10 фактов о школах в дореволюционной России
Ту эпоху часто романтизируют. Это касается и школьного образования — якобы тогда оно было чуть ли не лучше современного. А как на самом деле?
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Факт №1
Школьное образование не было обязательным
К концу XIX века в России, в отличие от ведущих стран Европы, США, а также Японии, так и не было введено всеобщее обязательное образование — не только среднее, но даже начальное. Планы по его введению разрабатывались и многократно обсуждались, но так и не воплотились в жизнь.
Какие-то подвижки, разумеется, происходили. В 1901–1903 годах Министерство народного просвещения начало щедро субсидировать земские школы — раньше они содержались лишь на деньги местных органов самоуправления (земств), и поэтому школ было мало. Но благодаря субсидиям их количество стало быстро расти. Тем не менее в 1914 году школьным образованием было охвачено лишь 30% детей от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). Из взрослых, особенно из крестьян, многие оставались неграмотными. В 1913 году грамотностью могло похвастаться лишь около 40% населения России, в некоторых регионах и того меньше.
В 1907 году появился законопроект «О введении всеобщего начального обучения». Он предполагал, что в течение десяти лет государство увеличит траты на образование и откроет сеть школ, которые будут расположены не дальше трёх вёрст (3,2 километра) от места жительства потенциальных учеников. Проект даже рассматривали в Госдуме, но законом он так и не стал. Постоянно что-то мешало — то роспуск самой Думы, то разногласия с Государственным советом, то Первая мировая война.
Декрет о всеобщем начальном обучении был принят уже в СССР, и то не сразу — в 1925 году. В тех же 1920-х годах началась борьба по ликвидации безграмотности населения.
Факт №2
Не было единой системы школ
Говоря о дореволюционной школе, чаще всего подразумевают классические гимназии. Но они были лишь частью системы, и далеко не самой массовой. Вообще, система школ Российской империи была чрезвычайно пёстрой и запутанной. Условно учебные заведения можно было разделить на четыре типа. Первый — начальная школа (но даже она имела разные типы, программы и продолжительность обучения). Здесь можно было освоить грамоту, счёт, Закон Божий, а иногда и что-то сверх того.
Второй тип — простая средняя школа, предназначенная для широких слоёв населения. Здесь, кроме общих знаний, иногда можно было получить и профессию.
Третий тип — средняя школа продвинутого типа. Её окончание позволяло продолжить образование в вузе. Формально она была всесословной, но реальными возможностями попасть в неё обладали, конечно, немногие бедняки из низших сословий (хотя и нельзя сказать, что это было абсолютно невозможно). Это как раз гимназии, а ещё к этому типу относились реальные училища.
Четвёртый тип школ предназначался для детей духовенства. Предполагалось, что в будущем эти дети станут священниками, но очень большая доля выпускников духовных школ предпочитала светскую карьеру.
Кроме того, школы того времени подчинялись разным ведомствам и получали финансирование из разных источников. Большая часть начальных и средних учебных заведений находились в ведении Министерства народного просвещения и Священного синода, но были и школы в ведении Военного министерства (кадетские корпуса), а также министерств внутренних дел, финансов и даже железнодорожного ведомства (последнее открывало школы для детей сотрудников станций). А ещё были особые школы при Ведомстве учреждений императрицы Марии и других. Действовали школы и при фабриках — ведь детский труд тогда был не редкостью, а закон «заботился» о малолетних работниках, рекомендуя промышленникам обеспечить им возможность учиться.
Программы в разных типах школ тоже, конечно, сильно различались.
Основными видами начальной школы считались начальные училища (да-да, они назывались именно училищами). К ним относились земские, церковно-приходские, сельские «министерские» и сельские общественные училища (названия показывают, за чей счёт они в основном содержались), школы грамоты, школы и детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии, инородческие (то есть для нерусского населения) и некоторые другие.
Помимо обычных начальных училищ, работали ещё и училища «повышенного типа», или высшие (они же уездные или городские). Их программа, кроме чтения, письма, счёта и Закона Божьего, включала в себя географию, историю, основы геометрии, черчения и естествознания. Фактически они представляли собой неполные средние школы, хотя формально относились к начальным. То же касалось еврейских училищ.
Главными типами светских средних школ считались мужские гимназии, мужские реальные училища и женские гимназии. Первые, с акцентом на изучение древних языков, давали классическое образование, позволявшее поступать в университеты. Вторые делали упор на естественные науки и открывали путь в специализированные институты, прежде всего технические, а также на медицинские факультеты. Третьи давали образование девочкам, но на уровне попроще, чем мужские гимназии (в частности, без латыни).
Неполное среднее образование в объёме младших классов гимназий можно было получить в мужских и женских прогимназиях.
Кроме того, девочки могли учиться ещё в женских епархиальных училищах, мариинских женских гимназиях и институтах благородных девиц.
Для детей духовенства действовала система особых образовательных учреждений — духовные училища (приходские и уездные) и духовные семинарии. Помимо общеобразовательных предметов, там изучали церковный устав и богословие. С 1863 года семинаристам позволили поступать в университеты, и очень многие из них этим правом пользовались. То есть получалось, что это образование почти приравнивалось к гимназическому, притом что обучение в семинарии стоило дешевле, чем в гимназии.
Существовал также широкий спектр специальных низших и средних учебных заведений — технических, ремесленных, коммерческих, железнодорожных, художественных и прочих училищ. Там общеобразовательная подготовка совмещалась с профессиональной — но, в отличие от современных колледжей, обучение в них могло начинаться сразу после начальной школы.
И всё это — не говоря уже о частных учебных заведениях.
Факт №3
Единой системы подготовки учителей тоже не было
Как типы школ были очень разными, так и учителя сильно отличались друг от друга по уровню собственного образования, жалованью и статусу. Скажем, преподавателя гимназии и учителя школы грамоты или начального училища в городе разделял космос. Первый имел университетское образование, довольно неплохое по тем временам жалованье и уважаемый статус, второй мог и вовсе не иметь никакого образования, кроме школьного, и жил впроголодь. Учителя же городских училищ находились где-то между этими двумя крайними типами педагогов.
Дело в том, что увеличение количества школ в 1900-х годах требовало и большого количества учителей, но на высокообразованных людей рассчитывать тут не приходилось, учитывая, что и просто грамотных-то было меньше половины населения. К тому же учителям обычных школ, особенно начальных и сельских, могли предложить лишь весьма скудное жалованье, так что люди с университетским образованием такой «карьерой», как правило, не прельщались, если только не действовали из идейных соображений ради просвещения народа.
В начале XX века подавляющее большинство учителей начальных школ составляли женщины. Увы, это было вызвано не успехами эмансипации, а непрестижностью занятия. Учительство стало самой массовой интеллигентной профессией, а шли в неё в основном просто за неимением других вариантов.
Учителем можно было стать, окончив специальные учительские семинарии, институты и даже одногодичные курсы или специальные педагогические старшие классы в средних школах (училищах и гимназиях). Учителями церковно-приходских школ и школ грамоты могли быть выпускники духовных семинарий. Дьячок в роли учителя в деревенской школе был обычным явлением. Окончание городского училища давало право преподавания в школе простейшего типа — школе грамоты, окончание специальных старших классов церковно-приходской школы — право преподавания в аналогичных школах.
Более того, любой желающий, независимо от того, какое образование он получил, мог сдать специальные экзамены на звание народного учителя, чтобы преподавать в начальных школах. Так стал учителем, например, Циолковский, который вообще не оканчивал школу, а получил образование самостоятельно.
Николай Шубкин, с 1907 по 1937 год преподававший литературу и русский язык в гимназиях и средних школах Барнаула, оставил после себя дневник, в котором, в частности, описывал эти экзамены. Он очень возмущался тем, что для звания народного учителя не нужно было специально где-то учиться педагогическим методикам и что экзаменуют кандидатов учителя гимназий (то есть средних школ), которые и сами о начальном образовании представления не имеют. «Ненормально также, что для этих кандидатов на учительское звание не требуется никакого практического стажа в виде посещения школы и некоторой практики там», — писал он.
По данным переписи 1911 года, 20,8% среди учителей и 16,5% среди учительниц начальной школы сами имели лишь начальное или домашнее образование — а значит, и о педагогике понятия не имели.
Факт №4
Многие школы работали на общественных началах
Государство играло заметную роль в финансировании, но не оплачивало деятельность школ полностью. Так, начальная школа к 1911 году получала из казны только 38,6% средств. Ещё 22,5% давали земства, 13,3% — органы городского самоуправления, 10,9% — сельские, волостные, станичные общества (то есть непосредственно крестьяне и казаки в складчину несли расходы по содержанию местных школ). Характерно, что наименьшую, но при этом всё равно солидную часть бюджета начальных школ — 7,3% — предоставляли благотворители.
Некоторые школы и вовсе открывались только благодаря меценатам из числа фабрикантов, банкиров, купцов.
Кроме того, одной из самых распространённых форм «хождения в народ» российской интеллигенции во второй половине XIX века было обучение грамоте детей и взрослых. Такие школы открывались по инициативе энтузиастов, учителя работали там бесплатно, за идею — часто это были студенты или просто люди с образованием.
Факт №5
Среднее образование было платным
В начальных школах, как правило, учили бесплатно, и учебники тоже были бесплатными, но это зависело от типа школы. Например, школы грамоты крестьяне фактически зачастую открывали сами и содержали в складчину.
А вот обучение в школах старше «началки» — даже находившихся в ведении Министерства просвещения — в основной своей массе было платным. Деньги, которые родители платили за образование детей, шли в специальные фонды, из них покрывалось и жалованье преподавателей, и оборудование для классов, и даже материальная помощь беднейшим воспитанникам.
Кроме того, родители нередко вынуждены были оплачивать проживание своих детей в школах-пансионах, потому что школьная сеть была развита слабо и не у всех в ближайшей доступности было подходящее учебное заведение.
Некоторые ученики, правда, могли рассчитывать на льготы. В государственных от платы освобождались представители бедных семей: в реальных училищах претендовать на такое послабление могли не больше 1/7, а в гимназиях — не более 1/10 от всех воспитанников. Ещё для необеспеченных учеников существовали стипендии за счёт благотворителей и казённых ведомств (в последнем случае выпускники обязаны были отработать на государственной службе определённое количество лет, то есть это было своего рода целевое обучение).
Факт №6
Система классов была иной, чем сейчас
Поскольку программы в школах разного типа различались, сроки обучения в них тоже разнились. Например, в разных типах начальных школ обучение могло длиться от двух до пяти лет. Срок обучения в школах гимназического типа составлял 7–8 лет — и это уже после «началки» (неудивительно, что некоторые молодые люди выпускались из гимназий в 20–21 год). А в школах попроще обучение длилось меньше: 7–8 лет оно составляло вместе с начальными классами.
В документах той эпохи можно встретить упоминание одноклассных и двухклассных училищ, но эти названия означают количество не лет, а групп учащихся. В одноклассном училище работал всего один учитель на всех учеников и по всем предметам, кроме Закона Божьего, а в двухклассном учителей было два. То есть дети разных лет обучения располагались в одном помещении. Это были самые распространённые типы начальной школы.
В последние годы империи росла доля училищ, где в одном классе работали уже два учителя, а в двух — четыре. То есть каждую группу детей делили на двоих: один занимался с первоклассниками-второклассниками, другой — с детьми более старших лет обучения.
В больших городах встречались «многоклассные училищные дома», где помещений было уже больше двух.
Поскольку обязательным образование не было, начинали учиться с разного возраста, но, как правило, лет с восьми-десяти. В сёлах в одном классе за партами иногда сидели дети совершенно разного возраста, а в воскресных школах, открываемых интеллигенцией на общественных началах, могли учиться вместе и взрослые с подростками.
Факт №7
Продолжительность учебного года была разной
В гимназиях, прогимназиях и уездных училищах учебный год длился дольше, чем у современных школьников. Начинался он 1 августа, а заканчивался 1 июля. Кроме месячных летних каникул, были ещё двухнедельные рождественские.
А вот в начальных сельских школах учебный год был, наоборот, чрезвычайно коротким и длился 140–150 дней (около пяти месяцев) — с сентября-декабря по март-май соответственно. Да и то дети посещали занятия нерегулярно.
Причина проста: ребёнок в крестьянской семье — рабочие руки. Родители отпускали детей учиться только тогда, когда не было активных сельскохозяйственных работ. Ещё на длительность учебного года влияли местные праздники, распутица и разливы рек, периоды промыслов.
Из-за всего этого обучение сельских детей шло тяжело: приходилось по нескольку раз заново повторять пройденное. Но системности знаний от сельских учеников и не требовалось, ведь единого экзамена для аттестата им сдавать было не нужно, да и к поступлению в вузы их не готовили. Читать-писать научился — и ладно. Хотя порой случались, конечно, и яркие исключения: к примеру, известный учёный-экономист Иван Христофорович Озеров (1869–1942) происходил из крестьянской семьи, но благодаря неравнодушным учителям, которые заметили у него блестящие способности, он смог попасть в городскую гимназию и поступить в университет.
Факт №8
В школе можно было получить профессию
Многие школы давали не только общее образование, но и профессию. При каких-то работали специальные ремесленные классы — кстати, иногда даже бесплатные. Так, юный Антон Чехов и его братья, учась в Таганрогской гимназии, записались ещё и в ремесленные классы местного уездного училища (то есть в школу рангом попроще гимназии). Антон с братом Николаем осваивали там сапожно-портняжное дело, а брат Иван — переплётное. Хотя в будущем они планировали получать высшее образование (и мечту эту реализовали), иметь про запас рабочую профессию посчитали нелишним.
Кроме того, были специализированные учебные заведения вроде современных колледжей и техникумов. Например, в семиклассные коммерческие училища принимали детей 10–12 лет с начальной подготовкой по Закону Божьему, русскому языку и арифметике. Сначала обучение шло по общеобразовательной программе, сопоставимой с программами реальных училищ, но несколько усечённой, а в шестом классе добавлялись специальные дисциплины (коммерческая арифметика и коммерческая география, политэкономия, товароведение, бухгалтерия, законоведение, корреспонденция и так далее), и в седьмом они становились основными.
Также, как уже было отмечено выше, средние школы готовили широкий круг учителей для начальных учебных заведений.
Факт №9
Система отметок была одновременно похожа и не похожа на современную
Систему отметок для гимназий Министерство народного просвещения ввело в 1837 году, и она просуществовала вплоть до революции. Та система, как и современная, была пятибалльной (точнее, из пяти степеней), но если сейчас у нас кол и двойка фактически не различаются по значению, тогда они были действительно разными оценками.
Вот как они определялись в документе министерства «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках»:
«1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему‑либо иному.
2-я степень (успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ея основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою то же последствие».
Соответственно, третья степень (то есть тройка) считалась удовлетворительной отметкой. Она предназначалась ученику, который знает науку «в том виде, как она ему преподана», но ограничивается книгой или словами учителя, и ответить на вопросы, сопоставляющие разные элементы изученного для него затруднительно. Проще говоря, это была оценка для зубрилок: «На сей-то степени останавливаются одарённые гораздо более памятью, нежели самомышлением», пояснял документ.
А что же предполагала пятёрка? Она предназначалась лишь для учеников с необыкновенным умом, хорошей памятью, пламенной любовью к наукам и неутомимым прилежанием:
«5-я степень (успехи отличные). Ученик владеет наукою: весьма ясно и определённо отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдалённые точки учения, с проницательностью, довольно изощрённою упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории. Всё сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знаний».
Так что пятёрка была скорее исключением для избранных, а получение двоек считалось вполне обычным делом и даже не лишало ученика возможности получить аттестат. В основном достаточно было набрать средний балл не ниже трёх. Это превращало систему, по сути, в двухбалльную: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
А вот в начальных школах оценок как таковых не было. Там ученики лишь сдавали экзамены по каждому изучавшемуся предмету в конце обучения. От школьников требовалось продемонстрировать усвоенные навыки. Например, по Закону Божьему — легко и бегло читать Библию вслух, правильно проговаривать слова на церковнославянском, уметь пересказывать прочитанное своими словами. По грамоте — читать свободно, выразительно и осмысленно любую книжку, а по арифметике — усвоить четыре арифметических действия над простыми и составными числами.
Факт №10
Дисциплина была не просто строгой, а порой жестокой
До 1860-х годов практически во всех учебных заведениях России рукоприкладство в «воспитательных» целях считалось нормой. Так, принятый в 1828 году Устав уездных и приходских гимназий и училищ, состоящих в ведомстве Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского университетов, содержал такое положение:
«§ 31. Как, несмотря на все старания, иногда нельзя обходиться без строгих и даже телесных наказаний, то учитель может в случае нужды употреблять и сии меры исправления, но не иначе, как истощив уже все другие: увещевания, выговоры, запрещение участвовать в играх, оставление ученика на несколько часов в запертом классе и так далее».
Секли розгами и били (иногда очень жестоко) даже учеников престижных гимназий и кадетских корпусов. Однако после реформ Александра II подобное поведение учителей в средней школе стало быстро сходить на нет.
В начальных школах формально заявлялась приверженность гуманистической традиции, но на практике (особенно в селе) рукоприкладство было практически обычным делом. Да и сами крестьяне просили быть с детьми «построже».
В средней школе физического насилия практически не было, а вот унижений хватало (впрочем, это сильно зависело от личности конкретного учителя). К тому же школа изобиловала чрезмерно строгими правилами. Гимназистам и гимназисткам, а также ученикам реальных училищ нужно было строго соблюдать форму одежды даже за пределами учебных заведений. Учитывались самые незначительные нюансы, вплоть до длины рукавов и обязательной застёгнутости всех пуговиц. Интересно, что такие драконовские меры не одобряли даже некоторые родители, помогавшие своим детям выбираться в город в гражданском платье.
Ещё ученикам запрещалось ходить в театры, синематограф и прочие заведения, даже время прогулок по городу было ограничено (в летнее время до десяти часов вечера, в зимнее и осеннее — до восьми часов вечера). При этом при себе нужно было всегда иметь ученический билет с обозначенным на нём именем, отчеством, фамилией, учебным заведением и классом. За нарушение этих правил мальчикам грозила гауптвахта. Не менее строгий режим действовал в духовных семинариях.
В женских же гимназиях за нарушение дисциплины и невыполнение учебных заданий девочек могли оставлять в классе после занятий на несколько часов.
Впрочем, были и заведения, в которых, наоборот, пропагандировалось бережное и уважительное отношение к детям. Правда, это в основном были частные экспериментальные школы.
Основные источники:
- Борисов С. Дворянки, гимназистки, красавицы! Особенности обучения в дореволюционных женских гимназиях // «Родина».
- Васильева С. П. Женское образование в России в середине XIX–XX вв.: процесс становления и развития. Типы женских учебных заведений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.
- Вепренцева Т. А. Материальное положение учителей и врачей в российской провинции во второй половине XIX — начале XX веков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.
- Гумерова Ф. Г., Сибаева Г. М. Начальные народные училища в Российской империи последней четверти XIX века как вектор духовного воспитания // Историческая и социально-образовательная мысль.
- Жбанков Д. Н. О телесных наказаниях в начальных школах // Нижегородский сборник. — СПб., 1905.
- Житенев Т. Е. Школы грамоты в Российской империи конца XIX — начала XX века // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева.
- Зубков И. В. Земские школы, гимназии и реальные училища (1890–1916 годы) // Расписание перемен: очерки истории образовательной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы). — М., 2012.
- Зубков И. В. Система начальных и средних учебных заведений в России (1890–1916 годы) // Расписание перемен: очерки истории образовательной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы). — М., 2012.
- Кобыльсков В. А. Образовательные традиции в дореволюционной России в начале XX в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры.
- Овсянникова А. А. Система народного образования Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков // Социально-политические науки.
- Павленко Т. А. Образовательная политика Святейшего синода в 1884–1914 годах // Расписание перемен: очерки истории образовательной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы). — М., 2012.
- Пашкова Т. Форменные безобразия. Почему и как петербургские гимназисты нарушали форму одежды // Родина.
- Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Негосударственные образовательные организации и инициативы в России (конец XIX — начало XX века) // Расписание перемен: очерки истории образовательной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы). — М., 2012.
- Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи. — М.: ИИЕТ РАН, 2009.