Популярные инструменты на основе генеративного искусственного интеллекта (ИИ), например ChatGPT, позиционируют как средство сокращения нагрузки для многих специалистов, в том числе для педагогов. Однако необходимость идти в ногу со временем для многих педагогов — дополнительное бремя, считает Притен Шах, основатель консалтинговой фирмы Pedagogy.Cloud и автор книги «ИИ и будущее образования: преподавание в эпоху искусственного интеллекта» (AI & The Future of Education: Teaching in the Age of Artificial Intelligence). Об этом он высказался в колонке в издании Education Week.
Притен Шах отмечает, что в начале популярности ChatGPT он был на стороне «ИИ-оптимистов», ожидавших, что новая технология существенно снизит нагрузку на учителей. Но до сих пор эти обещания далеки от реальности.
Дело в том, что для освоения нового инструмента педагогам приходится прикладывать гораздо больше усилий, чем, по словам эксперта, обычно признают руководители в школах и в учебных округах. Ведь учителя не только должны изучить ChatGPT как пользователи, но и понимать работу технологии, чтобы уметь вести с учащимися содержательный разговор о её плюсах и минусах. И вместе с этим они несут дополнительные финансовые расходы, которые связаны с оплатой более мощных инструментов.
Кроме того, в связи с развитием инструментов ИИ появилась необходимость в изменении учебных программ. Наиболее острый вопрос — письменные домашние задания, которые учащиеся могут легко списать с помощью ИИ. От учителей ждут, что они переосмыслят сами задания и критерии оценок, но информации о том, как вносить необходимые изменения, очень мало. Выработка новых подходов и их изменение по мере того, как усиливаются технологии, — отдельная немалая часть нагрузки.
«Если мы все — администраторы, политики и внешние партнёры — не справимся с этими вызовами, то будем способствовать кризису выгорания, с которым сталкиваются наши учителя. Мы увидим, как педагоги всё больше страдают от давления, связанного с необходимостью адаптироваться к новым технологиям без адекватной поддержки, как ученики с трудом ориентируются в быстро меняющемся образовательном ландшафте и как увеличивается разрыв между обещаниями и реальностью по внедрению ИИ в классе», — считает Шах.
В марте 2024 года опрос 1000 американских работников школ показал, что 59% опрошенных американских педагогов не используют в работе ChatGPT и другие инструменты на основе генеративного искусственного интеллекта. Главная причина, которая была названа учителями, — «иные профессиональные приоритеты». 36% сообщили, что не знают, как использовать ИИ-инструменты, а 29% — что не имеют представления, где их найти. При этом растут требования и к профессиональной подготовке учителей. Применительно к математике об этом, например, сообщил Национальный совет учителей математики США (National Council of Teachers of Mathematics).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!