Аспирантура: что это, как в неё поступить, сколько учатся аспиранты
И как изменились правила обучения в аспирантуре в последние пять лет.


Фото: Maskot / Getty Images
Из этой статьи вы узнаете:
- к какому уровню образования относится аспирантура;
- сколько учатся в аспирантуре;
- как поступить в аспирантуру и какие экзамены нужно сдавать;
- что даёт аспирантура;
- и почему сейчас аспирантам не выдают дипломы.
Что такое аспирантура
Аспирантура — вид высшего образования в России, в рамках которого готовят учёных и преподавателей вузов. Итогом обучения в аспирантуре становится подготовка и публичная защита диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.
У аспирантуры есть три ключевых отличия от бакалавриата, специалитета и магистратуры:
- Чтобы поступить в аспирантуру, надо уже иметь высшее образование уровнем не ниже специалитета или магистратуры (то есть поступить туда после бакалавриата нельзя, придётся сначала окончить магистратуру).
- Для поступления и для успешного обучения в аспирантуре главным условием является научная работа.
- Окончанием аспирантуры становится не получение диплома, как на любой другой программе высшего образования, а подготовка диссертации к защите.
- Аспирантура есть не только в вузах, но и в некоторых научных институтах, где занимаются научными разработками и не обучают бакалавров, специалистов и магистров.
Аспирантура относится к третьей ступени высшего образования — она называется «Подготовка кадров высшей квалификации» (а по прежнему законодательству считалась «послевузовским образованием»).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Источник: часть 5 статьи 10 закона «Об образовании в РФ».
Кроме аспирантуры, подготовку кадров высшей квалификации ведут ещё в адъюнктуре (так называют аспирантуру в военных учебных заведениях), ординатуре (это обучение клинической медицине, но аспирантура для подготовки к научной работе у медиков тоже есть) и ассистентуре-стажировке (для специальностей в области культуры и искусств).
Кроме аспирантуры, подготовку кадров высшей квалификации ведут ещё в адъюнктуре (так называют аспирантуру в военных учебных заведениях), ординатуре (это обучение клинической медицине, но аспирантура для подготовки к научной работе у медиков тоже есть) и ассистентуре-стажировке (для специальностей в области культуры и искусств).
Сейчас система высшего образования в России меняется, переход на новую модель ожидается в 2026–2027 годах, но пока даже нет проекта закона о том, как она будет устроена. Есть лишь постановление Правительства о пилотном проекте (поскольку новую модель уже в порядке эксперимента применяют в отдельных вузах). Аспирантура в этой пилотной модели сохраняется. В упомянутом выше постановлении её (вместе с адъюнктурой) выделили в третий уровень высшего профессионального образования, более высокий, чем магистратура, ординатура и ассистентура (их отнесли ко второму уровню). То есть, скорее всего, в новой модели высшего образования будет чётче, чем сейчас, установлено, что аспирантура — самая высокая ступень высшего образования.
Сколько учатся в аспирантуре и как устроено обучение
Детально о том, как устроена подготовка в аспирантуре, можно узнать из положения об этом уровне образования (оно утверждено Постановлением Правительства).
По большинству специальностей аспирантуры срок обучения составляет три года в очной форме и четыре — в заочной. Но есть ряд научных специальностей, по которым в аспирантуре учатся дольше: четыре года очно и пять лет заочно. Это в основном естественно-научные, медицинские и технические программы — по физике, биологии, инженерии и медицине. У тех, кто поступает в аспирантуру после специалитета, и у тех, кто поступает после магистратуры, сроки обучения не различаются.

Хотя аспирантура относится к высшему образованию, по её специальностям нет федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). С 2022/2023 учебного года программы аспирантуры (адъюнктуры) образовательные организации разрабатывают самостоятельно, соблюдая только федеральные требования к подготовке научно-педагогических кадров. Это означает, что процесс обучения в аспирантуре определяется не жёсткими образовательными стандартами, а задачами научной деятельности в конкретном вузе или научном институте, где проходит подготовку аспирант. Программы аспирантуры могут открывать только организации, в уставах которых указано, что они занимаются научной деятельностью.
Обычно в образовательной программе аспирантуры занятий в аудиториях (лекций, семинаров) совсем немного. Потому что основная задача аспиранта в период обучения — работа по индивидуальному плану над научным исследованием для своей диссертации. Именно научно-исследовательская деятельность с целью подготовки к защите диссертации является главной задачей аспиранта. Он выполняет это исследование под началом научного руководителя, которого ему назначают в организации, где он проходит аспирантуру. По общему правилу научным руководителем аспиранта может быть доктор наук, но организация может назначить научным руководителем и кандидата (или обладателя зарубежной учёной степени «доктор философии», PhD).
Также аспирант обязан, кроме диссертации, готовить научные статьи о результатах своих исследований. А ещё аспиранты, как правило, участвуют в научных конференциях, стажировках и иных программах академической мобильности. При этом организация, в которой он обучается, должна содействовать ему. Кроме того, организация может трудоустроить аспиранта для выполнения исследовательской работы или включить его в группу по выполнению конкретного исследовательского проекта по научному гранту.
В любом случае университет или другая организация, открывая аспирантуру по той или иной специальности, обязана обеспечить на программе условия не только для учебных занятий аспирантов, но и для их научно-исследовательской деятельности — в том числе экспериментальную базу и оборудование для специальностей, по которым оно требуется.
Что касается именно образовательной составляющей аспирантуры, её формируют сами университеты и другие организации, где есть аспирантура. Она должна состоять из учебных дисциплин и практик, но их содержание, вид и объём федеральными требованиями не предусмотрены. Как правило, помимо учебных курсов по будущей специальности, в программы входят дисциплины по иностранным языкам, истории и философии науки, а также по педагогике высшей школы (с педагогической практикой) — например, такой состав у программы аспирантуры по менеджменту в УрФУ. Дополнительные дисциплины аспирантам, как правило, предлагают на выбор. Так, в аспирантуре по биохимии в МГУ можно взять курс по основам генной инженерии или по принципам выделения и очистки биомолекул, выбор зависит от научных интересов самого аспиранта.

Для обучения аспирантов допускается применять дистанционные образовательные технологии (проще говоря, обучение может проходить онлайн) или разделять программу на модули, а также устанавливать сроки промежуточной аттестации аспирантов — то есть сессии. В неё включают контроль за выполнением плана научно-исследовательской деятельности (отзыв об этом должен дать научный руководитель), оценку того, как освоены дисциплины образовательной программы и пройдены практики, а также сдачу кандидатских экзаменов — ещё их называют кандидатскими минимумами — по истории и философии науки, специальности и иностранному языку. Кандидатские экзамены сдаются один раз за срок обучения в аспирантуре. Каждый год у аспиранта должны быть каникулы продолжительностью от шести до восьми недель.
Отчислить из аспирантуры могут за невыполнение плана научно-исследовательской деятельности и за то, что аспирант не пересдал вовремя дисциплины из учебной программы. Форматы и сроки аттестации по ним устанавливаются свои в каждой организации.
Если все промежуточные аттестации пройдены (в том числе сданы кандидатские экзамены), а диссертация подготовлена, то проводится итоговая аттестация — как указано в положении об аспирантуре, оценка соответствия диссертации критериям из закона «О науке и государственной научно-технической политике». Фактически это процедура предзащиты, после которой организация выдаёт своё заключение: соответствует ли диссертация аспиранта необходимым критериям, имеют ли изложенные в ней результаты научную ценность или практическую значимость и так далее. После этого выпускника отчисляют из аспирантуры: в зависимости от результата предзащиты — как освоившего или не освоившего программу.
Те, кто прошёл аттестацию (предзащиту) успешно, получают свидетельство об окончании аспирантуры (дипломы, как на других уровнях высшего образования, в аспирантуре не выдают). После этого выпускник может обратиться в ту же организацию, где учился в аспирантуре, за сопровождением в выходе на защиту кандидатской диссертации. Эта сложная формулировка означает, что теперь он будет готовиться уже непосредственно к защите диссертации, чтобы получить научную степень кандидата наук.
Этот период может длиться до года, и на это время организация может предоставить общежитие, доступ к необходимой научной и другой инфраструктуре, а также содействие в подготовке документов для диссертационного совета. Но конкретные правила такой поддержки устанавливаются локальным актом самой организации. На федеральном уровне установлено лишь, что сопровождение выпускника аспирантуры, как и сама процедура предзащиты, не может быть платным.

Пока выпускник аспирантуры не защитит свою кандидатскую диссертацию, у него будет лишь свидетельство об окончании аспирантуры.
Как поступить в аспирантуру
С 1 июня 2025 года действует новый порядок приёма в аспирантуру, утверждённый Минобрнауки.
Какие специальности есть в аспирантуре, можно узнать из отдельного перечня Минобрнауки (номенклатуры научных специальностей). Чтобы поступить на программу аспирантуры, нужно иметь диплом о высшем образовании с квалификацией специалиста или магистра. Поступать в аспирантуру после бакалавриата нельзя. С дипломом зарубежного вуза можно поступить в том случае, если указанный в нём уровень образования в России признан соответствующим специалитету или магистратуре.
Ограничений по профилю образования в нормативных документах нет, и в своих локальных правилах приёма организации тоже не могут их ввести. То есть теоретически можно поступать, например, в аспирантуру по физическим наукам, окончив гуманитарный факультет. Но на деле это вряд ли возможно, потому что для поступления в аспирантуру требуется сдача экзамена по специальности и профильные научные и профессиональные достижения (об этом в разделе ниже), так что без опыта обучения и работы в выбранной сфере поступить на совершенно новое для себя профессиональное направление, скорее всего, не получится.
В аспирантуре есть как бюджетные места, так и платные. Поступать на бюджетные места в аспирантуру могут те, кто получает образование этого уровня впервые. Те, у кого уже есть диплом или свидетельство об окончании аспирантуры или адъюнктуры, могут подать заявление лишь на места для платного обучения. Также разделяют очные и заочные программы аспирантуры (хотя последние есть не везде и не по всем специальностям). Очно-заочной (то есть вечерней) аспирантуры сейчас не предусмотрено.
Для поступления необходимо подать заявление (отдельно на бюджетные и на платные места) лично, по почте, по электронной почте или с помощью портала «Госуслуги». В заявлении можно указать неограниченное количество конкурсных групп, которые интересуют поступающего, и расставить приоритеты: на какие из них он хочет быть зачисленным в первую очередь, если по конкурсу пройдёт на несколько. К заявлению прилагаются паспорт, диплом о предыдущем образовании, СНИЛС при наличии, согласие на обработку персональных данных, фотографии, подтверждающие индивидуальные достижения документы, по необходимости иные документы (например, подтверждающие инвалидность).
Поступающие на бюджетные места также обязаны в установленные организацией сроки подать согласие на зачисление, а поступающие на платной основе — заключить договор об образовании. Отозвать согласие на зачисление можно на любом этапе приёма (как и отказаться от зачисления после того, как оно состоялось).
В аспирантуре, как и на других уровнях образования, часть бюджетных мест выделяют по квоте для целевого обучения. В 2025 году (как и годом ранее) квота для всех специальностей — 35%. При приёме на целевое обучение нужно изначально подать в вуз заявку в соответствии с размещённым на платформе «Работа в России» предложением от заказчика такого обучения.
Приём в аспирантуру ведут на конкурсной основе, конкурс проводят отдельно по организации и её филиалам, по очной и заочной форме обучения, по научной специальности в целом или по профилям, а также по источникам финансирования: для поступающих на бюджетные места, на места в пределах целевой квоты и для поступающих на платной основе. Да, на платные места в аспирантуре также предусмотрен конкурс. По новому порядку приёма, информацию о количестве платных мест в аспирантуре организации должны публиковать не позднее чем за два месяца до зачисления на них. То есть прямо в процессе приёма добавить платных мест нельзя. Например, в СПбГУ в 2025 году открыто в общей сложности по восемь бюджетных и платных мест в аспирантуре по педагогическим специальностям.
Когда поступают в аспирантуру
Сроки приёма на обучение в аспирантуру вузы и научные организации устанавливают самостоятельно, на федеральном уровне определены только возможные крайние даты. Поступление в аспирантуру может проходить одновременно с общей приёмной кампанией с 20 июня или начаться в любое время раньше — но не ранее 1 февраля. Зачисление должно закончиться к 1 ноября, а зачисление в рамках дополнительного этапа приёма (его организации могут объявить для заполнения оставшихся свободными бюджетных и платных мест) — к 30 ноября.
Сдвигая приём в аспирантуру на конец зимы, организации могут распределить на две волны разные потоки поступающих — тех, кто получил образование в предыдущие годы, и выпускников специалитета и магистратуры текущего года, которым вручат дипломы не раньше июня. Например, в НИУ ВШЭ зачисление абитуриентов первой волны заканчивают в тот момент, когда для поступающих во вторую волну только открывается приём документов.
Какие экзамены сдают при поступлении в аспирантуру
Перечень вступительных испытаний для аспирантуры, проходные баллы по ним и приоритетность их результатов устанавливают сами организации, в которых есть аспирантура. Но традиционно проводят два экзамена:
- по иностранному языку;
- по дисциплине, соответствующей научной специальности, на которую идёт приём.
Может быть и три экзамена — например, в МГУ имени М. В. Ломоносова все поступающие в аспирантуру сдают ещё и философию.
Если поступающий ранее сдавал кандидатские экзамены по этим дисциплинам — их проводят для выпускников аспирантуры и других соискателей учёной степени кандидата наук, — то результаты могут зачесть как вступительные испытания.
Как и при поступлении на другие программы высшего образования, при приёме в аспирантуру имеют значение индивидуальные достижения. Их разделяют на общие (баллы за них прибавляют к баллам за экзамены при ранжировании поступающих в конкурсных списках) и такие, которые учитывают только при равенстве поступающих по прочим конкурсным баллам.
Порядок приёма в аспирантуру не диктует, что именно организации должны учитывать в качестве общих индивидуальных достижений и сколько баллов за них давать. Насчёт дополнительных индивидуальных достижений указано, что это может быть средний балл по диплому, или баллы по определённым дисциплинам, или какие-то иные достижения. Также установлено, что за целевое индивидуальное достижение (это, как и для других программ, участие в профориентационных мероприятиях заказчика целевого обучения) организация должна установить количество баллов от одного до пяти при приёме на места в пределах целевой квоты. Все остальные правила учёта индивидуальных достижений определяют сами организации.
Обычно как индивидуальные достижения при приёме в аспирантуру учитываются участие в научных проектах, выступления на конференциях, публикации. Например, в Уральском федеральном университете все возможные достижения поступающих в аспирантуру делят на пять групп: публикации, патенты на изобретения, участие в грантовых и других научных проектах, прочие достижения (такие, как победы в студенческих олимпиадах).
В других случаях требования различаются для поступающих на разные специальности и могут быть очень строгими. Так, в НИУ ВШЭ индивидуальные достижения поступающих в аспирантуру собираются в портфолио — фактически это третий экзамен наряду с английским и специальностью. Если совокупный балл по портфолио ниже определённого порога, его вообще не будут учитывать в конкурсе (что, конечно, снижает шансы на поступление практически до нуля). Наряду с опубликованными научными работами может понадобиться план будущего диссертационного исследования и рекомендательные письма, в том числе от сотрудника вуза, готового стать научным руководителем аспиранта.
Получается, что главное при поступлении в аспирантуру — научный задел, а в некоторых случаях и поиск заранее научного руководителя. Согласно порядку приёма, в аспирантуру можно поступить без научного руководителя. Но вузы и научные институты могут требовать от поступающих, чтобы у них уже была разработанная идея будущего исследования и предварительная договорённость о том, под чьим руководством это исследование будет проходить. Ведь даже в самых крупных вузах мест для приёма в аспирантуру не так много (например, в РАНХиГС без учёта филиалов — 124 места на бюджете и 445 на платном). И чтобы пройти на них, поступающим нужно продемонстрировать готовность в срок написать диссертацию.
Что даёт аспирантура — перспективы и возможности
Обучение в аспирантуре нужно тем, кто нацелен на научную карьеру или преподавательскую карьеру в вузе.
Обучение по программе аспирантуры позволяет получить необходимую подготовку и провести исследование для диссертации, по итогам защиты которой может быть присвоена учёная степень кандидата наук. Такая квалификация требуется для большинства должностей в научных организациях и в вузах и для научной, и для преподавательской работы. Преподаватель вуза или научный работник может и не иметь учёной степени, но, как правило, лишь на начальных этапах карьеры. В большинстве кадровых конкурсов в вузах, как и в грантовых конкурсах, например, Российского научного фонда, наличие кандидатской степени — базовое условие участия. То есть карьера в науке и в академии без защиты кандидатской диссертации, по сути, невозможна.

Читайте также:
Можно ли подготовить и защитить диссертацию, не обучаясь в аспирантуре? Да, закон о науке и научно-технической политике предусматривает такую возможность. В таком формате соискатель может не отвлекаться от подготовки диссертации на образовательную программу (правда, кандидатские экзамены всё равно сдать придётся, — для этого необходимо на время прикрепиться к вузу).
Но у самостоятельного формата подготовки диссертации есть и свои минусы. При этом у соискателя нет назначенного вузом и потому обязанного помогать в работе над диссертацией научного руководителя, нет доступа к научной и образовательной инфраструктуре организации (а для подготовки диссертации понадобится как минимум доступ к базе научных публикаций по интересующей теме) и нет действующей в период обучения в аспирантуре отсрочки от призыва в армию.
Какой аспирантура была раньше и почему её изменили
Как мы уже упоминали выше, в советскую эпоху аспирантуру вообще не относили к высшему образованию, — это был следующий, послевузовский уровень подготовки со своими особыми правилами. Встроить аспирантуру в систему высшего образования попытались, когда принимали новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Тогда-то аспирантура и стала третьим уровнем высшего образования. Для неё впервые разработали образовательные стандарты, появились программы с большим объёмом учебной нагрузки, которые подлежали обязательной госаккредитации. В этот период по окончании аспирантуры выдавали дипломы с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Защиту кандидатской диссертации вывели за пределы образовательной программы: чтобы окончить аспирантуру, не обязательно было даже готовить текст диссертации.
Реформа успешной не была: по некоторым данным, с 2010 по 2022 год количество аспирантов снизилось вдвое. В 2021–2022 годах ввели современные правила с целью вернуть чисто научную аспирантуру. Теперь организации, в которых есть аспирантура, сами проектируют программы для неё с учётом федеральных требований, а не ФГОС, — то есть они сами устанавливают объём образовательной нагрузки. Дипломы аспирантов отменили — выпускникам выдают свидетельства, но это документы без присвоения какой-либо квалификации, фактически просто справка об освоении программы. Итог обучения в аспирантуре сейчас — подготовка кандидатской диссертации и её предзащита.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее