Образование Развитие
#статьи

9 стратегий для успешного цифрового чтения

Цифровые тексты не похожи на бумажные книги — от первых гораздо проще отвлечься. Делимся приёмами, которые помогут этого избежать.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Когнитивные психологи и лингвисты давно согласны с тем, что люди читают с цифровых носителей не совсем так, как с бумажных. Это справедливо даже для оцифрованных традиционных текстов — например, для книг в PDF-формате. Но ещё ярче различия видны для материалов, которые изначально созданы в интернете.

Такие цифровые тексты насыщены гиперссылками, кликабельными иллюстрациями, видео- и аудиовставками. А ещё с ними можно взаимодействовать, в том числе техническими средствами, — например, запустить поиск нужного термина по странице вместо того, чтобы искать его глазами.

Все эти особенности ведут к тому, что читатель цифрового текста движется по нему непоследовательно. Он чаще, чем при чтении книги, перескакивает с блока на блок и со ссылки на ссылку, отвлекается на иллюстрации или на поиск дополнительной информации.

Хорошая новость в том, что непоследовательность не означает, будто человек в принципе не в состоянии понять из цифрового текста столько же, сколько понял бы из бумажной книги. Специалисты считают, что чтение текстов в цифровых форматах тоже может быть глубоким, но для этого нужно прилагать чуть больше усилий. А именно — сознательно применять метакогнитивные стратегии для анализа текста.

В Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина уже несколько лет проводятся исследования цифрового чтения. В основном учёные сосредоточены на исследовании читательских стратегий подростков, но их рекомендации пригодятся и взрослым.

Мария Лебедева
Фото: Институт Пушкина

Ведущий научный сотрудник Института Пушкина Мария Лебедева собрала перечень читательских стратегий в своих публикациях о проблемах цифрового чтения в образовательном контексте и о стратегиях работы с цифровым текстом для учебных задач (статья об этих стратегиях опубликована в журнале «Вопросы образования»).

Мы собрали на основе этих публикаций памятку, которая будет полезна всем, кто учится с помощью цифровых текстов.

Убедитесь, что нужный текст в принципе удобно читать с экрана

Длинные тексты, не разбитые на мелкие блоки (в том числе художественные произведения), обычно лучше читать на бумаге.

Конечно, многое зависит от ситуации и личных предпочтений. Но исследования показывают, что в среднем люди не испытывают особых проблем с пониманием коротких информационных текстов при их чтении с экрана. А иногда цифровой формат для такого рода публикаций бывает даже эффективнее.

Длинные же тексты, требующие вдумчивого сосредоточенного чтения в течение долгого времени, лучше читать с бумаги. Это стоит учитывать, когда есть выбор.

Уберите всё, что отвлекает

Кроме особенностей самого цифрового текста, которые делают его нелинейным, чтению в цифровой среде мешают самые разные отвлекающие факторы — например, уведомления из соседних приложений и рекламные баннеры. По возможности лучше закрыть все лишние окна, а если позволяет приложение, в котором вы читаете, — включить режим чтения в браузере.

Не путайте просмотровое чтение с глубоким

Каждый, кто регулярно ищет информацию в интернете, владеет навыком просмотрового чтения. Это то, что называется «пробежать глазами»: обратить внимание на заголовки, подзаголовки, первые строки в блоках, оценить объём и структуру текста, прокрутив страницу до конца. Навык полезный: так прогнозируется содержание текста и принимается решение, стоит ли читать полностью.

Проблема в том, что просмотровое чтение стало настолько привычным для современных людей, что иногда включается неосознанно. То есть вместо погружения в полезный материал его просто пробегают глазами.

Некоторые эксперименты показывают, что даже в условиях исследования, когда испытуемые заранее настраиваются внимательно читать текст, они не могут преодолеть привычку «скакать» по нему и воспринимают материал очень поверхностно. Это явление зарубежные исследователи связывают с гипотезой обмеления (shallowing) — согласно ей, «испорченные» цифровым контентом читатели в принципе не способны к глубокому чтению.

Не будем делать таких далеко идущих выводов, а вслед за лингвистами из Института Пушкина отметим: компетентный современный читатель — тот, кто владеет навыками и просмотрового чтения, и глубокого и понимает, когда какой из них нужен.

Выберите цель чтения и следуйте ей

Чтобы читать художественные произведения, обычно не нужно специально напоминать себе, зачем вы это делаете, — вас ведёт сюжет. С профессиональной литературой уже сложнее. А если текст на профессиональную тему опубликован онлайн, то придётся прилагать усилия, чтобы удерживать внимание.

Дело снова в особенностях цифровых материалов: в окне браузера или в другом приложении на вашем компьютере или смартфоне всегда есть чем заняться, помимо чтения. Или что ещё почитать или посмотреть. Перейти от направленной на цель активности к бездумному блужданию по Сети очень просто.

Это значит, что придётся время от времени напоминать себе, зачем вы открыли материал, который решили прочитать. Причём это понадобится не только в тех случаях, когда внимание ушло куда-то к совсем постороннему занятию. Иногда удерживать внимание на цели — значит прервать чтение дополнительного фрагмента или ссылки и вернуться к главному.

Отслеживайте, всё ли понятно в тексте

Конечно, при чтении любого текста могут возникать трудности в понимании, это не специфическая особенность именно цифрового текста. И большинство стратегий, направленных на решение этой проблемы, универсальны — надо вернуться к началу сложного отрывка, перечитать непонятный абзац медленнее или вслух.

Но в цифровом тексте у читателя больше возможностей использовать контекст или внешние источники, чтобы разобраться с неясными моментами. Это тот случай, когда открыть дополнительное окно для поиска разъяснений будет не лишним, а полезным.

Размышляйте о прочитанном

Этот блок стратегий универсален для любого формата чтения. Чтобы убедиться, что вы движетесь к цели чтения, имеет смысл делать паузы и пересказывать себе важные мысли из текста своими словами, обдумывать выводы или обобщения на основе прочитанного, связывать между собой мысли из разных частей текста, в том числе пользуясь имеющимися у вас знаниями по теме. Кстати, составление письменных конспектов во время чтения всему этому отлично помогает.

Фото: Olya Maximenko / Shutterstock

Корректируйте траекторию чтения по необходимости

Это тоже отдельный блок читательских стратегий: умение выбирать в зависимости от цели (и от того, насколько успешно идёт понимание текста) способ, скорость и траекторию чтения.

Траектория чтения — это то, как вы по нему движетесь. В цифровом тексте всегда есть ссылки, и это выбор читателя — познакомиться с их содержанием сразу, отложить на потом или вовсе пропустить. Кроме того, всегда можно расширить границы текста за счёт тех дополнений, которых автор не предлагал, — например, поискать в соседней вкладке мнение, альтернативное авторскому, перепроверить факты.

Отдельные фрагменты текста могут оказаться неважными для цели чтения, по ним можно пробежаться вскользь. А если цель в том, чтобы найти в большом тексте только факты о конкретном явлении или персонаже, то можно запустить поиск по странице и прочесть только те абзацы, где встречается искомое упоминание. И это тоже можно считать отдельным способом чтения в технологичной среде.

Обращайте внимание на графические элементы

Иногда иллюстрация — просто картинка, которая не несёт дополнительной информации. Но графики, таблицы, видео и аудио могут быть очень полезны и дать даже больше пищи для размышлений, чем основной текст. В любом случае визуальное оформление текста — выделение цитат, примечаний, подзаголовков — помогает ориентироваться в его структуре. В интересах читателя не упускать эти детали.

Ведите заметки

Следовать цели чтения (и убедиться, что она достигнута) поможет применение поддерживающих чтение стратегий. Исследователи рекомендуют делать не только выписки и конспекты, но и составлять интеллект-карты. В более простых случаях будет достаточно простого копирования фрагментов текста или даже их выделения курсором, чтобы сосредоточить внимание на самом важном.


Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована