7 примеров EdTech-решений, которые расширяют возможности учителей и школ
Все они стали финалистами международной премии The EdTech Awards 2023.
Иллюстрация: Giorgio Parravicini / Patrick Ward / Austrian National Library / Unsplash / stockking / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Эту награду с 2010 года вручают лучшим образовательным технологическим решениям, и сейчас это один из крупнейших международных конкурсов в этой области. Цифровые решения оценивают по таким критериям, как эффективность и результаты, педагогическая работоспособность, качество клиентской поддержки, ясность образовательного контента, его ценность и потенциал.
В 2023 году у EdTech Awards было 76 номинаций. Мы выбрали из всех победителей и финалистов проекты, помогающие школам и педагогам выполнять разные задачи, на которые обычно не хватает времени и рук. Все эти цифровые инструменты — иностранные, то есть в российских школах их нет. Однако они служат наглядными примерами того, что цифровизация призвана не заменить учителей и сломать привычный образовательный процесс (чего многие боятся), а, наоборот, разгрузить педагогов и сделать обучение более персонализированным, адаптируя его под потребности конкретных учеников.
TeacherMade: инструмент, упрощающий подготовку заданий
Творческие учителя и репетиторы часто сами составляют ученикам разные задания и тесты. С сервисом TeacherMade делать это проще: любой PDF-документ можно превратить в интерактивное задание. Допустим, в PDF-файле — объяснение темы. Достаточно загрузить его на сайт, и можно добавлять в него разные упражнения — например, в которых ученикам надо заполнить поля, выбрать правильный вариант ответа, отметить «верно» или «неверно». Математические задачи тоже поддерживаются — пользователям доступен встроенный редактор формул.
Есть и функция автоматической проверки ответов, так что ученики смогут получить мгновенную обратную связь. Кроме того, можно добавлять в задания изображения, загружать или записывать аудио, рисовать прямо в документе. Таким же образом TeacherMade работает и с загруженными презентациями, так что, по сути, это целый конструктор текстовых мини-курсов.
SoapBox: помощник в обучении детей чтению
В помощь обучению детей чтению уже появилось немало цифровых решений на базе ИИ, и мы про них уже рассказывали. SoapBox — одно из них. Оно представлено в виде онлайн-платформы и мобильного приложения, а работает очень просто: на экране показывают букву, слово или предложение, и ребёнок читает их вслух. Программа слушает ответ и оценивает, удалось ли малышу прочитать букву или слово верно. Если нет, то программа выделяет часть, где допущена ошибка, демонстрирует, как именно должен звучать этот фрагмент, и предлагает прочитать ещё раз.
С такой программой учителю гораздо проще уделить внимание индивидуальным сложностям каждого ребёнка в классе и отработать их. Кроме того, подобный сервис может быть особенно полезным в случаях, когда в классе есть дети, для которых язык обучения неродной.
Exact Path: адаптивный цифровой репетитор
Учителю сложно выявить и устранить пробелы в знаниях каждого ученика, если их 20–30 в классе. Ведь это предполагает, что для каждого нужно составить индивидуальный план занятий, чтобы отработать именно те темы, с которыми у ребёнка есть трудности. Но эту задачу способны взять на себя цифровые платформы адаптивного обучения. Их задача как раз в том, чтобы обнаружить, где у пользователя дефициты в знаниях, и с учётом этого построить для него учебную программу.
К таким решениям относится, например, платформа Exact Path — она помогает школьникам повысить успеваемость по математике, чтению и словесности. Сначала ребёнку нужно пройти входной тест по этим предметам, а затем на основе его результатов программа составляет индивидуальный план. Пользователи могут отслеживать свой прогресс.
В компании заявляют, что для повышения успеваемости при помощи платформы достаточно дополнительно заниматься предметом всего 40 минут в неделю. Фактически это цифровой репетитор. Кстати, мы рассказывали об эксперименте в американской школе, где групповые занятия с репетитором дополнили применением адаптационной цифровой платформы и получили хорошие результаты.
Proximity Learning: спаситель в условиях дефицита учителей
Нехватка учителей в школах — острая проблема во многих странах, хотя и везде в разных масштабах. Последствия очевидны: там, где педагогов не хватает, дети недополучают знания по школьным предметам. Можно, конечно, на замену отсутствующего учителя физики поставить, например, учителя истории, но какой от этого толк? Он максимум прочитает вслух параграф из учебника.
Простое решение этой проблемы придумали разработчики платформы Proximity Learning. Технически оно несложное, здесь вся соль в том, что цифровой инструмент соединён с административными решениями и чёткой организацией процесса.
Суть в том, что учитель из любой части страны (в данном случае речь про США) может проводить на специальной платформе свои уроки онлайн, и их будут транслировать в школах, где такого учителя-предметника нет.
Это не просто трансляции уроков, которые учителя вживую ведут для других детей в их школах, — нет, педагоги здесь целенаправленно занимаются именно с классом, который находится по ту сторону экрана. В аудитории, где сидят дети, трансляцию демонстрируют на большом экране, каждый ребёнок снабжён ноутбуком с наушниками и микрофоном. Учитель тоже видит их у себя на экране и общается с ними.
Один на один ребят с экраном не оставляют — пока урок для них ведёт дистанционный учитель, в классе с ними присутствует помощник или тьютор. Он не только следит за порядком, но и по ходу урока помогает осваивать материал.
Noni: цифровой консультант по психологии для учителей
Базового курса психологии в составе педобразования недостаточно для того, чтобы учитель стал полноценным психологом, мог профессионально отслеживать риски деструктивного поведения детей или признаки психологического неблагополучия. Да и времени нет, чтобы внимательно контролировать состояние каждого в классе. Но от учителей этого тем не менее ждут. Цифровые решения могут помочь и с этим. Именно такая функция — у приложения Noni для учителей младшеклассников.
Работает приложение так: учитель регулярно заполняет в нём специальные формы-опросники. Например, отмечает, какое негативное поведение продемонстрировал тот или иной ребёнок, по отношению к кому это произошло, что этому предшествовало и так далее. А затем программа подсказывает, как учителю стоит поступить.
Noni помогает отслеживать реакцию детей на различные триггеры и выявлять закономерности. Приложение постепенно учит педагогов лучше понимать учеников и планировать свои действия заранее, чтобы предотвратить деструктивные проявления. Конкретные советы Noni даёт на основе рекомендаций профессиональных психологов — подбирает под ситуацию нужный алгоритм. Для каждого ребёнка, которому это необходимо, выстраивается персональный план действий.
А ещё приложение предлагает педагогам изучить дополнительные материалы, чтобы больше знать о воздействии на поведение детей, и помогает им составлять стратегии общения с родителями. Наконец, оно оценивает эмоциональное состояние и самих учителей, подсказывая, как лучше заботиться о своём психологическом здоровье. Работает Noni и на смартфонах, и на компьютерах.
На скриншоте ниже приведена часть опросника Noni — здесь приложение просит учителя отметить, каким было поведение одного из учеников. В графе отмечена физическая агрессия, поэтому программа просит сообщить, в отношении кого она зафиксирована — другого ребёнка или взрослого. На втором скриншоте показан совет программы о том, как остановить такие проявления.
Futuclass: VR-лаборатория для изучения естественных наук
Некоторые опыты могли бы очень заинтересовать школьников, но их нельзя проводить в школьном классе — это просто опасно. Из-за этого получается, что ряд химических и физических процессов школьникам невозможно наглядно продемонстрировать. Кроме того, даже те эксперименты, проведение которых допускается, требуют строгого соблюдения техники безопасности, поэтому некоторые учителя просто боятся включать их в учебную программу. Наконец, не во всех школах есть полноценные условия для лабораторных работ.
Для решения этих проблем отлично подходят технологии виртуальной реальности. Виртуальные лаборатории — типичная сфера их применения в образовании. Futuclass — один из примеров. Благодаря этой программе можно подключить учеников 7–9-х классов к виртуальной лаборатории по химии и физике. Надев специальную гарнитуру, ребята видят различные реактивы и инструменты, которые необходимы для экспериментов по этим предметам, и могут их использовать. Занятия подготовлены в сотрудничестве с учителями естествознания и школами.
Кстати, в России тоже есть подобное решение — VR Chemistry Lab.
Eduverse: метавселенная для школьников
Типичная проблема: детям неинтересно на уроках — даже самые любопытные темы их часто не увлекают. И тут на помощь приходят метавселенные.
Метавселенная Eduverse помогает справиться со скукой и заодно лучше изучить предлагаемые темы. Суть в том, что школьники могут перенестись в новую виртуальную локацию в соответствии с темой урока — для этого собрана целая библиотека разных визуалов.
В метавселенной у всех участников есть аватары, и с их помощью они могут перемещаться в виртуальном пространстве и взаимодействовать друг с другом. Всё это полностью контролируется педагогом: во время сеанса он может следить за поведением ребят в метавселенной и когда решает завершить сеанс, среда Eduverse закрывается для всех пользователей. Попасть на такое занятие можно только по приглашению по аналогии с пригласительными ссылками на встречи по видео-конференц-связи. А их может направить только учитель. Значит, посторонние никак не получат доступ к общению с детьми.
К Eduverse можно подключиться как при помощи VR-гарнитуры, так и с любого устройства с веб-браузером или даже с интерактивных досок.
Кстати, в Японии не так давно метавселенные стали применять для учеников, которые по разным причинам не могут лично присутствовать на уроках. Специальная платформа призвана помочь таким детям не чувствовать себя в изоляции.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!