Об этом говорится в информационном бюллетене Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования» №12.
Что и как изучали
В новом выпуске бюллетеня описано исследование отношения российских семей к высшему образованию, их ожидания от него, а также барьеры на пути к его получению.
В рамках работы специалисты провели опрос 622 семей, в которых есть ученики 8–11-х классов, и 32 575 студентов из вузов 80 регионов.
Для определения социально-экономического положения семей исследователи оценили, для каких приобретений респондентам не требуется брать кредит. Опрошенных разделили на три группы:
- с низкими доходами — те, кто может позволить себе только покупку еды и одежды;
- со средним — те, кто может купить бытовую технику;
- с высоким — те, кто способен приобрести недвижимость или автомобиль.
Как образование и материальное положение родителей влияют на траекторию развития ребёнка
Прежде всего учёные напоминают, что проведённые ранее исследования доказали влияние уровня образования родителей на траекторию развития детей — семьи задают соответствующие ориентиры.
Тем не менее важно не только это. В данном вопросе существует целый ряд нюансов. Например, уровень образования и доходов влияют на то, какой уровень образования родители считают оптимальным для ребёнка.
А ещё эти показатели влияют на представления родителей об академических способностях их детей.
Кроме того, социально-экономическое положение и уровень образования часто определяют ценность вузовского диплома в глазах населения.
Все графики ярко демонстрируют, что наличие высшего образования и уровень доходов респондентов влияют на их отношение к получению диплома. Так, люди, которые сами окончили вуз и имеют большой достаток, чаще говорят о важности образования, а также больше склонны верить в наличие академических способностей у своих детей и в целом желать, чтобы они не ограничивались бакалаврской степенью.
Зачем нужно высшее образование и какие существуют барьеры к его получению
Авторы исследования отмечают, что всё больше россиян стремятся к тому, чтобы их дети получили университетский диплом. Говоря о том, зачем это нужно, респонденты прежде всего отметили факторы, связанные с материальными благами, например:
- получение высокооплачиваемой работы — 66%;
- построение успешной карьеры — 64%;
- получение востребованной специальности — 54%.
Далее с большим отрывом следуют факторы, связанные скорее с интеллектуальной составляющей:
- получение интересной, творческой работы — 27%;
- жизнь в окружении культурных, образованных людей — 14%;
- становление культурным человеком — 9%.
Выходит, материальное благополучие ценится россиянами гораздо выше всего остального. При этом зачастую именно оно и определяет, сможет ли ребёнок получить высшее образование. Из числа тех, кто уже решил, что их дети не пойдут в вуз, 35% респондентов признались, что это связано с недостатком денег у семьи. А ещё 17% указали на дефицит бюджетных мест в университетах.
Ещё одна причина для отказа от высшего образования — чтобы ребёнок как можно скорее вышел на рынок труда.
Как изменить сложившуюся ситуацию
Подводя итог, авторы отмечают, что более 80% семей независимо от уровня образования и доходов считают ценным вузовский диплом и хотели бы, чтобы их дети смогли получить его. Однако многие россияне просто не могут себе этого позволить. В связи с этим эксперты предлагают несколько мер:
- повышение осведомлённости населения об образовательном кредите и условиях его получения;
- увеличение стипендий до объёмов, достаточных для покрытия необходимых расходов во время обучения в вузе;
- увеличение числа бюджетных мест.