5 простых правил создания эдьютейнмент-программы
Эти рекомендации помогут избежать типичных ошибок тем, кто пытается совместить обучающую программу с развлекательным компонентом.
Иллюстрация: Jim Carringan / Alexander Rodnin / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
Эдьютейнмент (Edutainment) объединяет обучение (англ. education) и развлечение (англ. entertainment). В нём используются элементы геймификации, игропедагогики, сторителлинга — словом, все возможные способы сделать обучение нескучным. Он вовлекает в образовательный процесс как детей, так и взрослых, и подходит для отработки самых разных навыков.
Мы попросили экспертов поделиться советами, с помощью которых творческий педагог, методист или T&D-специалист сможет внедрить эдьютейнмент в свои уроки или тренинги.
Кто помог нам разобраться:
Юлия Ерошина
Специалист в области Edutainment и игропрактики, сценарист. Исполнительный директор творческого объединения #Шашники, которое разрабатывает и проводит программы лагерей для детей и подростков в концепции Edutainment.
Иван Мытарев
Тренер, методолог, специалист в области коммуникации и личной эффективности. Руководитель образовательных программ творческого объединения #Шашники.
Определитесь с образовательной целью
Конечно, это неотъемлемый этап для разработки любой образовательной программы, независимо от того, есть там развлекательные элементы или нет. В случае с эдьютейнмент-программой это тоже важно: всю развлекательную часть вы будете строить, опираясь на цель.
Поэтому нужно чётко понимать, чему вы собираетесь научить, в чём заключается образовательная цель, какие конкретные знания и навыки с ней связаны.
Кстати, пока не существует исследований, которые помогли бы чётко ответить на вопрос, для отработки каких навыков эдьютейнмент подходит лучше всего — софт-скиллов или хард-скиллов. Однако мы предполагаем, что в рамках этого подхода можно развивать любые навыки: от программирования и иностранных языков до модели компетенций 4К (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация), эмоционального интеллекта и финансовой грамотности. Потому что главная польза эдьютейнмента в том, что он помогает вовлечь в обучение и поддержать мотивацию в критические моменты.
В одной программе можно сочетать разные типы навыков, например английский язык и коммуникацию, и развивать их в совокупности.
Продумайте игровую метафору
Игровая метафора — это вымышленный мир (сеттинг) и сюжет, который в нём развивается. Сеттинг может быть любым — научная лаборатория или космическая станция, сказочный лес или Дикий Запад. Но это не значит, что можно просто взять любой антураж, который вам нравится, и «наложить» его на программу обучения: игровая метафора должна быть тесно связана с образовательной целью и актуальна для целевой аудитории.
Неудачно выбранная метафора вместо поддержки мотивации может ей навредить: если участники, например, не любят Гарри Поттера, то соответствующий сеттинг будет их только раздражать. Ещё одна частая ошибка новичков в эдьютейнменте — придумать слишком заумный или чересчур фантастичный игровой мир и сюжет. В таком случае участникам будет сложно в него погрузиться или он, наоборот, будет настолько увлекательным, что уведёт их от образовательной цели.
Из соединения игровой метафоры и образовательной цели рождается цель игровая, которую участники должны будут достичь по сюжету. Например, если ваша программа должна познакомить учащихся с основами экономики и финансовой грамотности, то сеттингом может быть промышленный городок с конкурирующими предприятиями, а игровой целью участников, разбитых на команды, — привести там свой бизнес к успеху.
Уделите время тщательной проработке содержания
Даже самая крутая игровая метафора сама по себе не приведёт к успеху, если не будет тщательной проработки содержания программы.
Если выбор игровой метафоры и наброски сюжета требуют креативности, то на этапе работы над содержанием нужны вдумчивость и методические знания. По сути, это обычная серьёзная работа методиста.
Продумывать игровую концепцию, конечно, веселее, но тут фантазия не совсем свободна, потому что все детали сеттинга, характера героев и сюжета нужно тщательно увязать с образовательной программой: почему, например, «энергетические порталы» работают именно так, что за энергию используют ваши персонажи и как это связано с учебной целью и задачами.
Сюжетные события надо чётко распланировать по конкретным частям образовательной программы. А потом — расписать сценарий дословно и приступить к его реализации, например, начать записывать видеоролики и готовить конкретные сцены.
Не упустите обязательные элементы программы
Чтобы программа выполняла свою задачу, все её составляющие должны быть подчинены одной идее и работать на поставленную цель:
- Обучающий реквизит. Любой предмет, который мы используем на эдьютейнмент-уроке, должен не просто задавать антураж, но и обязательно нести в себе образовательную функцию и иметь некий смысл в рамках конкретной концепции.
- Атмосфера и информативность пространства. Всё, что находится в локации, где проводится программа, тоже должно что-то означать: от плакатов с интересными фактами и тематических фотозон до видео, аудио, VR-инсталляций. Соответствующий медиаконтент особенно важен при проведении занятий онлайн — то, что участники слышат и видят на экране, должно помогать погружению в тему обучения.
- Игровые элементы, игропедагогика, игропрактика. Игры обязательно должны быть в программе — от разминки и зарядки до образовательных упражнений в игровой форме. Здесь также очень важен образ ведущего. Если он играет роль, скажем, Наполеона, то ему нужен костюм и грим, он должен двигаться и говорить «как Наполеон» — чтобы участники поверили в происходящее и погрузились в этот опыт.
- Дистанционное сопровождение участников нужно, чтобы не терять с ними связь между образовательными блоками. Это может быть домашнее задание, фидбэк от экспертов, общение в чате и так далее.
- Отработка навыков поиска информации, «полевая» практика. Программа должна создавать условия для того, чтобы участник мог самостоятельно искать информацию по теме и отрабатывать на практике то, чему научился.
Ещё одно очень важное правило: участники программы должны заранее узнать о том, что их ждёт. Предварительная информация сама по себе вовлекает, а анонс, составленный в игровой концепции, интригует и создаёт дополнительный интерес, помогает настроиться на обучение в необычном формате. Для дополнительного вовлечения можно также предложить участникам подготовиться — придумать тематический костюм, найти соответствующий реквизит, поразмыслить над каким-то вопросом.
Читайте также:
Соблюдайте баланс
Нарушение баланса между обучением и развлечением — довольно распространённая ошибка. Если на каком-нибудь этапе уйти только в образовательную составляющую, то программа может стать скучной, а если, наоборот, сделать упор на развлечении, то легко упустить образовательную цель. И то и другое — серьёзные недостатки программы.
Ещё стоит помнить, что любое развлечение со временем надоедает и его участники могут просто устать, поэтому лучше всего чередовать игры и другую активность с традиционными методами — например, обычными лекциями. И важно следить за мотивацией участников — когда они полностью включились в обучение, развлекательные элементы уже не нужны и могут даже раздражать, поэтому в такой ситуации лучше убрать их на задний план.