7 игр, которые помогут учителю включить у детей внимание и сосредоточенность
Эти игры подойдут как для онлайн-, так и для офлайн-занятий по любым предметам и не отнимут много времени у урока.
Представьте: вам нужно дать ученикам на уроке новый материал или задачу, которые требуют сосредоточенности и внимания. Но вы видите, что дети расслаблены и не собраны. Как их настроить на нужный лад? С помощью правильной игры!
Игры могут многое — быстро расшевелить и восстановить ресурсы, если дети устали, или, наоборот, успокоить, если они пришли взбудораженные после физкультуры или слишком бурной переменки. Игры могут также «включить» у детей внимание и сосредоточенность.
Вот несколько вариантов таких игр, которые использует в своей практике Анатолий Засоба — он учит детей скорочтению, и его занятия требуют большого интеллектуального напряжения. Некоторые игры совсем простые, другие посложнее — есть варианты и для малышей, и для подростков. Какие-то игры больше подходят для онлайн-занятий, но большинство можно использовать при любом формате. Они подойдут и для групповых, и для индивидуальных уроков.
Анатолий Засоба
- Основатель и преподаватель онлайн-школы скорочтения для детей «Папаголик», автор методики скорочтения;
- 18 лет в педагогике;
- провёл более 1 000 часов уроков онлайн и обучил более 600 детей из 30 стран;
- активно использует игры в педагогической практике и сам придумал несколько игр;
- делится опытом онлайн-педагогики с учителями в авторских вебинарах.
Игра №1
Угадывание звука
Всё очень просто: во время онлайн-занятия учитель отключает свою камеру и производит разные звуки, начиная с очень простых и доходя до более сложных. Задача учеников — угадать звук и воспроизвести его тоже. Например, это могут быть:
- щёлканье языком («лошадка»);
- щёлканье компьютерной мышкой;
- щелчок пальцами;
- хлопок ладонями;
- хлопок ладонью по столу;
- звон ключами (с этим звуком уже всё не так однозначно, как с предыдущими, — у кого-то из детей наверняка будет предположение, что это, например, размешивание в стакане чая ложечкой).
Можно придумать серию звуков (всё зависит от фантазии) — главное, чтобы они были простыми для воспроизведения подручными средствами. Можно записать их заранее и включать запись.
Игра №2
Чтение по губам
Тоже элементарно: учитель беззвучно произносит слова, задача учеников — распознать их. Кто правильно угадал первым, тот молодец.
Попробуйте произносить, например, числа. Распознать число от одного до десяти детям будет очень просто, а вот, например, «шестьдесят» и «тысяча» — уже намного сложнее.
Эта простая игра хороша ещё и тем, что фиксирует внимание на учителе и том, что он говорит.
Игра № 3
Рисунок по образцу
Это визуальные задания на внимательность, суть которых в следующем: вы показываете детям определённый рисунок, даёте им несколько секунд на то, чтобы его изучить, потом убираете образец и просите их быстро нарисовать на своих листках точно такой же.
Вот авторская игра, придуманная Анатолием Засобой, в таком ключе. Попросите детей нарисовать на своих листках шесть точек — вот так:
Затем покажите им заранее сделанный образец (подготовьте сразу несколько вариантов, чтобы провести несколько туров игры). Дайте десять секунд на запоминание.
Попросите детей за те же десять секунд соединить на своих листках шесть точек точно так же, как было на вашем рисунке, и показать результат. Правильно воспроизведут фигуру далеко не все, но это будет весело и включит азарт для следующей попытки (уже с другим образцом).
Лайфхак: если вы проводите занятие онлайн, некоторые дети, скорее всего, постараются схитрить и незаметно от вас сразу перерисовать фигуру в то время, когда вы показываете образец. Чтобы это исключить, попросите учеников держать обе ладошки поднятыми, пока вы демонстрируете им свой рисунок.
Это задание развивает не просто визуальную кратковременную память, но и ассоциативное мышление (подскажите детям, что для лучшего запоминания того, как соединены точки на образце, нужно проассоциировать получившуюся фигуру с каким-то предметом или образом, на который она похожа).
Задачу можно постепенно усложнять — уменьшать время запоминания (до пяти секунд, до трёх и, наконец, до одной), увеличивать количество точек (до восьми, десяти). Главное — помнить правило: усложнение должно быть постепенным, начинать нужно с самого простого варианта, который у детей точно получится, иначе, если задание окажется им не по силам, они быстро потеряют интерес к процессу.
Ещё один вариант задания на визуальное запоминание: попросите детей нарисовать четыре (постепенно количество можно увеличивать) пустых прямоугольника. Потом покажите им картинку с домино, дайте время запомнить расположение точек и предложите точно так же расставить точки в своих прямоугольниках.
Кстати, недавно шведские учёные выяснили, что подобные задания на визуальную кратковременную память помогают младшеклассникам развивать свои математические навыки. Так что перед уроком математики они будут особенно полезны.
Игра №4
Графический диктант
Это тоже задание на рисование, но в данном случае образец рисунка есть только перед глазами учителя, дети его видеть не должны: их задача — внимательно слушать учителя и выполнять его инструкции.
Ученикам понадобятся листочки в клеточку (кстати, благодаря этому заданию дети, скорее всего, перестанут бояться фразы «Так, достаём листочки!» как предвестника внезапной контрольной).
Глядя на свой образец, учитель подсказывает ученикам, где поставить первую точку для начала рисунка, а потом начинает диктовать направление, куда и на какую длину надо провести линию от этой точки. Например: две клетки вправо, четыре клетки вверх, три клетки по диагонали. В итоге у детей должен получиться такой же рисунок, как на учительском образце. Если кто-то на каком-то этапе запутается, результат получится забавным.
Можно использовать готовые образцы для графического диктанта — в интернете множество идей, но гораздо лучше придумать что-то своё, ассоциативно связанное с темой предстоящего урока.
Игра №5
Таблицы Шульте
Представьте простую таблицу, в каждой ячейке которой хаотичным образом записаны цифры. Это и есть знаменитая таблица Шульте. Её классический вариант — пять на пять ячеек, в которые хаотично вписаны числа от 1 до 25, но она может быть и больше.
Эту таблицу придумал в прошлом веке немецкий психиатр Вальтер Шульте как тест для диагностики свойств внимания, но другие специалисты быстро поняли, что это ещё и отличный способ тренировки внимания, а также периферического зрения. Использование этой таблицы можно превратить в увлекательный игровой процесс.
Суть в следующем: учитель в довольно быстром темпе диктует числа по порядку (один, два, три, четыре, пять и так далее), а ученики мгновенно отыскивают их взглядом в таблице. Кто нашёл нужное число, поднимает руку. Чтобы дети не тянули руки чисто автоматически, можно договориться о правиле: если число чётное, надо поднять правую руку, если нечётное — левую.
Здесь задача скорее на самоконтроль — не потеряться и идти в том темпе, который задаёт учитель.
Другой вариант: учитель молчит, и каждый ученик ищет цифры по порядку про себя, молча поднимая руку на каждой найденной цифре. Победитель — тот, кто первым прошёл путь до конца (от 1 до 25). Это тоже задача на самоконтроль, и, конечно, дети могут смухлевать, но обычно в процессе включается азарт — ребёнку любопытно справиться с этим заданием, он проверяет собственные возможности.
Лайфхак: если проводите занятие онлайн, сделайте крупную таблицу Шульте на слайде презентации, чтобы детям было хорошо её видно.
Самый простой вариант таблицы — чёрно-белый. Но можно сделать и цветную — тогда все цифры повторяются в каждом цвете, и задача усложняется (например, сначала надо пройти путь от 1 до 25 в чёрном цвете, потом — в красном).
Игра №6
Картинки-находилки
Тоже визуальное задание и тоже очень известное. Суть картинок-находилок в том, что на них изображено много однотипных предметов вперемешку — например, много книг, мячей, ножниц, глобусов, калькуляторов и карандашей. Учитель даёт задание за десять секунд сосчитать, сколько на картинке всего палитр, потом — сколько глобусов, потом — сколько рюкзаков, и так далее.
Постепенно задание можно усложнять, сокращая время на поиск.
Можно поискать картинки, построенные по такому принципу и подходящие к тематике урока. Например, если вы преподаёте в начальной школе и сейчас у вас будет урок письма, подойдёт картинка, на которой изображены вперемешку несколько букв алфавита. Пусть дети найдут, сколько здесь букв «а» (строчных и заглавных), сколько букв «б» и так далее.
Примеров таких картинок много на сайтах для родителей с развивающими занятиями для детей. Их можно найти по поисковому запросу «картинки-находилки» или «I spy» (в переводе с английского — «я высматриваю»).
Игра №7
Квест в картинке
Ещё одно широко известное и очень увлекательное визуальное занятие — искать по заданию учителя на сюжетной картинке, на которой изображено очень много деталей, определённые предметы. К таким картинкам всегда прилагается список предметов, которые на ней хитро спрятаны. Победит тот, кто отыщет полный список быстрее всех.
Примеры таких изображений есть здесь и здесь. А вообще, их можно искать в интернете по запросу hidden pictures («спрятанные картинки»). Кстати, если вы преподаёте иностранный язык, то вот вам идея: можно подобрать картинки, где есть предметы по лексике урока.
Лайфхак: дополните презентацию с картинкой анимированным эффектом, чтобы во время игры быстро отмечать каждый спрятанный предмет, например, красной точкой, как только кто-то из ребят его найдёт. К концу игры у вас получится картинка, на которой будут отмечены все спрятанные предметы.
Это только часть игр, которые можно приспособить для педагогических целей. Главное — попробовать их как инструмент, а дальше тестировать разные и выбирать те, что больше всего понравятся вам и детям.