Образование
#статьи

9 факторов, которые влияют на успеваемость в средних и старших классах

Результаты большого обзора, авторы которого обобщили исследования, проведённые за последние 90 лет.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Учебная, или как её называют по-научному, академическая успеваемость отражается в оценках, результатах стандартизированных тестов и экзаменов, и она во многом определяет дальнейший образовательный путь школьника. Самый очевидный пример — чем лучше результаты ЕГЭ, тем больше шансов занять бюджетное место в желаемом вузе. И вообще, чем лучше ребёнок учился в школе, тем вероятнее, что он выберет в дальнейшем поступление в вуз, а не в колледж, например.

Поступлением в университет влияние успеваемости не ограничивается. Есть данные, что учебная успеваемость связана с ощущением благополучия и удовлетворённости жизнью, психическим здоровьем, карьерными перспективами и даже производительностью труда.

На саму успеваемость воздействуют самые разные факторы, и они могут усиливать или ослаблять влияние друг друга. Поэтому их так трудно выявить и «разложить по полочкам».

Чтобы это всё-таки сделать, исследователи из Католического университета Португалии и Университета Минью обратились к теории экологических систем — её в 1979 году представил американский психолог Ури Бронфенбреннер. Согласно этой теории (в 1998 году Бронфенбреннер дополнил её в соавторстве с психологом Памелой Моррис), развитие ребёнка происходит в изменчивой среде, состоящей из пяти экосистем разного уровня:

  • микросистема — ближайшее окружение ребёнка (его семья, друзья, учителя и одноклассники);
  • мезосистема — это уровень взаимоотношений, связывающих разные структуры в микросистеме (например, семью и школу);
  • экзосистема — структуры, напрямую не влияющие на жизнь ребёнка, но способные воздействовать косвенно (например, работа родителей, государственные организации, массмедиа и так далее);
  • макросистема — социально-экономические факторы, культурные традиции, ценности и нормы, принятые в обществе;
  • хроносистема — течение времени, исторический процесс.

Каждая из систем непосредственно взаимодействует только с ближайшими к ней системами. То есть, согласно теории Бронфенбреннера, на жизнь конкретного ребёнка напрямую влияет только его микросистема, и он, в свою очередь, влияет на неё. При этом любой человек всё равно косвенно связан с системами более высоких уровней.

Иерархическое расположение систем, согласно теории экологических систем Ури Бронфенбреннера
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Как отметили португальские исследователи, с помощью этой теории удобно рассматривать и успеваемость — как комплексное, динамичное явление, на которое влияют личностные особенности ученика и его взаимоотношения со средой (например, семьёй, школой и сверстниками). Опираясь на эту теорию, они сделали систематический обзор разных исследований по теме успеваемости учеников средних и старших классов. Благодаря этому удалось обобщить факторы, которые на неё влияют. 

Для этого обзора отобрали 35 научных статей, опубликованных с 1930 по 2022 год и соответствующих таким требованиям:

  • это должны быть эмпирические исследования, то есть основанные на экспериментах;
  • возраст наблюдаемых на момент исследования — от 10 до 18 лет;
  • участники исследований представляют общую популяцию, а не специфическую группу (например, это не этнические меньшинства и не исключительно дети из неблагополучных семей);
  • исследования включают объективные показатели успеваемости, такие как средний балл и результаты тестов.

Результаты обзора исследователи представили в статье Determinants of academic achievement from the middle to secondary school education: A systematic review («Факторы, определяющие академическую успеваемость в основном и среднем школьном образовании: систематический обзор»).

Итак, какие же факторы влияют на академические результаты школьников?

Личностные факторы

Как заметили исследователи, эта категория — наиболее изученная. Большинство экспериментов, учтённых в систематическом обзоре, посвящено именно личностным факторам.


Пол и гендерные стереотипы

«Изучение языков — для девочек, а математики — для мальчиков» — влияние подобных стереотипов на отношение учеников к разным предметам и, следовательно, на их академические результаты и дальнейшие образовательные траектории исследуется достаточно активно. В первую очередь это касается неформальных препятствий, которые мешают девочкам развиваться в STEM-направлениях (то есть в математике, естественно-научных и технических дисциплинах), традиционно считающихся «мужскими».

Однако в одном из исследований среди немецких школьников обнаружилась неочевидная связь: ученики в целом склонны воспринимать школу как что-то «женское», и чем сильнее этот стереотип проявляется у мальчиков, тем ниже их результаты в изучении родного языка. Среди девочек такого влияния не обнаружили: подобные представления не сказывались на их успеваемости ни по математике, ни по родному языку.

Личностные черты

Исследуя, как связаны черты личности с учебной успеваемостью, чаще всего применяют пятифакторную модель личности, или «Большую пятёрку» (англ. Big Five). В неё входят:

  • экстраверсия — энергичность, общительность;
  • доброжелательность — склонность к сотрудничеству, привязанности к другим людям;
  • добросовестность — сознательность, саморегуляция и самоконтроль;
  • нейротизм — эмоциональная нестабильность, тревожность;
  • открытость опыту — любознательность, стремление пробовать новое.

В исследовании 2011 года учёные из Университета Любляны (Словения) провели измерения среди одних и тех же испытуемых в конце начальной школы (в Словении её посещают до 14–15 лет) и ещё раз через два года. И выяснили, что чем выше добросовестность и ниже экстраверсия, тем лучше учебные результаты. Эстонское исследование 2007 года показало, что в каждом классе сильнее всего со средним баллом положительно коррелируют доброжелательность, добросовестность и открытость опыту, а отрицательно — нейротизм. В средних и старших классах самым сильным фактором успеваемости оказалась добросовестность. К похожим результатам пришли авторы метаанализов 2009 и 2021 годов.

В другом свежем метаанализе изучалось, как личностные черты влияют на академические успехи в языковых и STEM-дисциплинах. Здесь тоже подтвердилось, что добросовестность точно предсказывает успеваемость по всем предметам. А вот, например, открытость опыту способствует высоким результатам в изучении языков, но почти не влияет на успехи в точных науках. Подробнее о полученных результатах и выводах исследователей — в нашей статье.

Интеллектуальные способности и метапознание

Интеллект и навыки метапознания, которые помогают анализировать свой процесс обучения и управлять им, очень важны для успеваемости в учёбе. Звучит и так очевидно, но и эмпирические доказательства этому существуют. В уже упомянутом исследовании 2007 года среди эстонских школьников уровень интеллекта оказался более тесно связан учебными результатами, чем личностные черты. Это подтверждают и данные, полученные в 2015 году исследователями из Психологического института РАО: саморегуляция (один из метакогнитивных навыков) и интеллект в значительной степени предсказывают успехи учеников средних и старших классов в изучении математики, гуманитарных и естественных наук.

Также есть лонгитюдное исследование, показавшее, что когнитивные способности и метакогнитивные навыки третьеклассников значительно коррелируют с их успеваемостью в пятом классе.

Мотивация и самовосприятие

Роль мотивации в школьной успеваемости сопоставима с ролью интеллекта. Например, в исследовании 2009 года выяснили, что представления о своих способностях и ощущение ценности обучения сильно коррелируют с результатами как по языковым предметам, так и по математике.

Один из важных компонентов учебной мотивации, который достаточно широко исследуется, — это самоэффективность, то есть вера в свою способность добиться успеха в конкретной ситуации (в учебном контексте — например, в решении задачи или освоении сложного материала). Исследование 2014 года показало, что низкая самоэффективность учеников нередко приводит их к эмоциональному выгоранию, а высокая — повышает учебные результаты.

Отдельно исследовалась и самооценка — как разновидность мотивации, основанной на уверенности в себе. В отличие от самоэффективности, которая всегда относится к определённой ситуации, самооценка отражает общую уверенность ученика в своих способностях, независимую от стоящей перед ним задачи. В исследовании 2016 года, проведённом на выборке из почти 19 000 старшеклассников, в котором рассматривались личностные факторы, влияющие на успеваемость, самооценка оказалась наиболее значимым фактором.

Кстати, мы уже писали о свежем метаанализе на эту тему, в котором исследователи изучили связь между мотивацией, самооценкой и успеваемостью. Авторы подтвердили, что уверенность в себе связана с учебными достижениями сильнее, чем другие виды мотивации (например, внутренняя и внешняя мотивация). Однако обнаружили, что связь между успеваемостью и мотивацией может быть сложнее — их влияние двустороннее, то есть мотивация повышает результаты, а высокие результаты, в свою очередь, усиливают мотивацию.

Уровень стресса и стратегии решения проблем

Исследования в этой области приводят к однозначным результатам: если школьник испытывает стресс по любым причинам, связанным, например, с состоянием здоровья, проблемами в семье или школе, это негативно сказывается на его успеваемости. Это показало, в частности, исследование 2019 года среди испанских учеников средних классов. К таким же результатам пришли другие исследователи в 2020 году, при этом выявив, что высокая учебная мотивация и применение учебных стратегий снижают влияние стресса на успеваемость.

Отдельный источник стресса для школьников постарше — экзамены. В 2019 году исследователи из Германии обнаружили, что сильная экзаменационная тревога не только снижает результаты, но и негативно действует на ощущение благополучия подростков.

Также есть одно любопытное исследование 2014 года. Его авторы изучили стратегии, которые школьники применяют для того, чтобы справиться со сложными домашними заданиями и с трудностями в видеоиграх — а затем измерили, как применение тех или иных стратегий влияет на средний балл. Оказалось, что стратегии выполнения заданий практически не отразились на успеваемости. А вот если школьники активно применяли видеоигровые стратегии (например, своевременно обращались за помощью или подсказкой к другим игрокам), это положительно влияло на их оценки.

Употребление психоактивных веществ

В этом вопросе тоже всё однозначно: школьники, употребляющие, например, алкоголь, склонны пропускать уроки, не выполнять домашние задания и получать более низкие оценки, чем их сверстники. Причём, как показало исследование 2017 года, от разновидности вещества и частоты его употребления зависит и степень негативного влияния на академические успехи.

Факторы среды

В эту категорию входят факторы микросистемы — то есть, согласно теории Ури Бронфенбреннера, условия среды и ближайшее окружение, непосредственно влияющие на школьника.


Семья

Ещё в 1993 году турецкие исследователи нашли прямую связь между успеваемостью, уровнем образования родителей и воспринимаемым контролем — этот термин означает то, как ребёнок ощущает контроль над своими действиями и ситуацией.

В том же году исследователи из США изучили, как на учебные результаты детей влияют разные стили воспитания. В семьях, где родители не поощряют независимое мышление и поведение ребёнка или даже наказывают за это, дети склонны к внешней учебной мотивации (то есть учатся только ради награды или чтобы избежать наказания) и в среднем получают более низкие оценки. Тогда как стиль воспитания, поддерживающий ребёнка в самовыражении, способствует развитию внутренней мотивации (когда учёба для школьника становится ценной и интересной сама по себе) и более высокой успеваемости.

В исследовании 2013 года родительскую вовлечённость рассмотрели в четырёх аспектах: эмоциональной отзывчивости, поддержке автономии, установке правил и контроле достижений. Выяснилось, что отзывчивость и поддержка автономии (то есть самостоятельности) способствуют развитию когнитивных способностей ребёнка. В то время как ярко выраженный контроль достижений школьника и жёсткие правила в семье ухудшают его успеваемость.

А в 2020 году южнокорейские исследователи обнаружили различия в степени родительской поддержки, о которой сообщали родители и которую воспринимали подростки. Так, школьники выше, чем их родители, оценивали эмоциональную поддержку со стороны семьи, и ниже — учебную. Впрочем, исследователи отмечают, что причина может быть в культурных особенностях, так как похожее исследование среди американских семей показало противоположные результаты. Также оказалось, что то, как школьники воспринимают родительскую поддержку, способствует развитию у них навыков самостоятельного обучения. В то же время высокий уровень поддержки, о котором сообщали сами родители, чаще оказывался связан со школьной успеваемостью ребёнка.

Фото: BearFotos / Shutterstock

Также есть научные работы о влиянии конфликтов между родителями на успеваемость детей. Например, исследование 2009 года выявило это как значимый фактор, снижающий учебные результаты.

Школа

Школа, будучи непосредственной образовательной средой, конечно, тоже имеет важное значение для успеваемости учеников. В 2005 году исследовательница из Таиланда обнаружила, что, хотя лучше всего учебные достижения школьников предсказывают их прошлые учебные результаты, свой вклад вносят и школьные факторы. Среди них — квалификация директора, ориентация школы на достижение результата, согласованность действий педагогического состава, структурированное преподавание, качественная образовательная программа и возможности для обучения, атмосфера в классе и взаимодействие школы с местным сообществом. Интересно, что, согласно результатам исследования, свою роль играет даже расположение школы — чем дальше она находится от окружного управления образованием, тем сложнее ей достичь высокой успеваемости учеников.

В 2012 году исследователи рассмотрели, как на учебные результаты школьников влияют ощущение безопасности в школе, чувство принадлежности (то есть ощущение себя частью школьного сообщества) и отношения с учителями. Оказалось, что каждый из этих факторов независимо от других оказывает эффект на средний балл. На тему взаимоотношений учителей и учеников есть и другие исследования — в них подтверждается, например, что тёплые отношения с педагогом повышают учебную вовлечённость, а вместе с ней — и результаты. Причём для подростков этот аспект школьной жизни не менее важен, чем для младших учеников.

Похожие результаты продемонстрировало исследование 2018 года: позитивная, дружелюбная атмосфера в школе повышает и успеваемость учеников, и их субъективное ощущение благополучия. А в 2019 году выяснили, что академическим достижениям способствует школьная среда, которая удовлетворяет потребности учеников в автономии (то есть самостоятельности), компетентности и социальной принадлежности. Это важные компоненты для формирования внутренней мотивации, согласно теории самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана (о ней, как и о других теориях учебной мотивации, мы рассказывали в этой статье).

Сверстники

Как фактор учебной успеваемости, взаимоотношения со сверстниками пока не очень хорошо изучены. Однако авторы статьи приводят относительно недавнее лонгитюдное исследование на тему того, как дружба между подростками помогает им адаптироваться при переходе из средних классов в старшие.

Исследователи пишут о том, что в этот период для подростка значительно усложняются и учебный контекст, и отношения со сверстниками. С одной стороны, юноше или девушке важно иметь поддержку друзей, которые помогут преодолеть трудности. С другой — нередко возникает проблема давления со стороны сверстников, когда подростку приходится подстраиваться под других, чтобы его не исключили из коллектива. Причём среди школьников этого возраста зачастую считается «не крутым» прилагать усилия к учёбе. Поэтому исследователи рассматривали взаимоотношения старших школьников в двух аспектах: автономии, способствующей независимому поведению и отстаиванию своей позиции, и связанности, то есть сохранению дружеских отношений даже при разногласиях.

Оказалось, что те, кто способен формировать отношения, сочетающие автономию и связанность, имеют в среднем более высокие отметки. Более того, они и в дальнейшем (к 29 годам), как правило, имеют более высокие учебные достижения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована