Образование
#новости

«Белый интернет» и проверка онлайн-учебников: что планирует комитет Госдумы по просвещению

Основной задачей депутаты считают создание единого образовательного пространства в стране.

Теперь в российском парламенте вопросами образования занимаются два комитета — отдельно по просвещению, отдельно по образованию и науке. Председатель комитета по просвещению Ольга Казакова и её коллега Эльвира Аиткулова на онлайн-конференции в информационном агентстве «Россия сегодня» рассказали, какими проблемами образования депутаты займутся в первую очередь.

Зачем нужны два комитета

Логика появления двух «образовательных» комитетов вместо одного в том, что в исполнительной власти сфера образования сейчас тоже разделена между двумя ведомствами — министерством просвещения и министерством науки и высшего образования. Комитет Госдумы по просвещению будет заниматься тем же, что и профильное министерство, — то есть вопросами, связанными со школами, детсадами и средним профессиональным образованием. Тем не менее, по её словам, со многими законопроектами комитеты будут работать вместе и выступать соисполнителями.

В составе комитета по просвещению есть как недавние директора школ и бывшие учителя, так и люди без опыта работы в системе образования — например, публицист Анатолий Вассерман.

Какие законопроекты на очереди

«Запрос очень большой на то, чтобы были видимые изменения в системе образования», — подчеркнула Ольга Казакова. Комитет по просвещению начнёт работу с тех запросов, которые уже оформлены как поручения президента РФ.

Во-первых, более 30 законопроектов на разных стадиях готовности достались депутатам «в наследство» от предыдущего состава Госдумы — например, отказ от термина «образовательная услуга» в законодательстве.

Во-вторых, комитет считает очень важным вопрос создания единого образовательного пространства в стране. Под этим депутаты понимают следующие задачи:

  • равный доступ к образованию в разных частях страны, в том числе за счёт развития инфраструктуры — строительство и ремонт школьных зданий, подключение к интернету и оснащение классов;
  • единство содержания образовательных программ;
  • единый подход в подготовке педагогов;
  • единство подходов к воспитанию.

При этом и Казакова, и Аиткулова подчеркнули, что система образования велика и разнообразна, а решения для разных регионов не могут быть одинаковыми. Но база у школьного образования, считают они, всё-таки должна быть общей — хотя бы потому, что дети переезжают из региона в регион. «Основные функции, которые выполняются [учителем], должны быть едиными, одинаковыми, и педагоги должны быть к этому готовы», — заметила Казакова.

Повышение зарплат педагогам и снижение бюрократической нагрузки в числе первоочередных задач комитета тоже упомянули. Пока из конкретных мер депутаты назвали уже введённые изменения в оплате работы классных руководителей и кураторов групп в СПО.

Нужны ли законы против буллинга

На днях комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей проводил обсуждение проблемы с нападениями в школах. Представители комитета по просвещению тоже в них участвовали, но ни к каким значимым результатам, по словам Ольги Казаковой, обсуждение не привело — слишком велика тема.

У безопасности школ много составляющих, и каждую надо обсуждать отдельно — как охраняются входы, как работают психологи, как дети вовлекаются в социальную жизнь школы, получают ли школьники при необходимости психиатрическую помощь. «Нельзя с наскоку сказать: „Вот если мы сейчас поставим более высокий забор, то всё, мы обеспечим безопасность“», — подчеркнула Казакова.

Эльвира Аиткулова согласилась и отметила ещё несколько сторон проблемы за пределами школы — информационное освещение нападений (ответственность журналистов) и доступ к контенту о них в интернете. По словам Аиткуловой, сейчас на базе комитета по просвещению формируется рабочая группа по «белому интернету», которая будет искать пути защиты детей от потенциально вредной информации.

Вопрос журналистов о борьбе с буллингом в школах и в интернете депутаты тоже отнесли к теме безопасности. Смысла ужесточать наказания за травлю или принимать другие законодательные решения по этому поводу Казакова и Аиткулова не видят. Пока в комитете начала действовать рабочая группа по проблеме, планируется также запустить инициативу по медиации, чтобы была возможность обратиться к третьей стороне для разрешения внутришкольных конфликтов. Казакова рассчитывает, что подготовленные ими решения останутся в рамках действующего законодательства:

«Я сторонник того, что в решениях, которые касаются школы, не должно быть резких движений. Не нужно нам делать белое чёрным, а холодное горячим. Мы не должны травмировать эту систему».

Учебный контент верифицируют

Ещё два всегда актуальных вопроса о школьном обучении — эффективность ЕГЭ и дистанционный формат занятий. Отмены ЕГЭ всё-таки не предвидится: и Ольга Казакова, и Эльвира Аиткулова уверены, что он расширил возможности выпускников школ по поступлению в вузы, а современная форма экзамена далеко ушла от примитивных тестов и оправдывает себя. Что касается стресса перед ЕГЭ, классические экзамены создавали ничуть не меньше волнения. Любые резкие инициативы в духе отмены тестов и возвращения к традиционному формату выпускных и вступительных экзаменов — это те самые «резкие движения», которые школе не нужны.

Единственные перемены, к которым депутаты готовы всегда, — решения патриотической направленности. Например, Аиткулова сообщила, что региональный парламент Республики Башкортостан готовит законопроект для Госдумы о сдаче ЕГЭ по родным языкам. По её словам, это во многом вопрос воспитания: «Человек, который знает свой родной язык, любит свою семью, вырастет патриотом большой страны и будет информационной пропаганде, которая идёт извне нашей страны, противостоять».

Дистанционное обучение не требует каких-либо специальных законодательных решений, считает Ольга Казакова, так как это исключительно временная и вынужденная мера, решения о которой отданы на откуп регионам. Единственная свежая поправка в законодательство, связанная с дистантом, — введение верификации электронных образовательных ресурсов для их использования в школах. Впрочем, в этом предложении ничего нового Казакова не видит:

«У нас сегодня есть государственная экспертиза по учебникам, то есть по бумажным носителям, а по электронным, получается, не было. Ничего нового мы здесь не делаем, а по аналогии с учебниками делаем, что такую же экспертизу должны получить все электронные программы, которыми пользуются образовательные учреждения. …Чтобы в образовательных учреждениях использовались только государственные информационные системы, то есть проверенные системы, которые не дадут утечки персональных данных».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована