Образование
#новости

Чаще меняют школу дети в крупных городах

Большой пользы в плане учёбы или психологического состояния это решение, похоже, не приносит.

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ выяснили, с какими факторами связаны решения семей о смене школы для ребёнка. Для этого они использовали данные онлайн-опроса родителей школьников, проведённого в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 учебном году. Исследование опубликовано в журнале «Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перспективы».

С какими объективными факторами связана смена школы

Как отмечают авторы, смена школы в процессе обучения — довольно распространённое в России явление, ежегодно оно затрагивает миллиона школьников, или порядка 6% всех учащихся. Но причины, которые приводят семьи к такому решению, изучены мало. Из исследований в других странах известно, что к смене школы могут приводить как объективные факторы (например, переезд или переход на следующий уровень школьного образования), так и субъективные — желание родителей, чтобы ребёнок учился в более сильном учебном заведении, неблагоприятный школьный климат, низкие академические результаты ребёнка и так далее. В опросе специалисты из НИУ ВШЭ попытались оценить, какие из этих факторов характерны и для России.

Выборка исследования (без учёта родителей первоклассников) составила 13 032 человека. Опрошенных разделили на три группы в зависимости от того, как часто их дети меняли школы:

  • один раз — 14,8%;
  • несколько раз — 2,9%;
  • не меняли школу — 82,3%.

В результате выяснилось, что чаще всего меняют школу учащиеся в крупных населённых пунктах. Среди тех опрошенных, кто менял школу для детей один или несколько раз, — по 38% жителей городов с числом жителей от 100 тысяч до миллиона. Это может означать, что в городах у семей более высокий уровень требований к качеству школьного образования — и, конечно, больше возможностей выбора учебных заведений.

Однако среди родителей, чьи дети меняли школу один или несколько раз, оказалось по 13–16% сельских жителей. То есть для сельских семей смена школы — тоже нередкая практика. Но если судить по тому, что чаще, чем школьники из городских семей, сельские дети переходили в новую школу в другом населённом пункте или даже в другом регионе, то это обычно вынужденное решение — из-за переезда семьи или закрытия школы на старом месте.

Помогает ли смена школы учиться

Исследователи обнаружили связь между сменой школы и академическими результатами ребёнка: дети с опытом смены школы учатся немного хуже. Например, среди них меньше школьников, кто учится только на «4» и «5», чем среди тех, кто школу не менял. Если объединить опрошенных в две группы (то есть посчитать отдельно тех, кто учится только на «4» и «5», включая «круглых отличников», и тех, у кого бывают и более низкие оценки, в том числе «3» и «2»), то различия ещё чуть увеличатся.

Связь смены школы с благополучием ребёнка и удовлетворённостью родителей местом его обучения однозначно подтвердить не удалось. Родители, чьи дети меняли школу, чаще сообщали о проблемах в их социально-психологическом состоянии: такие школьники несколько чаще испытывают трудности в общении со сверстниками и чаще утомляются. При этом опрошенные с опытом смены школы выше оценивают самостоятельность своих детей, например сообщают, что те не нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий.

По уровню удовлетворённости образовательным процессом родители, менявшие школу для детей, не отличаются от тех, кто этого не делал. Но у них сохраняется более высокая готовность при возможности сменить школу ещё раз. А ещё выяснилось, что в семьях, где детям меняли школу, родители чуть меньше вовлечены в школьную жизнь и учебный процесс ребёнка. У этого могут быть объективные причины: возможно, из-за переездов или по другим обстоятельствам родители просто не успевают познакомиться с новыми педагогами, войти в родительские комитеты и так далее.

Но исследователи приводят и другое объяснение: возможно, чаще меняют школы для детей семьи, которые склонны решать учебные проблемы таким путём. Если у ребёнка в школе возникают трудности, то они воспринимают их как следствие низкого качества работы школьных педагогов и администрации или влияние слабого контингента учащихся. Но и после смены школы такие родители относятся к учебному заведению, где учится ребёнок, критически. Авторы статьи предполагают, что негативные характеристики школы, на которых фокусируются респонденты, чьи дети несколько раз меняли учебное заведение, на самом деле характерны для всей системы школьного образования. И потому в их случае стратегия смены школ себя не оправдывает, а только ухудшает ситуацию.

Ранее мы рассказывали о факторах, которые приводят к переводу школьников на семейное обучение. В их числе не только проблемы со здоровьем ребёнка или со школьным климатом, но и желание родителей развивать у детей самостоятельность и более активно включаться в учебный процесс. Однако в большинстве случаев родители не могут самостоятельно вести для своих детей занятия по школьным предметам, и семейная форма обучения предполагает высокие затраты на репетиторов, онлайн-платформы с учебным контентом и другие форматы обучения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована