Такие сведения есть в аналитическом докладе Института образования НИУ ВШЭ «Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов». Он вышел в рамках Мониторинга экономики образования. Основой стал опрос родителей школьников из разных регионов в 2020/2021 учебном году.
Что стало известно про дополнительное образование
Родителей спросили, почему их дети не посещают в школе или вне школы дополнительные занятия (кружки, секции, студии и клубы).
Оказалось, что самая распространённая причина, по которой дети не ходят на внешкольные занятия, — экономическая. «Нет возможности платить за занятия» или «Нет бесплатных занятий» — такие варианты в сумме выбрали 29,5% респондентов.
Ещё две самые распространённые причины — отсутствие поблизости интересных направлений дополнительных занятий, а также отсутствие времени из-за слишком большой школьной нагрузки. Так ответили по 26% опрошенных.
Другие причины:
- некому водить ребёнка на занятия (так ответили 17,7%);
- ребёнку достаточно дополнительных занятий в школе (17,1%);
- у ребёнка нет интереса, потребности в дополнительных занятиях (14,8%).
Что касается причин, по которым дети не посещают дополнительные занятия в школах, две самые частые из них — то, что в школе нет интересных для ребёнка дополнительных занятий (так ответили 45,8%), и то, что вне школы предлагаются более интересные дополнительные занятия (28,2%).
На какие занятия дети ходят в школах, а на какие — вне школ
Какие же занятия в основном предлагают школы? Больше всего — социально-педагогические, физкультурные и естественно-научные. Исследователи пишут, что занятия по предметам школьной программы и подготовка к экзаменам встречаются почти в два раза чаще в школе, чем вне её, военно-патриотическая подготовка, шахматы и подготовка к олимпиадам — в три или почти в три раза раза чаще предлагают в школах. А вот дополнительные занятия по иностранным языкам дети в 1,7 раза чаще посещают вне школ.
Любопытно, что распространённость в школах тех или иных программ дополнительного образования имеет ярко выраженную территориальную специфику. Исследователи отмечают, что спортивные, военно-патриотические и туристско-краеведческие программы, а также общественная деятельность чаще реализуются в школах малых городов и сельской местности и меньше всего представлены в Москве. Наиболее распространены школьные кружки военно-патриотического направления в Северо-Кавказском (12,0%), Дальневосточном (11,7%) и Сибирском (12,3%) федеральных округах.
Какие именно дополнительные занятия наиболее популярны у школьников, стало известно ранее из другого информационного бюллетеня в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. Из него известно, что доля тех, кто занимается чем-то только в школе, невелика (16%), а большинство детей посещают занятия вне школы (38,5%) или в школе и где-то ещё (23%).
Напомним, государственную систему дополнительного образования детей сейчас меняют, для этого весной наметили большой план до 2030 года. Среди целей — усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ «на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций», а также вовлечь детей в программы и мероприятия ранней профориентации.