Образование
#новости

Активное использование интернета ещё не говорит о цифровой грамотности

Это выяснили исследователи НИУ ВШЭ. Они также узнали, в каких регионах России с интернетом плохо.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил результаты проекта «Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества». Специалисты института проанализировали данные Росстата за 2021 год и выяснили:

  • в каких регионах больше всего, а в каких — меньше всего домохозяйств подключено к интернету;
  • где какая доля пользователей использует интернет ежедневно;
  • в каких регионах особенно велика доля пользователей с низкими цифровыми навыками (это выясняли по информации о действиях, которые пользователь выполнял за последние три месяца).

Эти данные важно принимать во внимание тем, кто производит цифровые продукты для жителей разных регионов России ― в том числе образовательные. Данные показывают, каковы возможности для дистанционной онлайн-учёбы в разных регионах, а также какая доля населения вряд ли сможет воспользоваться цифровым продуктом.

Что показало исследование про интернет

Оказалось, что во всех регионах подавляющее большинство домохозяйств подключено к интернету. Больше всего доля подключённых домохозяйств, кстати, даже не в Москве (там она составляет 94,4%), а в Ямало-Ненецком автономном округе (98,5%), Магаданской области (97,3%) и Чеченской Республике (96,2%).

Меньше всего домохозяйств, подключённых к интернету, оказалось в Марий Эл (72%), Новгородской области (73%) и Мордовии (73,7%).

Интернет-активность пользователей в этих регионах тоже одна из самых низких ― ежедневно в них выходят в интернет от 67,4% пользователей (Марий Эл) до 72,1% (Новгородская область). Реже всего пользуются интернетом жители Красноярского края ― 61,5%, притом что доступ к нему там есть у 78,5% домохозяйств.

Что стало известно про цифровые навыки

Уровень цифровой компетентности оценивали по тому, как часто пользователи от 15 лет и старше работали с информацией, сервисами коммуникации, настройками цифрового оборудования, онлайн-сервисами и ПО. Исследователей ждал сюрприз: оказалось, что распространённость интернета и регулярность его использования не влияют на степень цифровой грамотности населения.

Так, регионами, где людей с низкими цифровыми навыками оказалось больше всего, стали Карачаево-Черкесская республика (там таких жителей 67,6%), Чечня (67,5%) и Дагестан (60,7%). При этом в Карачаево-Черкесии, например, 91,2% домохозяйств подключены к интернету, и 87,5% пользователей применяют интернет ежедневно. В Чечне и Дагестане аналогичные показатели тоже высокие.

Половина и более пользователей обладает низкими цифровыми навыками в Тюменской области, Еврейской автономной области, Рязанской, Иркутской, Амурской, Калининградской, Астраханской, Сахалинской областях и ряде других.

Меньше всего пользователей с низкими цифровыми навыками оказалось в Чукотском АО (27%), Мурманской области (27,8%), Ингушетии (28,4%), Омской области (30,4%) и в Москве ― по 27, 27,8, 28,4, 30,4 и 31,6%.

Тот факт, что доступ к цифровой инфраструктуре автоматически не приводит к развитию цифровых навыков, исследователи объясняют популярностью мобильного интернета. Большинство сервисов и услуг (в том числе государственных) работает в виде приложений на смартфонах. Это не стимулирует население развивать более сложные цифровые навыки по работе с компьютерным ПО и настройками цифрового оборудования.

Что делается для повышения цифровой грамотности россиян

Минцифры России год назад запустило портал по повышению цифровой грамотности «Готов к цифре», в вузах открываются цифровые кафедры, для россиян создана возможность бесплатного или с большой скидкой обучения цифровым профессиям в рамках одноимённого госпроекта. Кстати, в рамках его реализации тоже проявился низкий уровень общей цифровой грамотности жителей многих регионов. Так, CEO «Нетологии» Марианна Снигирёва рассказывала в прошлом году на конференции eSTARS, что благодаря госпроекту на курсы «Нетология» записалась не очень типичная аудитория ― жители регионов, возрастом чуть постарше, чем обычные клиенты компании. Оказалось, что прежде чем учить их цифровым профессиям, нужно познакомить их с азами. Для этого был запущен вводный курс «Digital. Инструкция по применению».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована