Американские исследователи из Политехнического института Вирджинии выяснили по итогам 50-летнего проекта Abecedarian, что получившие образование в течение первых пяти лет жизни дети из неблагополучных семей во взрослом возрасте чаще имеют полноценную работу и поддерживают хорошие отношения с родителями. Об этом учёные рассказали в статье, вышедшей в журнале Medical Research Archives.
Что это за проект и какие результаты были получены ранее
Исследование Abecedarian началось в 1970-е годы с участием детей из 111 бедных семей, в основном афроамериканских, которые по нескольким параметрам относились к группе риска (например, детей воспитывала одинокая мать или родители были подростками даже без школьного образования). Все семьи в проекте получали помощь социальных служб. Кроме того, за детьми наблюдали педиатры — в частности, контролировали их питание.
Но по одному параметру участников разделили на экспериментальную и контрольную группы. Каждому ребёнку из экспериментальной группы в возрасте до пяти лет предоставили индивидуальную программу раннего обучения с образовательными играми. Занятия были сосредоточены на социальных, эмоциональных и когнитивных областях развития, но особое внимание уделялось языку. Дети из контрольной группы в раннем обучении не участвовали. Уже после запуска оригинального проекта в 1970-е и 1980-е годы исследователи набрали более многочисленные группы семей, где применили тот же принцип. Общее число участников составило 1160 человек.
Первые результаты раннего образования проявились уже в школьные годы. Дети из группы раннего обучения значительно лучше читали и считали и реже получали неудовлетворительные оценки. Например, участники контрольной группы почти вдвое чаще оставались на второй год в том же классе.
В дальнейшем участники из группы раннего обучения продолжали демонстрировать успехи. Например, среди них было больше студентов вузов, чем в контрольной группе, больше квалифицированных работников. Проявилась разница и в показателях здоровья. Например, у тех, кто проходил раннее обучение в прошлом, к 30 годам реже выявляли депрессию и зависимости.
Что показала оценка взрослых участников
В возрасте 40 лет участники разных волн проекта проходили оценку структуры и функций мозга. Также оценивалось их поведение во время структурированных социальных игр, проводились опросы о качестве их отношений с родителями и об их экономическом положении.
Выяснилось, что люди из группы раннего обучения более склонны к сотрудничеству и чаще стремятся к достижению долгосрочных результатов во время игр.
Самоотчёт о текущей жизненной ситуации выявил многочисленные различия между двумя группами. У тех, кто получал раннее образование, в сравнении с теми, кто его не получал, наблюдались:
- более прочные позитивные социальные отношения во взрослом возрасте как с матерями, так и с отцами (или лицами, заменяющими родителей) — 86 против 58%;
- более благоприятные оценки собственного здоровья — 52 против 36%;
- более высокие показатели занятости на полный рабочий день — 79 против 61%.
Авторы исследования отмечают, что раннее образование, конечно, не единственный фактор, который повлиял на благополучие участников проекта. Но они считают, что интенсивное и качественное обучение в первые годы жизни запустило каскад благоприятных событий в жизни детей. Например, поскольку программа помогла им с успешным стартом обучения в школе, в дальнейшем они чаще продолжали образование и находили высокооплачиваемую работу.
Ранее другое многолетнее исследование, проводившееся в Финляндии, показало, что проблемы в адаптации детей к школе вызывают повышенный риск когнитивных нарушений во взрослом возрасте.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!