Белл-Ланкастерская система обучения: что она собой представляла
Эта система появилась из-за нехватки учителей и стала средством массового образования. А в России она тесно связана с... декабристами!
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- кто такие Белл и Ланкастер, в честь которых названа система обучения, и при чём здесь Индия, если метод английский;
- в чём суть метода обучения по Белл-Ланкастерской системе и почему она быстро захватила мир;
- как война с Наполеоном привела к популярности Белл-Ланкастерских школ в России;
- зачем эта система обучения понадобилась декабристам;
- почему император Александр I сначала очень заинтересовался ланкастерским методом, а потом разочаровался в нём;
- что произошло с Белл-Ланкастерской системой дальше.
Как появилась Белл-Ланкастерская система обучения
В XVIII веке на Западе началась промышленная революция: всё шире стало распространяться фабрично-заводское производство, из деревень люди устремлялись в города и становились рабочими. Первой страной на этот путь глобальных перемен встала Великобритания.
Вместе с индустриальным хозяйством стало развиваться и образование. В новом мире оно приобретало всё большую ценность: чтобы стать квалифицированным рабочим, простого знания своего ремесла было уже недостаточно — требовалась хотя бы элементарная грамотность. О необходимости массового образования в это время твердили и интеллектуалы-просветители, считавшие, что разум и справедливость возможны только там, где доступ к знаниям есть у каждого. Они популяризировали педагогические идеи.
Однако на пути к массовому образованию имелось одно большое препятствие: чтобы организовать его в кратчайшие сроки, не хватало учителей. Решением этой проблемы стало ученическое наставничество.
Суть подхода была проста: учителя обучают старших или наиболее способных учеников, а те, в свою очередь, по рекомендациям учителей занимаются с остальными детьми. Идея была в принципе не новой: аналоги взаимного обучения были известны ещё с древнейших времён. Например, похожим образом формировалась система тьюторства в Средние века.
Основные принципы этой методики в конце XVIII века сформулировал шотландский священник, служивший в британской Индии. Его звали Эндрю Белл (1753–1832), и он возглавлял приют для мальчиков-сирот в Мадрасе. Белл увидел, как индийцы обучают детей писать без всякой бумаги, просто чертя буквы пальцами на песке. Будучи стеснённым в средствах, он решить использовать этот метод в своём приюте, но идея не понравилась его помощнику. Тогда Беллу пришло в голову назначить помощником одного из самых способных учеников, доверив ему учить младших.
Постепенно Белл распространил эту практику на все классы, то есть самые успешные ученики становились наставниками для других. По возвращении в Англию Эндрю Белл описал свой опыт в небольшой брошюре. Его практика получила название «Мадрасская система обучения». Помогающих учеников Белл называл «ашерами» (английское слово usher как глагол означает «сопровождать», а как существительное — младшего учителя или помощника учителя).
Однако главным популяризатором взаимного обучения стал лондонский учитель Джозеф Ланкастер (1778–1838), открывший в 1798 году свою школу. Он проникся книгой Белла, адаптировал его методы к европейским реалиям того времени и стал применять их у себя.
Использовать эту систему Ланкастера тоже во многом заставила необходимость экономить. Плата за обучение в его школе была в два-три раза меньше, чем в других подобных учебных заведениях, а около трети учеников Ланкастера посещали занятия и вовсе бесплатно. В итоге Ланкастер не мог себе позволить пригласить достаточное количество учителей или платных помощников и вынужден был привлекать к преподаванию способных учеников.
В 1803 году Ланкастер рассказал о своей методике в брошюре «Усовершенствования в образовании…», которая и прославила взаимное обучение.
В честь двух своих главных создателей система взаимного обучения получила название Белл-Ланкастерской.
В чём суть Белл-Ланкастерской системы обучения
Основная фигура в Белл-Ланкастерской системе — ученик, которому учитель доверяет обучать других учеников. Это может быть старший по возрасту или просто наиболее способный ребёнок. Ланкастер называл таких учеников «мониторами» (от английского слова monitor — «наблюдатель»). Благодаря этому его систему стали называть «мониторной» (по-английски — monitorial). Так что в итоге один и тот же подход известен под несколькими названиями: и мониторная, и мадрасская, и Белл-Ланкастерская система, и просто Ланкастерская — всё это одно и то же. Применялась эта система в начальной школе.
Чтобы понять, как это работало, нужно учесть тогдашнее типичное устройство обычных школ: классов в привычном нам понимании этого слова не было, в одном и том же помещении могло находиться много детей разных лет обучения и заниматься разными уроками, а учитель и его помощник перемещались между ними, давая задания. В Белл-Ланкастерской системе учитель разбивал детей на группы по 6–10 человек для изучения конкретных тем (например умножения, чтения или написания слов по слогам) и над каждой такой группой ставил монитора — чаще всего ученика последних ступеней обучения, который уже сам хорошо умел читать, писать или считать. Если монитор несправедливо поступал с учеником, тот мог пожаловаться на это учителю.
В больших школах были младшие и старшие мониторы. Первые непосредственно обучали других детей, а вторые помогали учителю следить за порядком во время занятий.
Дети собирались полукругом возле монитора и изучали с ним тему. В качестве пособий использовали наглядные таблицы, иногда похожие на опорные схемы, а также доски для письма. Учитель же только управлял процессом, причём делал это с помощью так называемого телеграфа — табличек с указаниями для мониторов. Перед тем как отдать какую-то команду, педагог привлекал внимание своих помощников специальным звонком.
Программа обучения была разбита на два больших предметных отдела: чтение с письмом и арифметика. Каждый из них состоял из отдельных мелких этапов (классов), посвящённых усвоению конкретных навыков. Например, на третьей ступени второго (арифметического) отдела изучали вычитание, на четвёртом — умножение, на пятом — деление и так далее. Каждый месяц учитель принимал у учеников экзамены, решая переводить ли их на следующую ступень.
В своих школах Ланкастер ввёл целую систему награждений и наказаний. Успешных учеников и мониторов стимулировали различными знаками отличия и «похвальными билетами», которые раз в неделю можно было обменять на что-то полезное. Например, на абонемент в библиотеку (в то время, задолго до появления кинематографа, возможность прочитать приключенческую книжку воспринималось действительно ценной наградой) или даже на деньги (правда, на символическую сумму). Обеспечить учеников такими «бонусами» Ланкастер смог благодаря поддержке, которую его школа вскоре получила от общественных организаций.
Что касается системы наказаний, то современного человека она способна шокировать, но для типичных школ той эпохи не была чем-то из ряда вон выходящим. Изучавший ланкастерские школы в Великобритании в 1810-е годы Иосиф Гамель описал лишь относительно мягкие варианты наказаний, хотя они бывали унизительными — проказников и нерадивых учеников лишали похвальных билетов, оставляли в классе на полчаса после окончания занятий, в течение месяца зачитывали их имена в классе по окончании уроков (что, конечно, влекло насмешки со стороны одноклассников), а того, кто явился в школу в неопрятном виде, могли заставить умываться публично. Но сам Ланкастер писал о гораздо более жестоких наказаниях, считая их при этом мягкой альтернативой «обычным телесным», то есть битью розгами. Например, ребёнку, который постоянно крутится по сторонам во время занятий, могли подвесить на шею тяжёлое поленце, а за беготню по классу обуть в колодки, а то и вовсе подвесить его в мешке или корзине к потолку.
Правда, за пределами той школы, где Ланкастер преподавал лично, такие ужасы не прижились, потому что их не одобряло английское Национальное общество содействия образованию бедных на принципах государственной церкви. Именно эта организация и стала главным инициатором распространения ланкастерской методики обучения по всей стране.
Ланкастер всячески пропагандировал свой метод обучения с мониторами как универсальный. Он проводил впечатляющие демонстрации — занятия одновременно с несколькими сотнями учеников. Ему даже удалось заручиться поддержкой короля Георга IV.
Как Белл-Ланкастерская система стала массовой
Система обучения с минимальным количеством учителей за счёт привлечения к процессу лучших учеников оказалась очень удачной для своего времени. Она позволяла давать образование дешевле и быстрее. По подсчётам французских специалистов того времени, на обучение тысячи детей обычными методами требовалось четыре года и 144 тысячи франков, а по Ланкастерской системе — два года и 9,5 тысячи франков. Кроме того, благодаря перераспределению обязанностей один учитель мог работать с большим количеством детей.
Это сделало обучение по Белл-Ланкастерской системе действительно массовым. Она отлично подходила школам для самых бедных и для огромного числа людей стала единственной возможностью получить хоть какое-то образование.
При этом считалось, что система не только снижала нагрузку на учителя, но и позволяла детям лучше усваивать материал: мониторам — за счёт повторения пройденного, остальным — за счёт получения более понятного, чем от учителя, объяснения от сверстника. Правда, в реальности картина не была столь радужной, но об этом расскажем чуть позже.
Белл-Ланкастерская система в короткие сроки стала популярной и получила поддержку властей, а также благотворительных обществ, заинтересованных в массовом просвещении простых людей. Так, в школах взаимного обучения, работавших только под покровительством Национального общества содействия образованию бедных на принципах государственной церкви в Великобритании, к 1817 году обучалось более 200 тысяч детей. Подобные учебные заведения стали открываться и в других странах: Франции, Дании, США, Италии, Бельгии, Австралии. Большую популярность «Ланкастерская метода», как её называли тогда, снискала и в России XIX века.
В чём же заключались недостатки этой методики? Они очевидны: ребёнок, который и сам ещё учится, не в состоянии полностью заменить учителя. Мониторы запросто могли объяснять предмет неправильно, и у них с «подопечными» случались обычные детские и подростковые конфликты. Вот как писал об этом педагог Дмитрий Семёнов, сам в детстве учившийся в школе, устроенной по такой модели в России:
«Всё учение не имело никакого развивающего характера, а вдалбливалось мониторами; дети, как попугаи, повторяли за монитором, пока не усваивали „учёбу“. Вместе с взаимной системой обучения в широких размерах практиковались и взаимная система наказаний и взяточничества». Под «взяточничеством» Семёнов имел в виду, что мониторы, пользуясь своей властью в группах, вымогали булочки, яблоки и копейки у подопечных.
Кроме того, отстранённость учителя от учебного процесса могла приводить к недостатку внимания со стороны взрослых и потере мотивации у учащихся.
И далеко не все родители были довольны тем, что их детей привлекают к преподаванию, то есть фактически к бесплатному труду. Ведь получалось, что мониторы были заняты вдвойне: и собственной учёбой, и обучением своих подопечных, особенно если помогали они не одноклассникам, а ребятам помладше (тогда, помимо своих занятий, они посещали занятия малышей).
Как ланкастерские школы появились в России и вскоре закрылись
В России ланкастерскими школами заинтересовались и общественники, и чиновники. А начало этому положила, как ни странно, российская армия. Военные командиры познакомились с этой системой обучения в ходе заграничного похода 1813–1814 годов, который стал следствием войны с Наполеоном. Некоторые командиры, заприметив эту методику, стали применять её для обучения своих солдат как военным наукам (например, обращению с новым оружием), так и Закону Божьему, грамоте и арифметике.
Центральная власть поддержала начинание, и в 1818 году «ланкастерскую методу» приняли за основу обучения в российских начальных военных училищах. К 1819 году ланкастерские школы работали в 61 воинской части, в том числе в Павловском, Преображенском, Московском, Егерском, Кавалергардском, Черниговском полках, а в 1822 году их посещали 87 тысяч кантонистов.
Либерально настроенные дворяне-меценаты стали открывать школы для бедных, устроенные по типу ланкастерских. Например, в 1819 году с благоволения императора Александра I заработала сиротская школа графа Николая Румянцева в Гомеле, которую обустроил специально для этого вызванный из Англии Джеймс Артур Герд, педагог и специалист по Белл-Ланкастерскому обучению, ставший в России Яковом Ивановичем. Примеру Румянцева следовали и другие дворяне: Левашовы, Тютчевы, Пассеки.
Также в создании ланкастерских школ участвовали благотворительные общества — например, Санкт-Петербургское частное Общество по распространению училищ взаимного обучения, Российское библейское общество.
В итоге к началу 1820-х годов ланкастерские школы открылись более чем в двадцати городах Российской империи, включая обе столицы.
Ланкастерские школы декабристов
Большой интерес к Белл-Ланкастерской системе проявили будущие декабристы. Так, видные деятели «Союза благоденствия» — Фёдор Глинка и Вильгельм Кюхельбекер, а также видный либерал Николай Греч в 1818 году создали Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Годом позже его устав одобрил император.
Дело в том, что одной из целью декабристов было введение массового народного образования, поэтому уже зарекомендовавшая себя в этом качестве Белл-Ланкастерская система не могла их не заинтересовать. Даже в уставе «Союза благоденствия» одной из целей значилось «распространение познаний, заведением училищ, особенно ланкастерских».
Декабрист Николай Тургенев писал, что ланкастерские школы будут «орудием просвещения и свободы людей, в особенности у нас, где и то и другое так нужно». А Фёдор Толстой, один из основателей Вольного общества учреждения училищ по методу взаимного обучения, писал, что цель образования состояла в том, чтобы «служить Отечеству не одними руками, но и умственными и нравственными способностями».
Первую ланкастерскую школу Вольное общество открыло на общественные средства в 1819 году в Петербурге. Позднее подобные учебные заведения появились и в других городах: самые крупные — в Кишинёве и Киеве. В киевской школе число учеников, например, доходило до полутора тысяч.
На уроки в ланкастерские школы Вольного общества могли приходить не только ученики, но и их родители, а также все, кто интересуется новыми методами образования. Для учителей, желающих освоить «ланкастерскую методу», при школах открывались методические центры.
Управляли училищами общественные советы. Они заслушивали отчёты и помогали учителям, принимали любые прошения, мнения и предложения. Представители советов ходили домой к ученикам, общались с их родителями, оказывали безвозмездную медпомощь.
Как правило, занятия посещали от 100 до 300 детей. Более массовые ланкастерские школы, в отличие от Англии, в России было редкостью. Иногда эти школы сочетали Белл-Ланкастерскую систему с традиционной, когда преподавал только учитель.
Программа в этих школах состояла из восьми ступеней по уровню сложности материала. Её освоение занимало примерно один-два года. Каждый ученик мог идти своим темпом. Домашних заданий не было.
Обучение не ограничивалось грамотой, счётом и Законом Божьим. В программу включали также историю, литературу, географию, различные ремёсла, пение и даже иностранные языки. Будущие декабристы пытались организовывать через свои школы политическое воспитание, например, распространяли тексты с критикой крепостного права. Так что Вольное общество фактически стало легальным филиалом «Союза благоденствия».
Государственные ланкастерские школы
Отношение властей к ланкастерским школам было двойственным. С одной стороны, их распространение поддержал лично император Александр I. Он считал английскую систему образования лучшей в мире и после войны организовал изучение опыта применения ланкастерской системы, давал желающим разрешения на открытие основанных на этой системе школ. Он тоже видел большой потенциал в этом дешёвом способе создания массовых начальных школ.
Одним из первых государственных ланкастерских училищ стала Омская школа кантонистов, открытая в 1810 году. А в 1820-м при Министерстве народного просвещения создали специальный Комитет для устройства и наблюдения за училищами взаимного обучения. Под его руководством в стране появилась сеть государственных ланкастерских школ. Учителей для них в 1819–1822 годы готовил Учительский институт взаимного обучения при Санкт-Петербургском университете.
Создавали ланкастерские школы и императрицы (мать и супруга Александра I), так как в их ведении всегда находилась целая система благотворительных учебных и воспитательных заведений. Открывали их и именитые сановники: управляющий Министерством внутренних дел граф Виктор Кочубей, генералы Владимир Апраксин и Михаил Воронцов, статс-секретарь граф Иоанн Каподистрия и другие.
С другой стороны, император столкнулся с извечной дилеммой: заимствуя за границей отдельные полезные практики, в целом общественное устройство он менять не собирался. Царским агентам и самому императору быстро стало известно о том, что «Союз благоденствия» ведёт в своих училищах политическую агитацию. Да и в целом было понятно, что движение к массовому народному просвещению несёт в себе революционные риски.
Поэтому, одной рукой выстраивая альтернативную систему ланкастерских школ, государство другой рукой в то же время рубило это начинание на корню. Например, членами государственного комитета по ланкастерским училищам стали известные мракобесы Михаил Магницкий и Дмитрий Рунич. Последний, например, высказывал такую идею против всеобщей грамотности: «От размножения числа читателей пользы и блага общего ожидать не следует».
Комитет строил свою сеть ланкастерских школ, а общественные школы стремился поставить под жёсткий контроль. Например, требовал использовать только рекомендованные учебные таблички и закрывал школы, которые эти требования игнорируют, запрещал самостоятельно печатать и хранить литературу в библиотеках. Всё это привело к конфликтам с рядом организаций, которые заканчивались закрытием учебных заведений, изъятием литературы, угрозами и даже арестами.
Конец ланкастерского движения в России
Активное распространение «ланкастерской методы» в России продлилось всего два-три года. Уже к началу 1820-х годов комитет при министерстве просвещения начал тормозить их развитие.
Свою роль в этом сыграли и исторические события. Так, в 1820 году произошло восстание в Семёновском полку. И хотя солдаты были недовольны самоуправством нового командира, виновных стали искать среди учеников ланкастерских школ, которых заподозрили в связях с либералами и революционерами.
Не успела улечься «Семёновская история», как случилось новое происшествие. Преподавателя Кишинёвской дивизионной школы и известного пропагандиста «ланкастерской методы» Владимира Раевского уличили в использовании своих самодельных прописей вместо рекомендованных печатных. Мало того — в прописях Раевского нашлись имена республиканцев и такие «нехорошие» слова, как «свобода», равенство», «конституция». Выяснилось и то, что во время занятий учитель рассказывал солдатам, что российский режим деспотичен, а лучшее правление — конституционное.
В 1822 году Раевского арестовали, лишили дворянского звания и навечно сослали в село Олонки Иркутской губернии (между прочим, он и там впоследствии создал успешно действовавшую ланкастерскую школу).
Всё это происходило на фоне революций, вспыхнувших в 1820–1821 годах в Испании, Португалии, Италии и Греции. Власти нервничали, духовенство и защитники крепостного права тоже увидели в ланкастерских школах угрозу своей власти над крестьянами и прихожанами. Правда, угрозу представляла не сама особая система преподавания в ланкастерских школах, сколько любое массовое образование, организованное на общественных началах.
В итоге Александр I, изначально благосклонно относившийся к ланкастерским школам, разочаровался в них. Контроль за ними усилился, разрешений на открытие новых школ не выдавали, да и в целом в образовательной политике началось «закручивание гаек». Незадолго до восстания декабристов в 1825 году по велению императора ликвидировали Вольное общество. Все открытые этим обществом школы уже при Николае I постепенно закрыли.
Государственные ланкастерские школы тоже не смогли просуществовать долго. В 1831 году закрылся профильный министерский комитет. На то были свои причины. Во-первых, выяснилось, что ланкастерские школы обходились в пять раз дороже обычных. Например, для организации таких школ требовались особые учебные помещения для массовых занятий — просторные и светлые. Во-вторых, учителей оказалось непросто обучить новой методике.
Несмотря на короткую историю, ланкастерские школы в России всё же сыграли прогрессивную роль в российском образовании. Ведь благодаря им появилось больше образованных людей, значительная часть которых продолжила учиться и дальше.
Что произошло с Белл-Ланкастерской системой дальше
К середине XIX века популярность Белл-Ланкастерской системы в мире постепенно угасла. В ней просто отпала необходимость по мере того, как учителей становилось всё больше: это позволяло организовать стандартную классно-урочную систему.
Так, в Великобритании с 1840-х годов мониторами становились не ученики той же школы, а подростки-выпускники, которые во время своего учения помогали учителям и потом ещё продолжили своё образование. То есть фактически это были уже профессиональные помощники учителей. Многие из них впоследствии оставались при школах в качестве учителей. Так ланкастерские школы становились самыми обычными.
Но идеи Белла и Ланкастера не растворились без следа. Идея взаимного обучения получила развитие в более поздних и даже в современных методиках. Например, эффект самообучения детей использовался в проектном методе Хелен Паркхёрст, в советской бригадно-лабораторной форме обучения, обучении в парах сменного состава Александра Ривина и Виталия Дьяченко. Что характерно, в России методы взаимного обучения стали снова актуальными тогда, когда перед советской властью встала задача быстро устранить безграмотность.
В наше время взаимное обучение, или, как его называют по-английски, peer-to-peer-обучение, тоже очень популярно, и его элементы используются как в школах и вузах, так и в обучении взрослых людей — например, на работе. По принципу взаимного обучения устроены дискуссионные семинары и учебные группы поддержки, парная работа на занятиях и просто шефство более успешного учащегося над менее успешным. То есть сейчас это в основном лишь одна из применяемых методик, но не главная. Правда, есть и такие образовательные проекты, которые полностью строятся на взаимном обучении, без участия профессиональных преподавателей, но это всё же редкость.
Основные источники:
- Акпынар Л. Э. История возникновения интерактивного обучения в России // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания.
- Бармина Н. А., Калинин А. В. Возможности белл-ланкастерской системы в цифровую эпоху // Современные научные исследования и инновации.
- Белл-Ланкастерская система // Большая российская энциклопедия.
- Борейко Л. И., Панкова О. В. О распространении ланкастерских школ в России // Психопедагогика в правоохранительных органах.
- Захаров К. П. «Метода взаимного обучения» в педагогической деятельности декабристов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
- Калинина Е. А. Плюсы и минусы взаимного обучения в России в первой половине XIX в. // Начальная школа.
- Корнеева М. Ю., Ларионова Е. О. К истории русских ланкастерских школ (по документам архива братьев Тургеневых) // Петербургский исторический журнал.
- Орлов А. А. Ланкастерские школы в России в начале XIX века // Педагогика и психология образования.
- Орлов А. А. Ланкастерские школы в России в начале XIX века. Окончание // Педагогика и психология образования.
- Орлов А. А. «Школы для всех». Ланкастерская система обучения в России в первой четверти XIX века (1814–1826 гг.). ― М., 2014.
- Скляренко И.С. Ценности образования в системе взаимного обучения: к истории вопроса // Электронное научное издание «Альманах „Пространство и время“».
- Хуторской А. В. Белл-Ланкастерская система взаимного обучения // Школьные технологии.
- Monitorial system // Encyclopedia Britannica.