16 февраля состоялась презентация «Белого исследования», в рамках которого проанализировали российский рынок онлайн-образования. О результатах рассказала Александра Дорофеева, основательница консалтингового центра MyProduce и инициатор исследования. Впервые его провели в 2019 году, и новое «Белое исследование» 2023-го — второе по счёту. Участие в этой волне приняли 1,7 тысячи предпринимателей в сфере онлайн-образования.
Как изменились образовательные продукты на российском рынке
Авторы сравнили результаты двух волн исследования и выяснили, что рынок заметно изменился за четыре года. Александра назвала несколько основных изменений.
Во-первых, если в 2019-м наиболее распространёнными на рынке были объёмные онлайн-программы продолжительностью от девяти месяцев до года, то теперь фокус сместился в сторону коротких курсов, рассчитанных на 1–3 месяца (их доля составляет 45,2% от всех). Одну из причин авторы исследования видят в том, что долгие курсы стало сложнее продавать. Кроме того, сейчас пользователи хотят увидеть результат обучения в короткие сроки и предпочитают двигаться от одного образовательного продукта к другому, а не покупать один, но объёмный.
Во-вторых, меняется подход к созданию и продаже курсов: в 2019-м предприниматели чаще сначала собирали продажи и только потом запускали курс — 58% против 36% тех, кто сначала разрабатывал продукт, а затем продавал уже готовый. Теперь же эти доли почти сравнялись, и перевес оказался на стороне второй группы (она составляет 49,2% против 45,9% тех, кто сначала продаёт). Эта тенденция говорит либо о том, что рынок начал лучше понимать своего клиента, а это позволяет уверенно запускать курс в продакшен ещё до продаж, либо о том, что стратегия «сначала продай, потом запусти» теперь кажется предпринимателям нечестной.
Кроме того, в 2019-м на рынке преобладали массовые продукты — онлайн-курсы, а не индивидуальное обучение в виде консультаций, наставничества и коучинга. Сейчас подход сильно изменился.
Из каких сфер приходят в онлайн-обучение и что к этому побуждает
Помимо этого, Александра рассказала об изменениях в составе участников рынка онлайн-образования. Такие проекты стали чаще открывать люди, ушедшие из найма, а не действующие предприниматели. Для сравнения: в 2019 году ушедших из найма было 48%, а в 2023-м — уже 55,7%.
Также известно, что 51% основателей образовательных онлайн-проектов, участвовавших в исследовании 2023-го, пришли из сфер образования и маркетинга, а также из диджитал-профессий. А 53% отметили, что их проекты связаны с их прошлым видом деятельности. Чаще всего запустить проект в сфере онлайн-образования побуждает желание заработать (37%) и стремление передавать свои навыки и опыт (38,5%).
Что касается личного ежемесячного заработка предпринимателей в онлайн-образовании, то чаще всего он составляет:
- менее 100 тысяч рублей — 12,2%;
- от 100 тысяч до 1 млн рублей — 76%;
- 3–10 млн рублей — 11,8%.
Уточняется, что при расчёте не учитывались крупнейшие EdTech-проекты, поскольку это не было бы репрезентативно.
Кстати, ещё одно интересное наблюдение, которое сделали авторы: среди предпринимателей с личным доходом более 1 млн рублей оказались равные доли тех, кого в первую очередь мотивирует заработок, и тех, кого мотивирует желание делиться знаниями, — и тех, и других по 12,5%.
Напомним, ранее на площадке Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи обсудили регулирование рынков EdTech и инфобизнеса. В рамках совещания председатель комитета Александр Хинштейн заявил, что с точки зрения государственного регулирования нужно разделить деятельность в рамках этих двух направлений.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!