EdTech Образование Корп. обучение
#Мнения

Вертикальный EdTech — сегмент, из которого выйдут новые глобальные компании

Так считает венчурный инвестор из США.

Иллюстрация: freepik / DCstudio / wirestock / peoplecreations / Freepik / Alexey-o / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Опытный инвестор в сфере EdTech Эстебан Сосник опубликовал колонку о том, что в ближайшие годы стоит ждать бума образовательных стартапов с очень узкой специализацией — например, с MBA-программами только для владельцев пиццерий. Он называет это явление вертикальным EdTech. Рассказываем, почему он уверен, что такого рода проекты ждёт подъём.

Эстебан Сосник

Сооснователь Reach Capital, венчурного фонда, специализирующегося на EdTech.


Фото: Reach Capital

Что такое вертикальный EdTech и почему в нём появилась потребность

«Каждая компания в ближайшие десять лет станет EdTech-компанией», — уверенно заявляет эксперт. Дело в том, что квалификационная яма — разрыв между навыками выпускников учебных заведений и тем, чего ждут от них работодатели, — сохраняется уже не первый год. Крупнейшие мировые фирмы уже научились с этим справляться: Сосник приводит примеры Amazon и Walmart, которые взяли обучение персонала в свои руки. По такому же пути придётся пойти и остальным.

Но даже компании-гиганты вступают в партнёрства с игроками EdTech-рынка, чтобы разрабатывать курсы под специфические потребности своего бизнеса. И здесь, как считает Эстебан Сосник, возникает ниша «вертикального EdTech».

Это компании, которые будут решать узкие отраслевые проблемы заказчиков с подготовкой сотрудников — с помощью обучения на входе, повышения квалификации и переобучения.

Отличие таких компаний от традиционных провайдеров курсов для корпоративного обучения в том, что они не занимаются слишком общими темами, у них не найти программ по продажам или по развитию лидеров вообще. Такие стартапы уже сейчас фокусируются на решениях для одной выбранной отрасли или конкретной производственной вертикали внутри неё.

Эксперт приводит несколько примеров таких компаний. Так, Stepful обучает исключительно младший медицинский персонал, Nana Academy — мастеров по ремонту бытовой техники, а RockED — продажников в автосалонах. То есть каждая из этих платформ занимается образованием сотрудников (будущих или действующих) в довольно узком сегменте, будь то клиники, производители бытовой техники и автодилеры.

Почему такие компании могут добиться успеха именно сейчас

Из этой категории стартапов выйдут в ближайшие десять лет новые знаковые глобальные компании, предсказывает Эстебан Сосник. Почему сейчас? Дело в генеративном искусственном интеллекте.

Раньше создание качественного обучающего контента стоило дорого, и выгоднее было продавать курсы максимальному числу клиентов — то есть делать обучение более или менее универсальным. Теперь же с помощью генеративной нейросети даже небольшой стартап может создавать специфические курсы на узкие темы, и обходится это гораздо дешевле, чем раньше.

В Reach Capital, отмечает Сосник, уже встречались с основателями стартапа, который планирует запускать максимально кастомизированные версии MBA-программ — например, только для владельцев пиццерий. И это имеет смысл, потому что такие таргетированные программы позволяют достигать учебных целей гораздо быстрее, что особенно важно для взрослых работающих студентов. А если курсы действительно качественные, то первый успех органически привлечёт других клиентов из этой же вертикали.

Какие препятствия могут возникнуть

Конечно, нацеленность на узкие сегменты рынка создаёт определённые риски для компаний «вертикального EdTech». Эстебан Сосник отмечает, что как инвестор он считает нужным обратить внимание на четыре ключевых аспекта в работе любого подобного стартапа.

Первый аспект — TAM (total addressable market), то есть общий объём рынка: сколько всего у компании потенциальных клиентов. Поскольку у стартапов нового типа этот показатель по определению снижен, нужно сразу задумываться о возможностях масштабирования. Это могут быть новые клиенты из числа компаний на смежных рынках, а также дополнительные сервисы (например, коучинг параллельно с курсами) или новые типы услуг (как вариант, в сфере подбора персонала) для старых.

Второй аспект — тиражирование внутри сегмента. Даже в узкой вертикали потребности компаний могут сильно варьироваться в зависимости от их размера и других факторов. Особенно большими могут быть различия от страны к стране, и поэтому перед выбором ниши стоит убедиться, что в её пределах компании из разных частей света ожидают от сотрудников примерно одинаковых навыков. Иначе никакого международного масштабирования не получится.

Третий аспект — профессиональная сертификация. Работники некоторых профессий должны иметь лицензии, и такие практики тоже различаются от страны к стране. В некоторых случаях необходимость сертификации может быть ограничением для EdTech-бизнеса.

И, наконец, четвёртый аспект — трудоёмкость индустрии, для которой стартап разрабатывает обучение. Эксперт отмечает, что её на самом деле непросто определить, поскольку ИИ меняет мир профессий. Может случиться так, что через несколько лет существенно изменится и количество работников в отрасли, и требования к их навыкам.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована