не обращает внимания на оформление лендинга курса, однако ей очень важна информация о программе и экспертах.
Как рассказала Юлия Шенгелия, с неоправданными ожиданиями от студентов апскиллинговых курсов Otus практически не сталкивается — люди, как правило, понимают, что, например, для достижения следующего грейда в первую очередь важен опыт работы, а не прохождение курсов. Однако бывает такое, что студент, которого на курс направил работодатель, не ставит для себя никаких целей и проходит обучение «для галочки».
Длительность курсов
На программах рескиллинга. Курсы для освоения профессии с нуля, по словам Арины Пантиной, в «Нетологии» длятся обычно от 6 до 24 месяцев.
На программах апскиллинга. В Otus, как рассказала Натали Кошелева, обучение на курсах апскиллинга рассчитано на 2–5 месяцев.
Учебные форматы
На программах рескиллинга. Дарья Борисанова поделилась, что для подачи теоретического материала «Нетология» использует и в рескиллинге, и в апскиллинге одни и те же форматы — синхронные вебинары, записанные видеолекции и лонгриды. Разве что для новичков в профессии бывает больше «живых» вебинаров — чтобы студенты чувствовали поддержку от преподавателя и напрямую задавали ему вопросы.
Для повторения и закрепления теоретического контента в программах рескиллинга присутствуют тесты и квизы, а для отработки практических навыков — тренажёры. Есть и домашние задания с автоматической проверкой и с проверкой преподавателя, а также консультации. Поскольку изучаемая профессия для учащихся на таких курсах — совершенно новая сфера, поддержка и обратная связь имеют большое значение.
На программах апскиллинга. Натали Кошелева рассказала, что в Otus 90% учебных занятий составляют синхронные вебинары. По её словам, аудитории опытных специалистов тоже очень важно иметь живую, то есть синхронную связь с преподавателями и возможность напрямую задавать вопросы — именно потому, что они приходят на курс зачастую ради общения с конкретным экспертом.
Для практики на курсах апскиллинга применяют онлайн-воркшопы с соревновательным элементом, которые ведут два-три преподавателя. Студенты делятся на команды, и под руководством эксперта каждая команда выполняет групповое задание, после чего презентует результаты всей группе.
Выбор экспертов
На программах рескиллинга. По словам Арины Пантиной, на курсах рескиллинга в «Нетологии» есть два типа экспертов. Первый тип — успешные представители профессии, признанные эксперты в своей области, которые, как правило, не обладают опытом преподавания. Обычно это очень занятые люди, они не могут уделять много времени разработке учебного контента и взаимодействию со студентами. К тому же специалисты с большим опытом зачастую не помнят, каково быть новичком в профессии, поэтому вопросы студентов могут вызывать у них непонимание.
Арина рассказала, что такие эксперты вдохновляют студентов и служат ролевыми моделями самореализации в профессии, и занятия с ними лучше всего размещать в начале и в конце курса. В начале они помогут студентам составить представление о профессии и возможных карьерных треках. А в конце курса, когда учащиеся уже погружены в тему, эксперты поделятся, например, актуальными трендами и инструментами.
Второй тип экспертов, который преобладает на курсах рескиллинга, Арина назвала «эмпатичными преподавателями». Это специалист, который уже имеет тот или иной опыт преподавания (в том числе неформального — например, в роли наставника для коллег) либо просто умеет хорошо объяснять, передавать новичкам свой опыт в понятной для них форме. Такой эксперт понимает трудности, возникающие в начале профессионального пути, и может научить студентов с ними справляться.
На программах апскиллинга. Как рассказала Натали Кошелева, на курсах для профессионалов в первую очередь важны именно общепризнанные эксперты — «звёзды» в своей сфере деятельности, которые работали с известными на рынке проектами, выступают на отраслевых конференциях. По словам спикера, то, что им сложно поставить себя на место новичка, здесь не играет роли — опытные специалисты ценят то, что преподаватель быстро погружает их в тему, подаёт материал чётко и без воды, не останавливаясь на всем известных азах, делится реальными кейсами.
Читайте также:
Обучение на рабочих кейсах
На программах рескиллинга. Практика на реальных задачах и кейсах очень важна, однако студентам, которые только погружаются в новую профессию, было бы сложно сразу начать работать над полноценным проектом. Поэтому в «Нетологии», как рассказала Дарья Борисанова, действует своего рода внутренняя биржа фриланса: любая компания может заполнить специальный бриф и предложить студентам задание. Как правило, это несрочная и несложная задача, на которую у штатных сотрудников не хватает времени и которую можно делегировать новичкам. Методисты «Нетологии» отбирают такие задачи и добавляют в курсы, встраивая в подходящие модули. Студенты выполняют задания, получая опыт решения реальных бизнес-задач и кейс в портфолио, а компания принимает работу и даёт фидбэк.
На программах апскиллинга. По словам Натали Кошелевой, последний модуль в курсах апскиллинга в Otus — всегда проектный. И у студентов есть возможность поработать над реальным полноценным проектом. В идеале — таким, который предоставляют партнёры Otus, крупные российские компании. Результаты проектной работы также оценивают эксперты из компании-партнёра. И при наличии открытых вакансий лучшие студенты нередко трудоустраиваются в компанию, над проектом которой они работали.
Бывает, что в курс невозможно добавить реальный проект из индустрии. Например, аналитики в реальных условиях работают со сложными информационными системами и базами данных огромного объёма. Во-первых, подобный проект вряд ли получится охватить за 2–5 месяцев обучения на курсе, не говоря уже об отдельном проектном модуле. Во-вторых, ни одна компания по понятным причинам не предоставит свои реальные данные для анализа студентам. В таких случаях методисты Otus разрабатывают кейсы и проекты, как можно более приближенные к реальным.
Различия в проектировании курсов рескиллинга и апскиллинга: сравнительная таблица
Критерии сравнения | На программах рескиллинга | На программах апскиллинга |
---|---|---|
Возраст студентов | В основном — от 25 до 40 лет, но бывают и подростки, и пожилые люди | От 27 до 38 лет |
Цели студентов | Получить новую профессию и трудоустроиться по ней либо выйти на фриланс | Развиваться в текущей профессии — повысить квалификацию, добрать нужные компетенции или освоить смежную область |
Длительность курсов | От 6 до 24 месяцев | От 2 до 5 месяцев |
Используемые форматы | Асинхронные видеолекции, лонгриды, синхронные вебинары, тесты, тренажёры, домашние задания с автоматической проверкой и обратной связью от преподавателя | Синхронные вебинары, домашние задания с проверкой преподавателя, воркшопы для групповой работы |
Выбор экспертов | В основном — специалисты с опытом преподавания, а «звёзд» привлекают преимущественно для маркетинговых целей | «Звёзды» — общепризнанные эксперты с большим опытом и известными проектами в своей сфере деятельности, опыт преподавания не обязателен |
Обучение на рабочих кейсах | Выполнение несложных и не слишком объёмных рабочих задач, которые индустриальные партнёры делегируют студентам | Работа над реальными довольно большими проектами из индустрии или максимально приближенными к реальным |
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Кейс: как сделать онлайн-курс, который подойдёт и новичкам, и людям с опытом
- Какими могут быть единые стандарты оценки качества онлайн-курсов: результаты исследования
- Как дополнить онлайн-курс проектно-ориентированным обучением
- Проектирование профессионального обучения: как создают большие курсы
- Как построить курс, который приведёт новичка к профессиональному мастерству