В Российской академии образования поделились данными исследования о том, что большинство школьников в России сталкиваются с математической тревожностью. Это чувство напряжения и тревоги, которое возникает при взаимодействии с математической информацией и мешает не только учёбе, но и работе с числами в самых разных повседневных ситуациях.
Всего, как сообщили в РАО, в опросе участвовали 6426 школьников разного возраста из семи федеральных округов страны. 53% опрошенных испытывают математическую тревожность. При этом тревогу среднего уровня ощущают 28,5%, а высокого — 24,5%.
В опросе впервые использовали скрининговую методику «Сокращённая шкала математической тревожности» (СШМТ), адаптированную для русскоязычных участников специально для этой работы. Это опросник из девяти пунктов, в каждом из которых респонденту необходимо оценить, насколько большую тревожность у него вызывает та или иная учебная ситуация — например, само присутствие на уроке математики, домашнее задание или тест по ней. Апробации этого инструмента среди школьников 7–9 классов посвящено исследование учёных РАО, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology. Авторы подготовили ещё одну научную работу на основе данных из этого же опроса, но уже на тему школьников 10–11 классов — она готовится к публикации.
Анализ данных по младшей возрастной группе, подросткам 13–16 лет, выявил, что высокая тревожность чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков, — и в ситуации теста, и на обычных уроках они нервничают сильнее. Однако сама структура тревожности по поводу математики не различалась в зависимости от пола. В целом полученные данные соотносятся с результатами аналогичных исследований в других странах.
Математическая тревожность — один из факторов, который влияет на успеваемость по математике и другим точным наукам. А ещё тревога из-за математики может влиять на популярность профессий в сферах науки, инженерии и технологий: люди, испытывающие подобный стресс, склонны избегать связанных с математикой профессий.
Исследователи рекомендуют педагогам не увлекаться заданиями со строгими временными рамками во время занятий. Контрольные и тесты на время только усиливают стресс, который имеется у учеников. Вместо этого предлагается чаще использовать вовлекающие подходы, которые позволяют глубже понять предмет. Так, ранее стало известно, что интегрированные уроки математики и музыки способны снизить математическую тревожность.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!