Образование EdTech
#статьи

8 причин, почему ваш онлайн-курс не взлетел

Полезная аналитика и рефлексия: часть причин можно быстро исправить, а чтобы справиться с другими, придётся пересмотреть рабочие процессы.

Meery Mary для Skillbox Media

Представим ситуацию, когда вы привлекли экспертов и методистов, разработали качественный курс с полезным и интересным содержанием, запустили его, но увы — слишком мало потенциальных студентов им заинтересовалось. Такое случается по нескольким причинам, которые можно разделить на две группы — внутренние и внешние. Разберём каждую из них.

Внутренние причины

Здесь речь пойдёт о специфике самого курса, его позиционировании и продвижении.

1. Завысили цену

Например, вы запускаете курс на рынке с благоприятными условиями, где у вас не очень много конкурентов, и ставите цену гораздо выше среднего, аргументируя тем, что предлагаете аудитории уникальное преимущество — скажем, индивидуальный подход к каждому студенту. Но продажи курса не взлетают.

Дело в том, что подобный метод работает только тогда, когда аудитория видит в вашем предложении некую ценность, которая в их глазах уравновешивает или даже превышает высокую стоимость. Возможно, людям не настолько нужен индивидуальный подход или другие фишки, которые вы предложили, чтобы платить за курс больше, чем за похожие продукты ваших конкурентов.

Любые эксперименты с ценой лучше проводить аккуратно. Кстати, если хотите повысить цену уже существующего курса, лучше делать это постепенно и следить за уровнем продаж. Видите, что он начал ощутимо падать, — значит, цена слишком высокая.

2. Формат курса оказался неудобным

Вебинары и видеоролики, чат-боты и подкасты — EdTech-компании активно экспериментируют с формой подачи контента. С одной стороны, это связано с поиском более дешёвых и простых способов производства образовательного продукта: например, создание курса в Telegram-канале с чат-ботом не потребует больших затрат. А с другой — продюсеры онлайн-курсов стремятся отыскать формат, наиболее удобный для целевой аудитории. Высший пилотаж — найти такой вариант, который одновременно востребован у потенциальных студентов и недорог в производстве.

Если вы запустили новый курс с качественным содержанием и продакшном, но его не покупают, попробуйте поэкспериментировать с форматами. Возможно, вы найдёте способ подать образовательный контент в таком виде, за который люди готовы платить.

3. Слепо скопировали конкурентов

Существует такая стратегия бизнеса, когда крупный игрок рынка копирует удачный продукт более мелкого игрока рынка — то есть делает нечто похожее, но при этом вкладывает больше денег в развитие и продвижение. Хоть эта стратегия и вызывает сомнения в её этичности, экономически она может быть вполне успешной.

А вот обратный подход, когда маленькая EdTech-компания или вообще стартап пытается «скопировать» крупный и известный проект, может стать причиной провала. Целевой аудитории будет просто непонятно, зачем покупать курс у нового неизвестного игрока, когда на рынке уже существует такое же предложение от зарекомендовавшей себя компании.

Если уж вы решили потягаться с кем-то из лидеров рынка, вам нужно хорошенько продумать, чем ваш образовательный продукт будет отличаться от конкурентов. Небольшим компаниям крайне важно найти своё уникальное преимущество и делать на нём акцент при продвижении. Оно может быть связано с характеристиками курса, его ценой и так далее. Однако, как уже было сказано выше, в любом случае это должно быть такое преимущество, которое действительно представляет ценность для вашей аудитории.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

4. Тема курса оказалась неактуальной

Иногда при запуске курса кажется, что тема — просто огонь, но фидбэк от аудитории или маркетинговый анализ показывают, что она неинтересна людям. Так бывает, если вы выбираете тему, основываясь только на своих представлениях о том, что будет востребовано, а не на тщательном анализе предпочтений и запросов аудитории.

Исправить это после запуска, очевидно, нельзя — придётся всё-таки изучить потребности, сформировать и проверить гипотезу, а затем создавать курс заново.

Внешние причины

Эти причины, как правило, связаны с условиями, сложившимися на образовательном рынке, в том числе с поведением конкурентов и социально-экономической обстановкой в целом.

1. Рынок перенасыщен продуктами

Бывает так, что вы запускаете курс — например, по бизнесу — на рынке, на котором уже существует множество крупных игроков, чьи предложения закрывают запросы аудитории. При этом такие компании активно продвигаются с помощью контекстной и/или таргетированной рекламы.

Чтобы продукт имел успех на рынке, который стагнирует, вышел на плато или растёт очень медленно, высокого качества этого продукта будет недостаточно. Сам собой он всё равно не взлетит, обязательно потребуются большие инвестиции в маркетинг. Реклама на таком рынке будет стоить дороже, так как большое количество компаний конкурирует по сути за одну и ту же аудиторию.

Менее затратный финансово, но более долгий способ — формировать бренд и искать студентов не с помощью маркетинга, а через прямые контакты. Лучше всего эта стратегия подходит известному в своём кругу эксперту: например, опытный предприниматель может вести специализированный блог и читать лекции по бизнесу в университете, привлекая аудиторию на свой курс.

2. Рынок вообще перестал расти

Увы, так бывает. Предположим, вы заняли определённую нишу, но ваши курсы постепенно стали пользоваться всё меньшим спросом. В такой ситуации стоит подумать о диверсификации и осваивать смежные рынки.

Для начала имеет смысл заняться изучением аудитории. Например, вы можете выяснить, что ваши курсы по дизайну посещает много молодых мам. Подумайте, какие потребности и запросы есть у этого сегмента аудитории и как вы можете их удовлетворить. Возможно, будет востребован курс по раннему развитию детей или детской психологии — сформулируйте гипотезу, а затем проверьте её с помощью опроса среди клиентской базы или предложения о предзаказе нового курса.

Фото: Stockbusters / Shutterstock

3. Вы — маленький игрок, и ваш курс скопировал конкурент

Стратегию копирования, описанную выше, крупная компания может применить и к вам: воспользоваться вашей темой курса и сформированной вами бизнес-моделью, но вложить больше ресурсов в производство и маркетинг. В итоге более раскрученная копия вашего образовательного проекта займёт нишу, которую могли бы занять вы.

Если ваш стартап или небольшая EdTech-компания только выходит на рынок, подумайте, как сделать так, чтобы ваш продукт было трудно скопировать. Делайте ставку на уникальность предложения.

4. Изменились социально-экономические условия

Некоторые события — к примеру, такие, как пандемия коронавируса, — кардинально меняют реальность. Подготовиться к таким форс-мажорам заранее невозможно. Чтобы оставаться на плаву в изменившихся условиях, требуется искать другие ниши и форматы, отвечать на новые запросы аудитории. В данной ситуации рынок онлайн-образования скорее выиграл, однако не факт, что EdTech-сферу не ждут новые перемены.

Адекватно отвечать на любые вызовы поможет информационная база и аналитика, если вы будете собирать и мониторить данные об EdTech-рынке, конкурентах и аудитории, результаты экспериментов, интервью и опросов, кастдевов и так далее. Грамотное использование этой информации позволит не только принимать взвешенные решения в сложных условиях, но и избегать ошибок, о которых шла речь в первом разделе статьи.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована