5 простых правил создания эдьютейнмент-программы
Эти рекомендации помогут избежать типичных ошибок тем, кто пытается совместить обучающую программу с развлекательным компонентом.
 
 
Эдьютейнмент (Edutainment) объединяет обучение (англ. education) и развлечение (англ. entertainment). В нём используются элементы геймификации, игропедагогики, сторителлинга — словом, все возможные способы сделать обучение нескучным. Он вовлекает в образовательный процесс как детей, так и взрослых, и подходит для отработки самых разных навыков.
Мы попросили экспертов поделиться советами, с помощью которых творческий педагог, методист или T&D-специалист сможет внедрить эдьютейнмент в свои уроки или тренинги.
Кто помог нам разобраться:
Юлия Ерошина
Специалист в области Edutainment и игропрактики, сценарист. Исполнительный директор творческого объединения #Шашники, которое разрабатывает и проводит программы лагерей для детей и подростков в концепции Edutainment.
Определитесь с образовательной целью
Конечно, это неотъемлемый этап для разработки любой образовательной программы, независимо от того, есть там развлекательные элементы или нет. В случае с эдьютейнмент-программой это тоже важно: всю развлекательную часть вы будете строить, опираясь на цель.
Поэтому нужно чётко понимать, чему вы собираетесь научить, в чём заключается образовательная цель, какие конкретные знания и навыки с ней связаны.
Кстати, пока не существует исследований, которые помогли бы чётко ответить на вопрос, для отработки каких навыков эдьютейнмент подходит лучше всего — софт-скиллов или хард-скиллов. Однако мы предполагаем, что в рамках этого подхода можно развивать любые навыки: от программирования и иностранных языков до модели компетенций 4К (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация), эмоционального интеллекта и финансовой грамотности. Потому что главная польза эдьютейнмента в том, что он помогает вовлечь в обучение и поддержать мотивацию в критические моменты.
В одной программе можно сочетать разные типы навыков, например английский язык и коммуникацию, и развивать их в совокупности.
Продумайте игровую метафору
Игровая метафора — это вымышленный мир (сеттинг) и сюжет, который в нём развивается. Сеттинг может быть любым — научная лаборатория или космическая станция, сказочный лес или Дикий Запад. Но это не значит, что можно просто взять любой антураж, который вам нравится, и «наложить» его на программу обучения: игровая метафора должна быть тесно связана с образовательной целью и актуальна для целевой аудитории.
Неудачно выбранная метафора вместо поддержки мотивации может ей навредить: если участники, например, не любят Гарри Поттера, то соответствующий сеттинг будет их только раздражать. Ещё одна частая ошибка новичков в эдьютейнменте — придумать слишком заумный или чересчур фантастичный игровой мир и сюжет. В таком случае участникам будет сложно в него погрузиться или он, наоборот, будет настолько увлекательным, что уведёт их от образовательной цели.
Из соединения игровой метафоры и образовательной цели рождается цель игровая, которую участники должны будут достичь по сюжету. Например, если ваша программа должна познакомить учащихся с основами экономики и финансовой грамотности, то сеттингом может быть промышленный городок с конкурирующими предприятиями, а игровой целью участников, разбитых на команды, — привести там свой бизнес к успеху.
Уделите время тщательной проработке содержания
Даже самая крутая игровая метафора сама по себе не приведёт к успеху, если не будет тщательной проработки содержания программы.
Если выбор игровой метафоры и наброски сюжета требуют креативности, то на этапе работы над содержанием нужны вдумчивость и методические знания. По сути, это обычная серьёзная работа методиста.
Продумывать игровую концепцию, конечно, веселее, но тут фантазия не совсем свободна, потому что все детали сеттинга, характера героев и сюжета нужно тщательно увязать с образовательной программой: почему, например, «энергетические порталы» работают именно так, что за энергию используют ваши персонажи и как это связано с учебной целью и задачами.
Сюжетные события надо чётко распланировать по конкретным частям образовательной программы. А потом — расписать сценарий дословно и приступить к его реализации, например, начать записывать видеоролики и готовить конкретные сцены.
Не упустите обязательные элементы программы
Чтобы программа выполняла свою задачу, все её составляющие должны быть подчинены одной идее и работать на поставленную цель:
- Обучающий реквизит. Любой предмет, который мы используем на эдьютейнмент-уроке, должен не просто задавать антураж, но и обязательно нести в себе образовательную функцию и иметь некий смысл в рамках конкретной концепции.
- Атмосфера и информативность пространства. Всё, что находится в локации, где проводится программа, тоже должно что-то означать: от плакатов с интересными фактами и тематических фотозон до видео, аудио, VR-инсталляций. Соответствующий медиаконтент особенно важен при проведении занятий онлайн — то, что участники слышат и видят на экране, должно помогать погружению в тему обучения.
- Игровые элементы, игропедагогика, игропрактика. Игры обязательно должны быть в программе — от разминки и зарядки до образовательных упражнений в игровой форме. Здесь также очень важен образ ведущего. Если он играет роль, скажем, Наполеона, то ему нужен костюм и грим, он должен двигаться и говорить «как Наполеон» — чтобы участники поверили в происходящее и погрузились в этот опыт.
- Дистанционное сопровождение участников нужно, чтобы не терять с ними связь между образовательными блоками. Это может быть домашнее задание, фидбэк от экспертов, общение в чате и так далее.
- Отработка навыков поиска информации, «полевая» практика. Программа должна создавать условия для того, чтобы участник мог самостоятельно искать информацию по теме и отрабатывать на практике то, чему научился.
Ещё одно очень важное правило: участники программы должны заранее узнать о том, что их ждёт. Предварительная информация сама по себе вовлекает, а анонс, составленный в игровой концепции, интригует и создаёт дополнительный интерес, помогает настроиться на обучение в необычном формате. Для дополнительного вовлечения можно также предложить участникам подготовиться — придумать тематический костюм, найти соответствующий реквизит, поразмыслить над каким-то вопросом.
Читайте также:
Соблюдайте баланс
Нарушение баланса между обучением и развлечением — довольно распространённая ошибка. Если на каком-нибудь этапе уйти только в образовательную составляющую, то программа может стать скучной, а если, наоборот, сделать упор на развлечении, то легко упустить образовательную цель. И то и другое — серьёзные недостатки программы.
Ещё стоит помнить, что любое развлечение со временем надоедает и его участники могут просто устать, поэтому лучше всего чередовать игры и другую активность с традиционными методами — например, обычными лекциями. И важно следить за мотивацией участников — когда они полностью включились в обучение, развлекательные элементы уже не нужны и могут даже раздражать, поэтому в такой ситуации лучше убрать их на задний план.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    




 
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    