Прогнозом поделились Хади Партови, генеральный директор образовательной некоммерческой организации Code.org, и Майкл Трукано, приглашённый научный сотрудник Центра всеобщего образования Брукингского института. Они высказали свои предположения, комментируя новость о том, что власти штата Луизиана намерены ежегодно выделять 30 миллионов долларов (2,7 миллиарда рублей по курсу ЦБ на 23 мая 2024 года) на репетиторское сопровождение отстающих школьников не только репетиторами-людьми, но и репетиторами на базе искусственного интеллекта.
Что прогнозируют эксперты
Прежде всего Хади Партови и Майкл Трукано перечислили преимущества и недостатки репетиторов на базе нейросетей. Среди плюсов они назвали доступность ботов в любое время (в отличие от репетиторов-людей) и их невысокую стоимость. В пример привели бота Khanmigo, который обходится пользователям всего в 4 доллара в месяц (361 рубль). Его разработала Khan Academy — крупная американская образовательная платформа с уроками, лекциями и практическими занятиями по самым разным школьным темам.
Что касается минусов ИИ-репетиторов, то эксперты отметили следующие:
- у младшеклассников часто возникают трудности при коммуникации с ИИ-тьюторами — они не всегда могут корректно сформулировать запрос или понять ответ бота;
- некоторые языковые модели плохо справляются с функцией репетитора;
- ИИ-боты, как известно, иногда галлюцинируют.
Тем не менее специалисты считают, что со временем эти проблемы будут решены. Более того, Хади считает, что в ближайшие пять лет репетиторы на базе ИИ не просто станут обычным явлением в школьной среде, но и распространятся на все школьные предметы (сейчас их применяют в основном в математике и для отработки навыков чтения у младшеклассников). Кроме того, они будут взаимодействовать с учениками при помощи голоса, а не текстового ввода и смогут адаптироваться к работе с разными возрастными группами. «Со временем аватар Альберта Эйнштейна сможет обучать вас физике», — сказал он. Кстати, шутки шутками, но в Гонконгском университете ИИ-аватар Эйнштейна уже помогает вести занятия.
По мнению Майкла, инструменты обучения на базе искусственного интеллекта «будут не только продуктом, но и функцией», встроенной прямо в цифровые учебники и инструменты онлайн-оценки.
Что известно об эффективности ботов
Не так давно китайские учёные попытались выяснить, помогают ли на самом деле чат-боты в учёбе. Для этого они проанализировали более 20 научных работ, посвящённых этому. Оказалось, что чат-боты и правда могут быть эффективными, но не для детей младшего возраста, потому что те зачастую ещё не способны хорошо формулировать запросы и полностью понимать их ответы.
Правда, это ограничение касалось письменной коммуникации. Но, кажется, не за горами массовое развитие учебных ботов, которые могут общаться голосом, — недавно OpenAI представила обновлённую версию GPT-4 — GPT-4o, которая это умеет. Кстати, на российском рынке уже есть EdTech-решения, которые тоже это умеют, — это чат-бот от Skyeng, оценивающий уровень владения английским языком. Кроме того, ГК «Самолёт» работает над созданием ИИ-тьютора для школ, который сможет общаться с учениками посредством голоса. Его уже тестируют в нескольких образовательных организациях.
Правда, в России вряд ли стоит ожидать массового распространения ИИ-репетиторов именно в государственных школах (по крайней мере, в ближайшее время). 22 мая глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова заявила, что по теме цифровизации «накопилось напряжение» среди учителей и родителей. В числе спорных моментов депутаты назвали использование на уроках интерактивных досок, а также электронные дневники и классные журналы. Поводом для обсуждения этой темы стали претензии, высказанные 14 мая спикером Госдумы Вячеславом Володиным в адрес главы Минпросвещения Сергея Кравцова. Володин назвал цифровизацию ошибкой и заявил, что она «отдаляет родителя от учителя и учителя от ученика». Словом, сейчас, кажется, наступает не лучшее время для внедрения ещё и ИИ-репетиторов.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Эксперт назвал важное «умение», которому следует обучать ИИ-тьюторов
- В Duolingo рассказали, какие факторы надо учесть, чтобы чат-бот помогал в обучении
- Преподаватель рассказал, как сам создал бота-репетитора в конструкторе от OpenAI
- Исследователь из IBM объяснил, почему у компании не получилось создать ИИ-тьютора