«Больше 90% педагогов не имеют представления о познавательной деятельности ребёнка»
Профессор — о странной ситуации в педагогическом образовании.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Марьяна Безруких
профессор, академик Российской академии образования
Источник: «Вести образования»
— Больше 90% педагогов всех уровней образования не имеют представления о познавательной деятельности ребёнка и развитии мозга, а верят в мифы (об этом свидетельствует популяционное исследование 2019–2020 годов, в котором приняли участие более 60 тысяч педагогов в десяти регионах России). И самое странное — Министерство просвещения, получив эти данные, прекратило финансирование второго этапа проекта, по которому должен быть разработан современный учебник «Педагогическая физиология» и подготовлен цикл видеолекций для свободного доступа.
Контекст
В «Вестях образования» вышло интервью с Марьяной Безруких, где она коснулась такой проблемы: возрастная физиология некоторое время назад перестала быть обязательной дисциплиной в педагогических вузах, потому что «кто-то решил, что знания о закономерностях роста и развития, современные знания о развитии мозга и когнитивной деятельности педагогу не нужны». Последствия печальны: «Педагог, не знающий ребёнка, не понимающий, как влияет на рост и развитие стресс бесконечной гонки с препятствиями, но умеющий прикрыться так называемыми здоровьесберегающими технологиями, ничего в своей работе менять не может и не будет. <…> От ежеминутного, многодневного и многолетнего давления педагога на ребёнка (возможно, блестяще знающего свой предмет, но не имеющего представления о возрастных особенностях своих воспитанников) не спасёт ни школьный врач, ни психолог с дефектологом», — резюмирует профессор.
Сейчас много говорится о том, что дети в школах перегружены, и, похоже, для системного решения этой проблемы педагогам действительно не мешало бы знать физиологию детей и подростков. Будет ли это учтено в программах педагогического образования, которое сейчас переживает реформу, неизвестно. Во всяком случае Ольга Васильева, президент Российской академии образования, выступая в ноябре на Пятом профессорском форуме, говорила не об этом недостатке в подготовке педагогов, а о личностно-нравственном дефиците.
Что касается широкой распространённости среди учителей различных нейромифов (то есть попросту незнания того, как на самом деле функционирует мозг), то этот печальный факт подтверждается не только российскими, но и зарубежными исследованиями. А нейронауки именно в сегменте образования — вообще молодая исследовательская область, которая ещё только формируется. Получается, что современная профессиональная педагогика, как бы парадоксально это ни прозвучало, многого не знает о предметной области, которая, казалось бы, должна быть для неё одной из ключевых и фундаментальных.