Образование
#новости

Больше трети студентов не знают, по какой специальности они будут работать после выпуска

Причём у старшекурсников определённости не прибавляется.

Директор центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Финуниверситета при Правительстве РФ Наталья Киселёва на форуме «Преобразование образования» в Томске представила доклад «Работа по специальности: притягивающие и выталкивающие факторы». В своём выступлении Киселёва рассказала об отношении студентов к работе по специальности и о том, как на него влияет направление и уровень обучения. В основе доклада — опрос, в котором участвовали 26 546 студентов вузов и колледжей Красноярского края и регионов Центрального федерального округа.

Как студенты относятся к работе по специальности

Ответы на вопрос о том, по какой специальности учащиеся планируют работать, распределились так:

  • не определились с этим 38,5%;
  • будут работать по специальности, на которой учатся сейчас, 36,9% (но лишь 13,1% решили точно, а 23,8% ответили «скорее всего»);
  • хотят в будущем работать по другой специальности 17,9%.

При этом 5,4% студентов собираются получить в будущем образование по другому профилю и работать по нему. Среди направлений, по которым опрошенные хотят получить другую специальность, — IT, творческие профессии, анализ данных, цифровая экономика.

Наталья Киселёва подчеркнула, что распределение от курса к курсу не слишком меняется — то есть определённых планов у большой части студентов нет ни на первом курсе, ни на четвёртом. Нет существенных различий и между студентами разных уровней образования — бакалавриата, магистратуры, среднего профессионального образования. Исключением стал только специалитет.

Среди опрошенных студентов программ специалитета почти половина (46%) уверенно сказала, что они планируют работать по специальности. Сегодня такой уровень образования преимущественно имеют медики, а также некоторые инженеры и юристы. Именно профилями обучения объяснила отличия специалитета Наталья Киселёва. По её словам, на техническую или медицинскую специальность поступают более осознанно: экзамены по естественно-научным предметам сложные, к ним нужно долго готовиться. Не получится в 11-м классе решить стать врачом и меньше чем за год подготовиться к поступлению. В результате выпускники таких вузов чаще работают по выбранному профилю, чем гуманитарии.

В целом среди притягивающих факторов (способствующих выбору работы по специальности) исследовательница выделила:

  • осознанный выбор профессии;
  • производственно-ориентированную форму взаимодействия с работодателями;
  • участие работодателей в проведении занятий;
  • развитый рынок труда в регионе.

Среди выталкивающих (не способствующих работе по специальности):

  • недостаточную профориентационную работу;
  • несоответствие качества образования запросам;
  • низкий доход студентов;
  • отсутствие дополнительного профессионального образования;
  • несоответствие уровня образования требованиям вакансий.

Проведение представителями работодателей занятий и наличие стипендий от компаний, по результатам исследования, в 1,5 раза увеличивает число студентов, готовых работать по профессии. При этом только стипендии — без участия компании в обучении студентов — не приводят к таким результатам. Предоставление в компании мест практики полезно для сомневающихся студентов, особенно если представители работодателя не проводят занятий.

Как работают до поступления

Современные студенты начинают работать очень рано. По словам Киселёвой, треть опрошенных где-то уже работала в период до 18 лет. К окончанию вуза многие имеют опыт работы по специальности, которая отличается от полученной в вузе. Иногда это заставляет респондентов продолжать именно тот рабочий трек, который они начинали в совсем юном возрасте.

При этом полностью удовлетворены своей текущей работой только 20,3% студентов. 73,3% удовлетворены частично, а 6,4% совсем не удовлетворены. Ключевыми проблемами респонденты называют низкий уровень зарплат и высокую конкуренцию.

Интерес подростков к работе подтвердил опрос, который в октябре и ноябре провела образовательная компания Maximum Education среди учеников 7–11-х классов из всех регионов России. В нём приняли участие 1293 человека. Как оказалось, 16% школьников имеют постоянную подработку, а 62% их неработающих сверстников хотели бы устроиться на работу. Самыми популярными позициями оказались промоутеры, продавцы и официанты.

Ранее стало известно, что 86% студентов поддерживают идею совмещения работы и учёбы, из них 40% готовы работать не по специальности. Идею о том, что студент должен работать по любой специальности, поддержали также 21% родителей и 19% выпускников очных отделений российских вузов.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована