Учёные из Университета Оклахомы (США) изучили, как связаны результаты школьных тестов по математике и чтению с температурой воздуха. Они использовали анонимизированные данные о результатах в тесте MAP Growth для всех учащихся государственных школ округа Талса с 2014/15 по 2019/20 учебные годы. Эти данные объединили с метеорологическими показателями 120 погодных станций штата Оклахома.
Исследователи оценивали влияние на результаты как температуры, измеренной непосредственно в день тестирования, так и показателей за предыдущие три месяца. Эти показатели значительно менялись в течение года, так как тест MAP Growth проводят, как правило, трижды — осенью, зимой и весной. В мае и сентябре в Оклахоме часто бывает жарко, и учёные предполагали, что результаты тестов в это время могут немного снижаться по сравнению с зимними из-за высокой температуры.
Гипотеза отчасти подтвердилась: исследователи обнаружили, что жаркая погода в день тестирования влияет негативно на весеннюю успеваемость по математике. То есть школьники справлялись с тестами в жаркие дни хуже, чем можно было ожидать по их предыдущим учебным результатам.
Однако оказалось, что в осенних и зимних тестах такой связи нет. Если в день тестирования наблюдалась повышенная по сравнению с типичной для этого сезона температура воздуха (например, свыше 30°C осенью вместо обычных 20–25°C), на результаты это не влияло. Более того, учащиеся справлялись с осенними тестами и по математике, и по чтению лучше, если в этот год летом стояла жаркая погода.
Исследователи пришли к выводу, что в сентябре учащиеся обычно воспринимают жару как привычную, так как позади лето — в июле и августе в округе Талса практически постоянно держится температура выше 32°C. А в мае жаркая погода отвлекает и может ухудшать самочувствие детей, и результаты тестов в таких условиях могут снижаться. Правда, более заметен этот эффект оказался для школьников, живущих в менее обеспеченных районах. Возможно, причина в том, что такие семьи реже покупают кондиционеры, но точных данных на этот счёт у учёных не было.
Кажется, что результаты по математике сильнее других предметов зависят от климатических условий. Так, ранее финские учёные выявили, что на усреднённые результаты выпускных экзаменов загрязнённость воздуха не влияет, а в случае с математикой ситуация не такая однозначная. Итоговые баллы учащихся были ниже в тех школах, рядом с которыми во время прохождения экзаменов наблюдалось повышенное загрязнение. Однако в работе не учитывались другие факторы, такие как индивидуальные успехи учащихся до экзамена или характеристики школы.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!