Образование EdTech
#Мнения

Базовая проблема образования — «люди перестали напрягаться»

Как широкий клиентский опыт в мире разных цифровых услуг осложнил задачи EdTech.

Иллюстрация: Adam Need / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

На конференции «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире», которую в октябре провёл «СберУниверситет», на сессии «Подходы обучения. Как EdTech обеспечит эффективность образовательных программ?» спикеры затронули острую тему. Как обеспечить студентам EdTech хороший клиентский опыт, не забывая при этом, что обучение — это в любом случае когнитивный труд, а значит, слишком «баловать» учащихся не стоит?

Учащиеся не хотят «ванильных заданий»

Ульяна Раведовская, директор Школы образования ТюмГУ, ранее строившая системы обучения в разных корпорациях, рассказала про типичные ошибки разработчиков при проектировании программ обучения в EdTech. И среди них — то, что учащимся предлагают в качестве примеров и заданий некие усреднённые, универсальные ситуации, без привязки точно к их рабочей реальности. Ульяна назвала такие задания «ванильными».

Причины создания этих усреднённых «ванильных заданий» понятны: адаптировать программу под каждый сегмент аудитории трудно. Предполагается, что люди сами перенесут полученную на обучении информацию на свою практику.

Но проблема в том, что современные учащиеся, особенно из сектора IT как наиболее требовательные и, пожалуй, чаще всех обучающиеся и поэтому насмотренные на качество разных программ, не хотят этого делать. Они демонстрируют, как объяснила Ульяна, примерно такую установку: «Ванильных заданий нам не надо. Научите нас на нашей реальности, тогда программа нам понравится. Если это не про нашу реальность, то нам это неинтересно, мы эту программу проходить не будем».

Учащиеся просто не хотят напрягаться

В ответ на это наблюдение Денис Конанчук, директор департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково», задался вопросом: а являются ли «неванильные» задания образовательными?

Да, действительно, современные учащиеся очень насмотренные. Причём игроки EdTech-рынка, как считает Денис, в этом смысле конкурируют даже не друг с другом и не с офлайн-образованием, а со всеми качественными, удобными цифровыми сервисами, с которыми сейчас люди имеют дело и которые дают им отличный клиентский опыт. Люди привыкают к определённому уровню сервиса и ожидают такого же в сфере обучения.

«Ты зашёл в приложение классного банка, там всё удобно, напрягаться не надо. Потом ты зашёл в LMS-приложение — вообще не банк. Думаешь: „А что я так напрягаюсь, почему нельзя было сделать [так же удобно], как банк сделал?“», — объяснил Денис Конанчук.

Это, продолжил он, приводит к тому, что люди ленятся — не хотят напрягаться даже в обучении, чтобы, например, перенести полученную информацию в свой контекст, хотя обучения совсем без когнитивных усилий не бывает.

«Для меня это не образование. Для меня образование — это попахать надо, это надо напрячься, — заключил спикер. — Мне кажется, это базовая проблема — люди перестали напрягаться. Их избаловали все сервисы. Но это к образованию не имеет никакого отношения. И [в образовании] нам нужно эти барьеры удерживать всеми возможными способами».

Напряжение бывает разным

Ульяна Раведовская на это возразила тем, что сложности, которые человек преодолевает во время обучения, бывают разными. Есть действительно нужное и конструктивное напряжение, которое ведёт к развитию, — это когда надо подумать, сформировать свою точку зрения. А бывает напряжение лишнее, мешающее процессу. Когда перенос учебной информации на свою реальность занимает у человека слишком много усилий — это лишнее напряжение, оно не даст полезного результата, а приведёт лишь к нежеланию дальше учиться на этой программе. И такая ситуация — упущение разработчика программы или тренера, считает Ульяна.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована