8 книжных новинок года для тех, кто работает в образовании
Собрали интересное и полезное для педагогов, методистов, исследователей образования, сотрудников вузов, L&D — и не только.
Иллюстрация: Pressmaster / Shutterstock / Annie для Skillbox Media
В уходящем году вышло немало интересных книг, посвящённых образованию. Часть из них затрагивает вечные темы — скажем, развитие когнитивных способностей у учеников или академическое мошенничество. А другая — самые злободневные вопросы: например, как на школьное образование повлияла пандемия COVID-19 и как организовать обучение персонала онлайн. Мы собрали эти и другие стоящие внимания новинки, чтобы вы не пропустили ничего важного.
«Подумайте ещё раз»
Адам Грант
Кому будет полезно: всем, кто учит других людей.
Американский психолог и профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант считает, что знания сами по себе важны гораздо меньше, чем такой мыслительный навык, как способность сомневаться и переучиваться.
По мнению автора, мы всю жизнь несём с собой приобретённые когда-то убеждения, ограничения и привычки, которые могут быть уже совершенно неактуальными, но всё ещё влиять на наши суждения и решения. Вместо переоценки фактов мы предпочитаем держаться за известные истины, так как сама идея, что они могут оказаться ошибочными, вызывает у нас дискомфорт.
Тому, как справиться с этими когнитивными искажениями и помочь в этом окружающим, и посвящена книга психолога. Свои тезисы он подкрепляет результатами научных исследований, а также иллюстрирует увлекательными историями, так что «Подумайте ещё раз» может стать отличным вариантом для чтения на каникулах.
Читайте также:
«Этнография туфты»
Александр Давыдов и Павел Абрамов
Кому будет полезно: всем, кого интересует проблема академического мошенничества и другие недостатки системы высшего образования.
Кто эти люди, которые пишут академические работы на заказ? Что побуждает их выбирать это не самое этичное занятие и как устроен рынок заказных учебных работ? Чтобы ответить на эти вопросы, Александр Давыдов и Павел Абрамов изучили этот социальный феномен изнутри — не только с помощью интервью с авторами заказных работ, но и непосредственно работая в этой сфере.
Книга приводит к довольно неожиданным и печальным выводам. Так, выяснилось, что часто к заказу курсовых и дипломных работ прибегают отличники — просто потому, что для преподавателей оформление работы бывает важнее её содержания. Однако корень проблемы находится гораздо глубже. Это исследование показало, что современный вуз, с его погоней за формальными показателями, чтобы подняться в рейтингах, — очень благоприятная почва для распространения «туфты». И это далеко не единственный тревожный звоночек для системы.
Читайте также:
«Учим в любых условиях»
Дуглас Фишер, Нэнси Фрей и Джон Хэтти
Кому будет полезно: педагогам, которые хотят быстрее адаптироваться к дистанту.
Авторы книги, педагоги и исследователи, уверены, что вынужденный переход в онлайн, который произошёл в 2020-м году — и в какой-то степени останется с нами надолго, — нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным. По их мнению, то, насколько эффективно обучение, мало зависит от окружения учителя и ученика, ведь основополагающие принципы педагогики остаются неизменными.
Фишер, Фрей и Хэтти предлагают использовать свой опыт, знания и достижения, чтобы адаптироваться к изменившимся обстоятельствам. А также приводят результаты метаанализов научных исследований о процессе обучения и дают рекомендации, как поддерживать отношения с учениками на расстоянии и не потерять авторитет учителя, проводить контрольные работы в онлайне и давать полезную обратную связь. Особый акцент авторы делают на гибкости, поэтому советы из книги универсальны и применимы, о чём и говорит название книги, в любых условиях.
«До пайдейи: представления об образовании в трагедиях Эсхила»
Брэтт М. Роджерс
Кому будет полезно: всем, кто интересуется историей и философией педагогики, а также античной культурой.
Пайдейя — слово из древнегреческого языка, которое означает гармоничное телесно-духовное развитие человека. С этим понятием исследователи часто связывают идеи Сократа и Платона о том, как воспитать добродетельного гражданина полиса.
А вот тому, каким было античное образование в архаические времена — до пайдейи, посвящена книга профессора департамента классических исследований Университета Пьюджет-Саунд и специалиста в области античной педагогики Брэтта М. Роджерса. Кроме рассказов о том, как были организованы первые школы и каким был статус древнегреческого учителя, Роджерс приводит анализ трагедий Эсхила «Орестея» и «Прометей прикованный» с точки зрения педагогики. Изучив древнейшие формы образования, такие как античный театр, автор приходит к выводу, что обучение в Древней Греции не только приобщало к знаниям, но и включало в себя физическое насилие и педагогическую тиранию.
Читайте также:
«Кейсы российских университетов. Выпуск 3. 2019–2021»
Кому будет полезно: тем, чья деятельность непосредственно связана с управлением в университетах, а также всем, кого волнуют проблемы высшего образования.
В этом году студенты и преподаватели программы «Управление в высшем образовании» Института образования ВШЭ выпустили свежий сборник, в который вошли 11 кейсов разных университетов нашей страны. В каждом рассматривается некая проблема или стратегия, связанная с управлением инновациями в высшем образовании, отношениями вузов и рынка труда, разработкой современных образовательных программ. Все кейсы описаны на основе интервью с руководителями и сотрудниками вузов, а также анализа фактических данных.
Составители сборника Кирилл Зиньковский и Евгений Савелёнок рассказали на его онлайн-презентации, что в процессе подготовки издания некоторые из тем оказались актуальнее других — например, управление образовательными программами и поиск индивидуальных образовательных траекторий. Разумеется, затронута тема цифровизации образования. Также, как заметил Евгений, для вузов по-прежнему острыми остаются вопросы реорганизации и научно-исследовательской работы студентов.
Читайте также:
«Начальное и среднее образование во время COVID-19»
Кому будет полезно: всем, кто работает в школьном образовании или интересуется этой сферой.
Это крайне примечательная научная работа, в которой международная группа исследователей проанализировала влияние пандемии на школьное образование от Финляндии до Южной Африки.
Инициатором проекта выступил профессор Гарвардского университета Фернандо Реймерс. Он предложил своим зарубежным коллегам, в том числе российским, на основе доступных данных и собственных исследований ответить на несколько важных вопросов: как государство организовало переход школ на дистанционное обучение, насколько педагоги были готовы к работе в этом формате, как пандемия повлияла на учеников из семей с разным уровнем дохода.
Российский опыт проанализировали эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского. Они рассмотрели, какие меры принимались в разных регионах нашей страны и чем были обусловлены эти решения. Также исследователи изучили результаты опросов учеников и учителей на тему дистанционного обучения, чтобы выяснить, какие субъективные переживания вызвали у них эти внезапные перемены.
«Обучение через развлечение»
Георгий Голышев, Ксения Поплавская и другие
Кому будет полезно: разработчикам и заказчикам образовательных программ в концепции Edutainment.
Концепция Edutainment, которую применяют авторы книги, специалисты творческого объединения #Шашники, — это подход, объединяющий education («обучение, образование») и entertainment («развлечение»). С помощью игровых механик он помогает усилить мотивацию учащихся, а также обеспечивает безопасное пространство, в котором можно свободно и комфортно проявлять свои способности.
В книге эксперты рассказывают читателям о своём опыте разработки Edutainment-программы для детского и подросткового лагеря. Авторы рассматривают организационные и методические вопросы, а также часто возникающие сложности — например, как сохранить баланс между игрой и обучением или провести программу с весьма ограниченным бюджетом. И конечно, в современных реалиях очень актуальным оказывается раздел, посвящённый подготовке образовательного лагеря в онлайне.
E-Learning
Майкл Аллен
Кому будет полезно: руководителям организаций, T&D-специалистам, а также разработчикам онлайн-курсов для корпоративного обучения.
Эту книгу нельзя в полной мере назвать новинкой: в 2021 году вышло её переиздание. Но так как актуальность темы несомненна, мы всё же решили включить её в эту подборку.
Настоящий «ветеран» EdTech-сферы Майкл Аллен создаёт курсы для электронного обучения с 1993 года, а также учит этому других и помогает компаниям создавать корпоративные e-Learning-программы. Этому и посвящено руководство, состоящее из трёх частей.
В первой части автор рассматривает кейсы реальных компаний, на их примерах показывая распространённые сложности в создании и внедрении электронного обучения. Во второй — по шагам разбирает процесс проектирования курсов. А в третьей части говорит о методах, которые помогут оценить эффективность получившегося продукта. Благодаря основательному подходу Аллена, издание будет интересно не только тем, кто строит образовательную систему в организации с нуля. Если в вашей компании уже есть онлайн-программа развития персонала, книга поможет заметить её слабые места и устранить их.