Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Образование EdTech
#статьи

6 причин создавать онлайн-курсы в Telegram

Мессенджер обладает функциями, благодаря которым порой становится более эффективной платформой для обучения, чем традиционные LMS.

Иллюстрация: Robertos Art / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Анастасия Плотникова

Методолог онлайн-образования, специалист по обучению взрослых с 18-летним опытом, предприниматель, автор книг «Как создать свой онлайн-курс» и «Как выйти в онлайн и начать зарабатывать на своей экспертности».

Мессенджер Telegram стал одним из востребованных инструментов в образовании. Встроенные функции, боты и мини-приложения позволяют размещать там онлайн-курсы, которые студенты могут проходить со смартфона, когда и где им удобно.

В этой статье постараюсь объяснить, почему многие онлайн-курсы переехали из LMS-платформ в мессенджер и в чём его главные преимущества как для авторов курсов, так и для учеников.

Причина №1


Чаты и каналы оптимально подходят для коротких синхронных и асинхронных курсов

Обучение в закрытом чате или канале мессенджера подойдёт, если в курсе немного уроков (как правило, до 10), а подача контента линейная — без деления на модули, скрытых или бонусных уроков. Дело в том, что в более длительных курсах невозможно сохранять фокус учащихся на занятиях без сильной мотивации или дополнительного внешнего стимулирования.

Например, вы как эксперт планируете 5–10 уроков, для каждого собираетесь записывать видео или проводить эфиры и публиковать записи в Telegram. Таким образом, обучение в чате или канале может быть:

  • синхронным — в виде серии эфиров, к которым ученикам нужно подключаться по расписанию;
  • асинхронным в виде предзаписанных видеолекций, доступных ученикам для просмотра в любое удобное время;
  • смешанным, когда ученики могут подключиться к эфиру и, например, задать вопросы спикеру, а если пропустили — посмотреть запись, опубликованную позже.

Как правило, контент публикуют по чёткому расписанию: условно, по понедельникам автор курса выкладывает новое видео или проводит эфир. Сложной геймификации не предполагается, нужно просто дать ученикам возможность посмотреть урок, задать вопросы и, возможно, прислать домашние задания.

Для такого курса достаточно закрытого канала или группового чата в Telegram, которые создаются бесплатно и очень быстро. Ученикам такой способ получения контента понятен и привычен.

Что выбрать — канал или чат? Закрытый канал даёт максимальный контроль над потоком информации и полностью исключает спам, потому что публиковать контент в нём могут только администраторы, которых назначает владелец канала. Устраивать прямой эфир тоже могут только администраторы, а слушателям требуется разрешение, чтобы включить микрофон и занять роль спикера. При всём этом канал практически не создаёт вовлечённости аудитории, поэтому он больше подходит для лекционного контента с односторонней передачей знаний.

Чат работает противоположным образом: здесь возможны живые обсуждения в форме сообщений, а на видеовстречах каждый участник может включить свою камеру и микрофон. Следовательно, чатам свойственна высокая вовлечённость учеников, и они оптимальны для практикумов, где взаимодействие участников — ключевая ценность. Но нужно обязательно выделить ресурсы на модерацию, чтобы исключить спам и обсуждения посторонних тем, которые могут отвлекать и раздражать участников.

Универсальным решением может стать канал с открытыми комментариями. Эксперт контролирует публикации, при этом получает средний уровень вовлечённости благодаря комментариям под уроками. Обсуждения будут привязаны к конкретным темам, что упростит модерацию.

По моему опыту, каналы и чаты одинаково хорошо работают и для синхронного, и для асинхронного обучения. В теории есть опасность, что, например, опубликованный в чате урок затеряется в потоке сообщений от участников. Но на практике, если выкладывать уроки и другие важные материалы на отдельных вкладках внутри группового чата (ещё их называют темами или подгруппами), их всегда будет легко отыскать. Так, сейчас я веду марафон на тему использования сторис для продвижения и выкладываю в чате предзаписанные видео. Чат разделён на темы, поэтому учащиеся не путаются — они знают, что все уроки находятся на вкладке «Уроки».

Причина №2


Удобное асинхронное обучение с помощью ботов и мини-приложений

Telegram вполне заменяет простую LMS, если вы хотите записать мини-курс и сделать так, чтобы ученики могли проходить его самостоятельно в удобном для себя темпе, а доступы им открывались сразу после оплаты. Эта задача решается размещением курса в чат-боте или мини-приложении внутри Telegram. Такой курс будет в любое время доступен со смартфона, без затруднений с регистрацией и необходимости осваивать новую платформу.

В основные функции ботов чаще всего входят:

  1. Меню навигации — структурированный доступ к урокам.
  2. Автоматическая выдача уроков по графику или доступ к следующему уроку после завершения предыдущего.
  3. Интеграция с сервисами приёма оплат.
  4. Оценка знаний — встроенные тесты с автоматической проверкой.
  5. Аналитика — отслеживание прохождения уроков.

Боты подойдут и для простой линейной структуры курса, и для более сложной, которая, например, позволит ученикам свободно перемещаться между уроками и модулями. Для создания и внедрения бота понадобится специальный сервис, который позволяет их конструировать — например, BotHelp. Порядок оплаты и выдача контента пользователю настраиваются в боте.

Мини-приложения предоставляют полноценный веб-интерфейс внутри мессенджера и позволяют создавать сложные интерактивные элементы. Этот вариант стоит рассмотреть, если курс требует геймификации или детального трекинга прогресса учеников. Мини-приложение можно разработать с нуля или воспользоваться готовым инструментом. Например, платформа «Барт» без затрат на самостоятельную разработку позволяет создавать внутри Telegram полноценные образовательные курсы в формате приложений — с визуальным интерфейсом, отслеживанием прогресса и автопроверкой заданий.

Чтобы учащиеся на курсе на основе бота не чувствовали себя изолированными, нельзя упускать из внимания человеческое взаимодействие. Обычно контакт куратора, технического специалиста или автора курса дают в самом начале — в сообщении об организационных особенностях курса. Иногда возможность общаться с куратором включают в наполнение более дорогого тарифа (добавляя в бот напоминания в духе: «Если у вас сложности, смело пишите куратору»), а базовый тариф оставляют без этой возможности. Для поддержания вовлечённости в таком случае используют напоминания, запланированные в боте — ученик получает, если, например, больше трёх дней не проходит уроки.

Причина №3


Много форматов контента и простота делегирования

При всей своей простоте с точки зрения пользователя, Telegram — платформа с большим разнообразием форматов контента. В мессенджере можно публиковать короткие текстовые посты и лонгриды, изображения и гифки, обычные видео и «кружочки», аудиозаписи и голосовые сообщения, открытые и анонимные опросы, а также делиться любыми файлами для скачивания (например, презентациями и PDF-документами).

Форматы контента в Telegram

Тип Ограничения Как использовать
Текст До 4096 символов Короткие уроки, инструкции
Текст (Telegraph, Teletype) Без ограничений Лонгриды, статьи
Изображения До 10 изображений в посте Иллюстрации к урокам, инфографика, карточки
Видео До 2 ГБ, до 1 часа Записи уроков
Аудио До 2 ГБ Подкасты, аудиокурсы
Голосовые сообщения До 1 часа Разборы кейсов, заданий, ошибок и так далее
«Кружочки» До 1 минуты Быстрые советы
Файлы До 2 ГБ PDF, презентации, шаблоны
Опросы До 10 вариантов Тесты, голосования, сбор обратной связи

Все функции Telegram доступны и на смартфоне, и в десктоп-версии мессенджера. Если запускать курс не в групповом чате, а в канале с комментариями, можно добавить в администраторы канала ассистента и делегировать ему публикацию контента. Никаких сложных настроек ролей и планировщиков, как бывает в LMS, — все функции находятся в одном месте. Можно использовать инструменты автоматизации (например, для встроенного отложенного постинга) или бесплатных ботов-помощников, таких как Combot и PostBot.

Причина №4


Можно быстро протестировать новый продукт

Telegram хорош для тестирования новых курсов, потому что позволяет быстро собрать минимально жизнеспособный продукт (сокращение от англоязычного понятия minimum viable product, MVP) и получить обратную связь — насколько быстро участники включаются в учёбу, какие вопросы или препятствия у них возникли, чего им не хватает. Ученики воспринимают Telegram как средство коммуникации, поэтому обычно охотнее делятся своими впечатлениями, успехами и сложностями в чате с куратором и одногруппниками, чем, например, в групповых чатах на LMS-платформах.

Какие метрики важно отслеживать, тестируя образовательный продукт? Для объективной оценки тестового курса я рекомендую смотреть на несколько ключевых показателей:

  1. Просмотры постов измеряются через встроенную в Telegram статистику. Целевое значение — более 70% от числа подписчиков.
  2. Активность в комментариях измеряется «вручную». Хороший результат — когда более 30% участников оставляют комментарии под уроками. Если студенты активно задают вопросы после публикации нового контента, это признак того, что они действительно изучают материал.
  3. Показатель завершения курса можно определять с помощью финального опроса учащихся, по сдаче всех домашних заданий, защите проекта или другим действиям, в зависимости от условий курса. Целевое значение — более 50% учеников, дошедших до конца.

После каждого урока запускайте в чате или канале быстрый опрос: понятен ли был материал, достаточна ли глубина раскрытия темы, какая часть оказалась наиболее полезной. В середине курса проведите глубинные интервью с 5–7 активными студентами, чтобы понять, что их удивило или разочаровало, чего не хватает для применения знаний на практике, что стоило бы добавить или убрать. В финале задайте ключевые вопросы: достигли ли участники своей цели, готовы ли рекомендовать курс знакомым и какую цену считают для него справедливой. В сборе данных, в том числе по обратной связи от учеников, могут помочь боты вроде LivegramBot или TGStatBot, в которых есть встроенные опросы.

Переходите к полноценному запуску курса, если показатель завершения его тестовой версии превышает 50%, вы получили минимум пять развёрнутых положительных отзывов и структура курса не требует серьёзной переработки.

Причина №5


Легко развивать и поддерживать сообщество

Курсы по освоению конкретных инструментов (например, «Как работать с формулами в Excel») ученики могут освоить полностью самостоятельно — посмотреть инструкцию, повторить по шагам, и всё получится. В освоении «жёстких» навыков поддержка сообщества полезна, но и без неё удастся достичь определённых результатов. А вот когда тема обучения тесно связана с творчеством, «гибкими» навыками, личностными особенностями учащихся, когда у заданий нет единственно верных решений, учащиеся часто сталкиваются со страхами, сомнениями, предубеждениями. Без поддержки эксперта и соучеников, живого общения и обмена опытом, результаты оказываются значительно хуже, чем могли бы быть. К этой разновидности обучения можно, например, отнести курсы на тему психологии, проектирования обучения, творчества, продвижения в соцсетях.

Telegram позволяет общаться с другими учениками, оценивать работы друг друга, поздравлять с успехами, делиться поддерживающими реакциями. В этом смысле Telegram отличается от LMS тем, что даёт ощущение причастности к группе, подобное тому, которое есть в офлайн-обучении. Барьер для первого сообщения в мессенджере значительно ниже — привычная среда коммуникации снимает психологический дискомфорт, который часто возникает при публикации сообщения, например, на официальном форуме курса. К тому же в Telegram скорость ответа измеряется минутами, в то время как на форумах LMS обсуждения зачастую растягиваются на часы или дни.

Поддерживать активность сообщества помогают регулярные ритуалы. Это могут быть утренние чек-ины, когда участники делятся планами на день, вечерние отчёты о выполненных заданиях и реакции на посты других студентов. Работают форматы, когда по пятницам все делятся победами недели, регулярные взаимопроверки работ и голосования за лучшую работу.

Причина №6


Обучение в мессенджере легко встроить в рутину

Если у учеников нет времени заходить в LMS или надо сделать так, чтобы обучение воспринималось как часть повседневной жизни, курс в мессенджере — отличный вариант. Согласно исследованию аналитического агентства Michaels & Associates, 52% людей учатся с помощью мобильных телефонов в постели после пробуждения, а 46% — перед сном.

Когда курс размещён в Telegram, «платформа для обучения» всегда в руках, и уведомления о новых уроках или заданиях сложно пропустить. Это подходит в том числе для микрообучения на рабочем месте — когда учащиеся сотрудники раз в день получают 15-минутный урок, а также задание, которое выполняется за то же короткое время.

Также микроформаты хорошо работают в курсах, направленных на формирование новых привычек — это могут быть, например, марафоны ежедневной зарядки или практики иностранного языка. Уроки в таком случае очень короткие, их легко пройти «на бегу». Для зарядки и фитнеса это видео на 5–10 минут с последующим отчётом в комментариях, для изучения иностранного языка — 10 новых слов с мини-диалогом для отработки, для читательских клубов — одна глава книги с обсуждением, а для практик осознанности — 10-минутная медитация с рефлексией.

Риски: как защитить контент в Telegram от слива и не потерять базу учеников

Во многих LMS настроена многоуровневая защита от кражи контента, а Telegram не предоставляет такой функции. В мессенджере невозможно полностью предотвратить копирование, но можно усложнить массовое распространение материалов, используя мини-приложения и регулярно обновляя контент. Дело в том, что воры не отслеживают каждое обновление, для них это нецелесообразно. И если ученику важен результат, то он вряд ли удовлетворится неактуальными материалами «слитого» курса.

Вот что ещё можно сделать, чтобы защитить контент в Telegram:

  • Установить запрет пересылки. В закрытом канале можно отключить пересылку сообщений. Правда, для чатов этот способ не работает.
  • Настроить временный доступ: выдавать ученикам контент порциями, ограничивать срок доступа после завершения курса. Это реализуется через бота с управлением доступом, например Toolsy или VipSub.
  • Использовать юридическую защиту. Это означает регистрацию авторских прав и пункт в оферте для учеников о запрете распространения материалов. Сам по себе такой пункт редко останавливает тех, кто планирует «слить» материалы курса, но помогает по факту воровства. Схема обычно такая: к тому, кто незаконно выложил публично чужой контент, обращается юрист со стороны автора с требованием его удалить и уведомлением, что иначе человек станет ответчиком в судебном разбирательстве. Доводить дело до суда желают немногие, поэтому чаще всего незаконно размещённые материалы просто удаляют.

Кроме того, лучшая стратегия — акцент на участии в сообществе, благодаря которому ценность курса не ограничивается содержащимся в нём контентом.

Что касается риска потерять доступ к каналу и базе учеников, то он, на мой взгляд, не выше, чем при использовании любой LMS-платформы, а снизить его достаточно легко. Например, если вы назначаете администратором чата или канала наёмного сотрудника, то стоит прописать его права и обязанности в трудовом договоре, а также внимательно настроить разрешения: скажем, дать администратору возможность проводить эфиры, добавлять участников, редактировать и удалять посты, но не добавлять новых администраторов. Полный набор операций с каналом или чатом доступен только его владельцу, и передать право владения другому лицу может только он сам.

Беспокоиться о риске угона канала мошенниками, по моему опыту, не стоит — мишенью чаще всего становятся популярные каналы с сотнями тысяч подписчиков, а небольшие образовательные проекты злоумышленников не интересуют.

Однако есть вероятность, что Telegram могут коснуться ограничения со стороны Роскомнадзора, который уже заблокировал в мессенджере голосовые и видеозвонки. Поэтому на всякий случай стоит сохранить материалы курсов где-то ещё, помимо канала или чата в Telegram.

Так, опасность потерять свои курсы исчезнет, если организовать обучение через мини-приложение, работающее независимо от конкретного канала или номера телефона. Например, в уже упомянутом сервисе «Барт» аккаунт автора курсов регистрируется по электронной почте, и материалы сохранятся на этой платформе даже при потере доступа к каналу или аккаунту в Telegram.

Когда Telegram не подойдёт для обучения

При всех своих преимуществах, Telegram — не универсальное решение для обучения. Вот ситуации, когда для курса нужна полноценная LMS:

  • Если курс предназначен для корпоративного обучения и есть требования к отчётности. Telegram не предоставляет детальной аналитики для HR-отделов.
  • Когда требуется сложная геймификация и система уровней. В Telegram нет встроенных механик для многоуровневой системы прогресса, достижений и бейджей с визуализацией. Однако эти функции обычно доступны в мини-приложениях.
  • Когда нужна интеграция с CRM и маркетинговыми инструментами. В Telegram нет прямой синхронизации с CRM, автоматических воронок продаж.
  • Если для синхронных онлайн-уроков нужны продвинутые функции вебинарной платформы. Telegram — удобное решение для обычных эфиров, но в нём нет сессионных залов, онлайн-досок и других инструментов для организации совместной работы, которые предлагают специализированные платформы для вебинаров.

Telegram не заменит LMS там, где нужна глубокая аналитика, корпоративная отчётность, сложная геймификация, инструменты для онлайн-коллаборации или юридически значимая сертификация. Главный принцип: выбирайте инструмент под задачу, а не под тренд. Telegram — замечательная платформа для определённых случаев, но не панацея для всех типов обучения.


Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW


Практический курс: «Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована