На этот раз в список лидеров российского EdTech-рынка, составленный агентством Smart Ranking, вошло 178 организаций.
Как нам сообщила пресс-служба агентства, суммарная выручка ста крупнейших EdTech-компаний за квартал составила 33 миллиарда рублей, что на 22,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Отмечается, что этот показатель близок к значению первого квартала 2023-го: тогда темп роста рынка снизился с 33 до 23% «на фоне тревожного потребительского поведения». Но затем показатели динамики повысились.
Кто стал лидером рейтинга
Список возглавила группа компаний Skyeng, её выручка в первом квартале — 3,2 миллиарда рублей. Далее следуют Skillbox Holding Limited и корпорация «Синергия».
Место | Компания | Выручка, руб | Рост, % |
---|---|---|---|
1 | Skyeng | 3,2 млрд | 2,24% |
2 | Skillbox | 3,08 млрд | 4,83% |
3 | Корпорация «Синергия» | 2,69 млрд | 63,92% |
4 | «Яндекс Практикум» | 1,85 млрд | 8,82% |
5 | GetCourse | 1,7 млрд | 110,66% |
6 | Компьютерная академия Top | 1,5 млрд | 125,9% |
7 | «Фоксфорд» | 1,265 млрд | 79,69% |
8 | «Учи.ру» | 1,25 млрд | 31,58% |
9 | «Актион Университет» | 912 млн | 34,12% |
10 | «Умскул» | 900 млн | 4,65% |
Источник данных: Smart Ranking
Если сравнить состав первой десятки с результатами четвёртого квартала 2023-го, то заметно, что он почти не изменился, — из топ-10 выбыл «Like Центр», который сменила компания «Умскул». Однако поменялся лидер — в предыдущем квартале первую строчку занимал Skillbox. Аналитики напомнили, что в начале 2023-го наблюдалась такая же картина: Skyeng занимал лидирующую позицию в первом и втором кварталах, но в третьем Skillbox снова вышел на первую строчку списка. Поэтому специалисты считают, что это может быть сезонным явлением.
Какова динамика в разных сегментах рынка
Аналитики рассмотрели успехи в разрезе отдельных сегментов EdTech-рынка. Первое место всё ещё занимает сегмент дополнительного профобразования (ДПО) — его доля в общей выручке топ-100 компаний занимает 35%. За ним следует детское направление, которое занимает 33%. Причём, судя по всему, оно пока не сможет перегнать ДПО по объёму — аналитики заметили, что темп роста детского сегмента замедлился. Если в прошлые полтора года он рос быстрее всех остальных, то после того, как он достиг примерно такого же объёма, что и ДПО (на уровне 11 миллиардов рублей за первый квартал), динамика роста этих двух ниш сравнялась. По сравнению с аналогичным периодом 2023-го и сегмент ДПО, и детское направление выросли в первом квартале 2024 года чуть больше, чем на 27%. Отмечается, что компании из детского сегмента заметили снижение конверсии и рост дефицита педагогов. Кроме того, компании из обоих крупнейших направлений столкнулись с проблемой поиска новых ниш для развития.
На третьем месте расположился сегмент «Разработчики и платформы». В общей выручке топ-100 на него приходится 13%, а динамика роста составила 78,9% по отношению к показателю первого квартала прошлого года. Это произошло в первую очередь благодаря тройке лидеров, которые контролируют более 60% выручки этого направления в рамках топ-100 рейтинга. Выручка Getcourse за год выросла более чем вдвое, iSpring — на 37,96%, «Мобильное электронное образование» — на 776%. Кстати, это лучший показатель роста среди всех участников рейтинга.
Далее следует сегмент иностранных языков, он занимает 6% выручки среди первой сотни компаний, динамика роста — 5,4%. А самым маленьким по объёму по итогам первого квартала стал сегмент бизнес-образования. Его выручка составляет 4%, и по сравнению с первым кварталом прошлого года её объём снизился на 53,6%. Как объясняют авторы рейтинга, это связано с падением выручки «Like Центра» (-76,38%), из-за которого рынок потерял около 1,5 миллиарда рублей в квартале. Это снижение, очевидно, связано с делом Аяза Шабутдинова.
Кстати, ранее исследование выявило объём рынка LMS для корпоративного обучения в России. С 2020-го он вырос более чем в два раза — тогда его объём составлял 2,11 миллиарда рублей, а по итогам 2023-го — уже 4,49 миллиарда.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!