Исследование провели агентство Smart Ranking и мессенджер «Пачка». Они опросили представителей 12 EdTech-компаний — это Skillbox, «Яндекс Практикум», Ultimate Education, Edpro, «Зерокодер», Бауманский учебный центр «Специалист», Maximum Education, Easycode, «Фоксфорд», «Умскул», «ИнтернетУрок» и Rebotica.
Респондентам предложили список продуктовых метрик, важность которых для компании нужно было оценить по шкале от 0 до 5. После этого аналитики определили среднее значение каждого показателя для участников двух сегментов рынка EdTech — дополнительного профобразования взрослых и детского образования.
Какие показатели важнее всего для компаний, ориентированных на взрослых
В топ-3 наиболее высоко оценённых метрик в детском сегменте EdTech вошли CSI, NPS и Success Rate.
Оказавшийся на первом месте показатель CSI (Customer Satisfaction Index) участники опроса в среднем оценили на 4,17 балла. Это индекс удовлетворённости, который показывает, доволен ли студент каким-то конкретным аспектом обучения. То есть он помогает понять, что компании стоит улучшить в своей работе.
Метрики NPS (Net Promoter Score) и Success Rate получили в среднем по 4 балла. NPS — это индекс потребительской лояльности клиентов. Под этим понимается готовность пользователей снова приобрести продукты конкретных компаний и порекомендовать их другим. А Success Rate показывает, достиг ли студент своих целей обучения.
Далее следуют такие метрики, как LTV (Lifetime Value), COR (Completion Rate) и трудоустройство, все их в среднем оценили на 3,7 балла.
LTV — это метрика пожизненной ценности клиента. С её помощью можно предсказать, сколько чистого дохода пользователь принесёт компании за всё время взаимодействия с ней. По мнению аналитиков, достаточно высокий балл у этой метрики согласуется с мировым трендом на lifelong learning: люди всё чаще обновляют навыки, а значит, и курсы они покупают регулярно.
COR — доходимость, то есть метрика показывает, какая часть студентов прошла курс до конца. Отмечается, что компании могут по-разному рассчитывать этот показатель, — они сами решают, кого считать полностью завершившими обучение. Кроме того, некоторые организации оценивают COR за определённый промежуток времени.
В разных компаниях доходимость может сильно отличаться — она варьируется в диапазоне 50–100%. COR выше у краткосрочных курсов, однако даже на длительных программах встречаются высокие показатели. Например, у «Психодемии» (входит в холдинг Ultimate Education) COR составляет около 90%. Кстати, Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education, уже неоднократно высказывался о том, что невысокая доходимость не всегда говорит о низком качестве обучения, — дело в том, что в некоторых случаях студенту не так уж важно дойти до конца и получить диплом, ведь не в каждой профессии его наличие является обязательным условием для трудоустройства. А Арина Пантина, образовательный продакт-менеджер направления «Креативные индустрии» в «Нетологии», недавно поясняла, что показателем COR легко манипулировать: известны несколько «относительно честных» способов довести его до 100%. В свою очередь, руководитель программ педагогических практик Skillbox Кирилл Прудников вообще предлагает задуматься, этично ли зацикливаться на этой метрике и настойчиво «доводить» учащихся до конца курса, — ведь в процессе обучения у человека могут поменяться и цели, и интересы, и это нормально.
Если говорить о трудоустройстве как о метрике, то аналитики связывают её важность с тем, что многие приходят на курсы, чтобы сменить карьерный трек.
Какие метрики в приоритете у компаний из детского сегмента
Эти онлайн-школы в первую очередь обращают внимание на LTV, NPS и COR.
Важность LTV опрошенные оценили в среднем на 4,3 балла. Аналитики объясняют, что это связано со спецификой детского сегмента. Суть в том, что многие проекты работают по системе подписки или предполагают обучение в течение нескольких лет (например, если речь идёт про хоумскулинг). Поэтому школам важно обеспечивать повторные продажи. По этой же причине довольно высокий средний балл (3,25) получила метрика Retention (возвраты/удержание клиентов), которая показывает долю пользователей, повторно покупающих продукты компании.
Метрику NPS компании из детского сегмента оценили в среднем на четыре, как и в направлении дополнительного профобразования, а COR — на 3,6.
В детском направлении тоже считают, что невысокий уровень доходимости не всегда говорит о плохом качестве курса. Например, ребёнок может прийти на долгосрочную программу, но основной целью ставить себе освоение лишь отдельных тем. Это значит, что, сделав это, он может не дойти до конца курса.
Кстати, ранее мы подробно рассказывали о том, какие метрики помогают оценить качество и эффективность онлайн-курса.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!