88,8% российских школ используют зарубежный софт
При этом 30% учителей ничего не знают о российском ПО.
: пресс-служба министерства просвещения
На отечественный софт перешли не более 6% школ, а в примерно 5% техника устарела или её нет вообще. Таковы результаты исследования «Применение российского ПО в школьном образовании», которое провела компания «Академия АйТи».
Участниками опроса стали более пяти тысяч директоров и учителей-предметников из всех федеральных округов России. Исследователи хотели найти проблемы, замедляющие распространение отечественного ПО в школах, а также определить динамику рынка и ключевых игроков.
В ходе исследования специалисты выяснили уровень цифровых компетенций, которыми обладают педагоги. Оказалось, что 94% респондентов используют компьютеры и прочую технику в рамках учебного процесса. При этом 43% из них назвали степень работы очень активной.
Общий уровень осведомлённости об отечественном ПО составляет 70%. 27% респондентов сообщили, что знают, как с ним работать, только в теории, но практического опыта не имели. Ещё 25% опрошенных считают себя уверенными пользователями российского софта, а 18% признались, что знают только названия продуктов.
Лидером рынка среди отечественных продуктов оказалась ОС Astra Linux. Она занимает 54% от общего числа российских операционных систем. А самыми популярными офисными приложениями среди педагогов стали OpenOffice, «МойОфис», LibreOffice и «Р7-Офис».
Респондентов попросили оценить их готовность к переходу на отечественное ПО. О полной готовности заявили 24% участников исследования, а ещё 48% отметили, что поддержали бы такой переход при условии проведения регулярного обучения.
Кроме этого, опрошенные назвали факторы, затрудняющие импортозамещение в этой сфере. Вот список типичных барьеров:
- проблемы совместимости разного ПО с периферийным оборудованием;
- программы для диагностики ОГЭ, ЕГЭ и ВПР написаны под Windows;
- трудности с адаптаций к новому софту и переобучением — особенно это касается педагогов старшего возраста;
- сложности с установкой, обновлением и техподдержкой такого ПО.
Респонденты обозначили, что при переходе школ на российский софт учителя и дети должны начать использовать его и дома. Однако вряд ли семьи пойдут на это, ведь зачастую у них только один компьютер.
Помимо прочего, опрошенные отметили, что им понадобится помощь со стороны производителей при внедрении ПО. Это касается не только техподдержки, но повышения качества софта, а также предоставления бесплатных лицензий ради повышения спроса.
По мнению авторов исследования, проблемы импортозамещения ПО в школах связаны прежде всего с отсутствием чёткого плана перехода на российский софт. К тому же иностранные продукты уже стали привычными, в то время как российские решения пока не популярны.
Напомним, в апреле заработал российский аналог Zoom под названием «Сферум». Его обещают синхронизировать с основными цифровыми инструментами, которые используются в процессе обучения.