4 правила хорошего промпта для учителей, чтобы сгенерировать учебные материалы
Если вы недовольны тем, что создают вам нейросети, то, возможно, вы просто не очень удачно формулировали промпты. Попробуйте по-другому!


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Часто педагоги, попробовав нейросети пару раз и не получив хорошего результата, сразу в них разочаровываются и больше не пользуются, считают пустым хайпом. Но на самом деле к нейросетям, как к любому инструменту, нужно найти подход — пробовать разные варианты запросов, подстраиваясь под их логику. Поначалу результаты действительно могут казаться слабыми, но стоит немного поднатореть в промптинге — и вы увидите уже совсем другую выдачу от нейросети.
Про правила успешного промптинга рассказала на конференции «Будущее ИИ: как технологии улучшат образование и карьеру», организованной Минцифры и Skillbox, Маргарита Дорофеева, кандидат технических наук, директор центра «Школа педагогического мастерства» НИТУ МИСИС. Она провела на конференции мастер-класс «Как использовать „Яндекс GPT“ для создания образовательных материалов».
По её опыту, генеративным текстовым нейросетям (таким как Chat GPT, «Яндекс GPT», «Гигачат», DeepSeek, Perplexity и другие) вполне можно поручить задачи, на которые учителя тратят много времени: от создания планов уроков и заданий до генерации проверочных работ. При этом, конечно, учебные материалы, созданные нейросетью, нельзя использовать в классе «как есть», без предварительной вычитки и корректировки.
Маргарита дала практические советы учителям, которые хотят использовать нейросети в своей практике. Для демонстрации примеров она использовала «Яндекс GPT» (доступна бесплатно, в продвинутой версии даётся пять бесплатных запросов), но пояснила, что эти принципы можно использовать и с любыми другими генеративными сетями.
Правило №1
Структурируйте запрос
Главное, что нужно понимать при работе с большой языковой моделью, отмечает Маргарита Дорофеева, — ей необходима чёткая структура запроса. Это значит, что пользователю нужно:
- предоставить нейросети некоторый набор входных данных;
- сформулировать хорошую инструкцию, чтобы нейросеть могла её выполнить;
- задать контекст, чтобы нейросеть меньше галлюцинировала, то есть не выдавала совсем неподходящие варианты;
- описать, в каком виде нейросеть должна выдать результат (например, в виде таблицы, нумерованного списка или текста).
Все эти ключевые принципы Маргарита Дорофеева объединила в простую формулу хорошего промпта:
1. Действие: глагол в повелительном наклонении (что должна сделать нейросеть).
2. Тема, по которой нужен результат.
3. Аудитория, для которой предназначается результат.
4. Ограничения: количество материалов, формат, объём и так далее.
Примеры использования формулы хорошего промпта
Действие | Вид текста | Тема | Аудитория | Ограничения |
---|---|---|---|---|
Составь | План урока | Изучение экосистемы леса | Ученики 7-го класса | Из 7 пунктов |
Объясни | Термин | Инклюзивное образование | Ученики 7-го класса и их родители | В двух абзацах |
Придумай | Задание | Развитие критического мышления на уроке истории | Ученики 9-го класса | В формате кейса |
Источник: презентация Маргариты Дорофеевой
Какой результат получился в «Яндекс GPT» по предложенной выше формуле промпта, вы видите на скриншоте ниже.

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media
Чётко структурированный запрос позволяет нейросети лучше понять задачу и выдать максимально релевантный ответ.
Правило №2
Максимально конкретизируйте запрос
Чтобы получить более детальную и конкретную информацию от нейросети, запрос нужно наращивать и достраивать дополнительным набором параметров. Маргарита отметила, что интуитивное понимание того, как именно стоит расширить запрос, приходит с опытом и практикой, но чтобы стало ясно, что имеется в виду под конкретизацией, она показала это на примере.
Допустим, вы предлагаете нейросети такой запрос: «Составь 5 тестовых вопросов по теме „Личные окончания глаголов“ для учеников 7-го класса средней школы».

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media
Нейросеть выдаёт вроде бы неплохой результат. Но в первом задании один правильный ответ, а во втором — два (а должен быть тоже только один). Даже этот небольшой недочёт подтверждает: использовать сгенерированные материалы сразу в классе, без предварительной проверки нельзя.
Этот результат выдачи можно улучшить, если доработать и расширить запрос для нейросети:
- задать нейросети определённую роль;
- прописать цель и результат урока, на котором будут использоваться генерируемые задания;
- обозначить связь заданий и результатов урока.
Улучшенный вариант промпта будет выглядеть следующим образом:
«Ты опытный преподаватель русского языка и литературы. Твоя задача — разработать тестовые задания по теме „Личные окончания глаголов“ для учеников 7-го класса средней школы.
Цель урока: научить учеников определять спряжение и определять правильную гласную в личных окончаниях глаголов.
Планируемый результат обучения по итогам урока: ученики будут способны писать правильные гласные е/и в окончаниях глаголов.
Тесты должны быть направлены на формирование запланированного результата обучения».
Вот какой ответ получился по этому промпту. Мы видим, что теперь нейросеть предлагает более разнообразные вопросы и чётко прописывает формулировки, в конце выдаёт даже методические рекомендации по заданному запросу. Правда, не обошлось и без галлюцинирования: в варианте ответа «а» задания №1 нейросеть привела несуществующее слово «летяют». Это ещё один пример того, почему педагогу важно вычитывать все получившиеся результаты. К слову, по наблюдениям эксперта, в заданиях по русскому языку нейросети чаще всего допускают ошибки в ответах.

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media
Можно ещё больше расширить запрос, конкретизируя требования к самим заданиям, которые должна составить нейросеть. Это поможет сразу задать необходимые ограничения и сделать результат более методически грамотным и качественным. Ниже представлены примеры подобных требований для нейросети.
Тип требования к формулировке | Пример применения |
---|---|
Типы заданий, которые необходимо разработать | Сделай: |
Формулировка вопросов | |
Качество вариантов ответа | |
Структура каждого задания | Задание должно включать: |
Формат представления |
Эксперт призывает при работе с нейросетью не ограничиваться односложными запросами. Кстати, такое пошаговое составление промпта позволяет педагогу в процессе и самому лучше разобраться, какой результат и в каком виде хочется получить.
Конечно, отмечает Маргарита Дорофеева, создание подобного объёмного промпта занимает какое-то время, но зато его потом можно использовать многократно и регулярно. То есть при генерации новых заданий можно брать за основу свой удачный промпт и менять предмет, тему или количество заданий. В итоге работа с нейросетями будет экономить время и откроет много возможностей для методической разработки.
Маргарита Дорофеева поделилась примером для создания заданий в виде комплекта карточек разного уровня сложности:
«Ты опытный преподаватель русского языка и литературы. Составь комплект карточек по теме „Личные окончания глаголов“ для учеников 7-го класса средней школы.
Карточки должны быть разноуровневыми:
- Карточки на „3“ (базовый уровень): простые задания на узнавание и воспроизведение (например, вставить пропущенное, выбрать правильный вариант, подчеркнуть нужное).
- Карточки на „4“ (средний уровень): задания на анализ, объяснение, исправление ошибок, классификацию (например, выписать подходящие варианты, объяснить выбор варианта, исправить ошибки).
- Карточки на „5“ (высокий уровень): творческие и продуктивные задания (например, составить текст, придумать мини-диалог, составить памятку или алгоритм).
Количество карточек по каждому уровню: 5.
Для каждой карточки:
- Придумай 3 задания соответствующего уровня.
- Для каждого задания сформулирую инструкцию и текст задания.
- Используй примеры, близкие к теме, и опирайся на теоретический материал.
- Указывай уровень карточки (например, „3“, „4“, „5“).
- Оформи карточку так, чтобы она была готова для печати.
Не составляй сразу ответы — только задания с чёткой структурой».
Ниже приведён пример сгенерированных по такому промпту карточек. На отметку «5» нейросеть даёт задания с развёрнутым ответом, на отметку «3» — тестовые, а в карточке на отметку «4» в соответствии с промптом предлагает исправить ошибки и объяснить правописание слов.

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media
Правило №3
Запрашивайте не только сами задания, но и идеи для заданий
Необязательно полностью поручать нейросети разработку учебных материалов. Её можно использовать и просто для вдохновения, чтобы попробовать новые форматы и разнообразить свои задания, подчёркивает Маргарита Дорофеева.
Допустим, у вас есть понимание цели задания, но вы сомневаетесь, какой формат можно использовать или какие конкретные формулировки применить. Нейросеть помогает навести фокус и взглянуть на разные аспекты задачи.
Для этого можно использовать следующий несложный промпт: «Предложи идеи заданий на формирование критического мышления по теме „Личные окончания глаголов“ для учеников 7-го класса средней школы».
Мы видим, что по этому промпту нейросеть предложила десять вариантов. Среди них задание-расследование, задание на создание алгоритма, творческое задание со взаимопроверкой.

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media
А вот как может выглядеть более подробный и конкретизированный промпт с запросом идей для заданий (конечно, подчёркивает Маргарита Дорофеева, на его основе вы можете сформировать свой перечень и таким образом начать взаимодействие с нейросетью):
«На основании информации в прикреплённом файле предложи идеи заданий по теме „Личные окончания глаголов“ для учеников 7-го класса средней школы.
Не составляй сразу сами задания, а перечисли по 2–3 идеи для каждого типа задания из списка ниже.
Типы заданий:
- задания на знание и воспроизведение;
- задания на классификацию и группировку;
- задания на сопоставление и соответствие;
- задания на исправление ошибок;
- задания на анализ и объяснение;
- задания на применение;
- творческие задания (придумать свой пример, правило, алгоритм);
- исследовательские задания (провести мини-исследование);
- задания для развития критического мышления;
- задания для групповой или парной работы;
- профессионально-ориентированные задания.
Для каждого типа задания предложи кратко идею (без подробной формулировки самого задания), чтобы потом можно было выбрать подходящие варианты для разработки».
По этому промпту нейросеть составила компактный разноплановый список из 33 идей (см. скриншот ниже).

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media
Правило 4
Выстраивайте диалог с нейросетью
Эксперт предупреждает: необходимость корректировки промпта для нейросети — ситуация вполне стандартная, далеко не всегда результат получается хорошим с первого раза.
Как это работает, Маргарита Дорофеева разъяснила на примере тестовых заданий:
- Сначала рассмотрите типы вопросов, которые предлагает нейросеть.
- Затем, исходя из них, начните диалог.
- Например, можно ответить нейросети так: «Мне понравился этот вопрос, он подходит» — и попросить составить десять подобных вопросов, но, например, с изменёнными вариантами ответов.
Так как при таком подходе вы приглашаете нейросеть к диалогу, даже некоторому мозговому штурму, чем чётче, конкретнее вы будете формулировать уточнения насчёт того, что хотите получить, тем точнее будет выдавать ответ и нейросеть.
В качестве примера Маргарита привела серию промптов для творческого задания — создания комикса на учебную тему. Сначала запрашиваем идеи для комикса:
«Предложи идеи комиксов по теме „Личные окончания глаголов“ для учеников 7-го класса средней школы.
Идеи должны быть интересными, соответствовать возрасту, помогать понять алгоритм определения спряжения и выбора правильной гласной в личных окончаниях глаголов.
Для каждой идеи кратко опиши сюжет, персонажей и проблемную ситуацию, которую можно обыграть в комиксе».
Ниже представлен пример одной из идей, предложенных нейросетью, — её вполне можно использовать не только для комикса, но и для игрового формата урока или для внеклассного мероприятия.

Выбираем подходящую идею и добавляем конкретики: просим нейросеть разработать сценарий этого комикса. Вот пример запроса:
«Придумай сценарий комикса по выбранной идее.
Опиши, кто герои, где происходит действие, в чём заключается проблемная ситуация и как она будет решаться поэтапно.
Раздели комикс на кадры, для каждого кадра опиши сцену, действия и возможные реплики персонажей.
Укажи, как через сюжет показать алгоритм определения спряжения и выбора правильной гласной в окончании».
Ниже представлен пример сценария для комикса, который предложила нейросеть по одной из собственных идей.

Скриншот: Яндекс GPT / Skillbox Media
Дальше, в зависимости от того, что нам требуется, мы можем попросить нейросеть описать кадр комикса или составить вопросы для учеников по готовому комиксу. А ещё можно попросить нейросеть составить промпт для другой нейросети, чтобы визуализировать комикс. Например, так:
«Составь промпт для нейросети (например, Kandinsky, „ЯндексGPT“ („Шедеврум“), Midjourney), чтобы по нему можно было сгенерировать иллюстрацию для одного из ключевых кадров комикса.
Промпт должен содержать описание сцены, персонажей, атмосферу, цветовую гамму и важные детали».

Изображение: Маргарита Дорофеева / Кандинский
Главное же в работе с нейросетями, по словам Маргариты, — экспериментировать и анализировать свои промпты и то, что в результате получается. Так можно заметить, благодаря чему ответы нейросети получаются максимально корректными, правдоподобными и качественными. Постепенно уточняя свой запрос и видя результат, вы получите и собственные наиболее эффективные формулы запроса, которые позволят и дальше генерировать похожий контент в желаемом формате.
Со всеми примерами разноформатных промптов, которыми Маргарита Дорофеева поделилась со слушателями мастер-класса, можно ознакомиться здесь. И можно посмотреть видеозапись первого дня конференции «Будущее ИИ: как технологии улучшат образование и карьеру», в течение которого в том числе состоялся мастер-класс Маргариты.
Читайте также:
- Примеры запросов в ChatGPT для педагогов
- Большая подборка сервисов на основе нейросетей для преподавателей и методистов
- Как учителю адаптировать задания, чтобы школьники делали их сами, а не поручали нейросетям
- Как российские учителя и преподаватели вузов используют ИИ
- 8 идей, как преподавателям и методистам использовать нейросеть Perplexity
- Как преподавателю понять, что текст сгенерирован нейросетью