Каковы перспективы онлайн-школ в сегменте среднего профобразования?
Представители индустрии согласны с тем, что это многообещающее направление, но отмечают множество сложных нюансов в его развитии.
Оля Ежак для Skillbox Media
EdTech-компании, обучающие профессиям, уже давно активно сотрудничают с университетами, в том числе создают совместные образовательные программы. Но о примерах подобных партнёрств с колледжами пока известно очень мало (в 2023 учебном году, например, стартовала совместная программа Skillbox и Московского городского открытого колледжа). Об открытии EdTech-платформами собственных программ СПО — тоже (в декабре 2023-го было объявлено об открытии такой программы у того же Skillbox).
EdTech-компании, работающие в сегменте школьного образования, казалось бы, тоже должны быть заинтересованы в сотрудничестве с колледжами или создании своих программ среднего профессионального образования, но и у них это направление пока не развито. Почему? Может быть, образовательный бизнес не видит в СПО серьёзных перспектив либо существуют большие препятствия для развития таких программ и партнёрств? Разобраться в этих вопросах нам помогли:
- Виктория Хохрякова, старший продюсер команды собственного колледжа (СПО) Skillbox;
- Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд»;
- Алексей Конобеев, академический директор «Умскул Академии»;
- Ольга Лаврентьева, академический директор «Нетологии»;
- Михаил Сумбатян, основатель и директор IThub college;
- Виталий Алтухов, сооснователь и директор по разработке и исследованиям профориентационной платформы «Профилум».
Что до сих пор мешало сотрудничеству EdTech с колледжами
Андрей Сизов отмечает, что российский EdTech-рынок молодой — ему не больше пятнадцати лет, а масштабный рост пришёлся и вовсе лишь на последние лет шесть.
«Первые игроки поначалу смотрели в сторону наиболее крупных и очевидных сегментов с точки зрения спроса, продукта и конкуренции. Поэтому концентрировались на дополнительном профессиональном образовании и школьном сегменте», — объясняет он.
Почему же сотрудничество с вузами сложилось быстрее, чем с колледжами? Как отмечает Виталий Алтухов, среди большинства колледжей нет таких ярких брендов, как в университетской среде. Это значит, что для хороших продаж EdTech-компаниям нужно самостоятельно вкладываться в развитие бренда СПО-направления. Алексей Конобеев отмечает также большую открытость вузов к коллаборациям, чем у колледжей, и то, что партнёрство с вузами воспринималось как более престижное, чем с организациями СПО (это тоже отчасти могло влиять на решения онлайн-школ).
Но главная причина, которую отметили Андрей Сизов и Виталий Алтухов, заключается в том, что среднее профессиональное образование раньше не казалось привлекательным широкой аудитории, поэтому численность потенциально заинтересованных в таких программах обучения была небольшой. Однако с ростом популярности среднего профобразования этот сегмент стал представлять интерес и для EdTech-компаний. «Интерес абитуриентов к СПО увеличивается по ряду причин, связанных с ЕГЭ, более сложным поступлением в вузы, финансовыми возможностями долгосрочного обучения, ростом востребованности сегмента среднего профессионального образования и потребности в рабочих кадрах», — объясняет Виталий.
Будет ли спрос на программы СПО, представленные EdTech-компаниями?
Цифры приёма последние несколько лет действительно свидетельствуют о росте популярности среднего профобразования. Причины этого явления называются разные, в том числе отнюдь не позитивные (для многих молодых людей и их семей это попросту вынужденный выбор). Но всё-таки есть данные и о том, что около 20% выбирающих колледж — это ребята из достаточно обеспеченных семей, которые при желании могли бы получить платное высшее образование. То есть перспективы для платных программ в СПО, похоже, действительно есть.
Ольга Лаврентьева отметила ещё один тренд, из-за которого EdTech-компании заинтересовались СПО. Дело в том, что на рынке труда сохраняется дефицит представителей рабочих профессий, и благодаря государственной политике у колледжей появляется больше возможностей и ресурсов для развития.
Гендиректор «Фоксфорда» добавляет, что опыт образовательных компаний, которые первыми зашли в сегмент СПО, показывает его перспективность и подтверждает возможность создать востребованный продукт и эффективно расти. А это подогревает интерес к СПО со стороны игроков из других сегментов EdTech-рынка и подталкивает их к созданию собственных продуктов.
Андрей Сизов называет сразу несколько возможных драйверов развития образовательных компаний в СПО:
- Некоторым специальностям, по которым ведётся подготовка в колледже, можно полностью обучать онлайн (это зачастую те же профессии, которым успешно учат в ДПО).
- В программах СПО, предполагающих обучение на базе девятого класса, есть общеобразовательная часть, которая методически уже разработана представителями школьного сегмента EdTech. Её тоже можно преподавать онлайн.
- У лидеров российского EdTech в других сегментах есть опыт, который позволит создать качественные продукты и в сегменте СПО, предоставив пользователям удобную платформу и сопровождение.
- Внедрение программ СПО может продлить жизненную ценность клиента (LTV) для части пользователей: например, те пользователи, которые приобретали продукты для дошкольников и учеников первых-девятых классов, в дальнейшем заинтересуются и программой СПО.
При этом Виталий Алтухов предупреждает, что пока до конца не ясно, возможно ли создать в сегменте СПО маржинальный EdTech-продукт и может ли коммерческое СПО конкурировать с бесплатным образованием в государственных колледжах. Ведь известно, что туда в основном идут дети из семей, которые не могут или не хотят оплачивать длинный трек обучения.
Заметим, что, согласно краткому статистическому сборнику Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ «Образование в цифрах — 2023», в 2022 году на программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих в организациях СПО обучались:
- за счёт бюджетных средств — 537 400 человек;
- по договору (платно) — 39 300 человек.
А на программах подготовки специалистов среднего звена:
- за счёт бюджетных средств — 1 785 300 человек;
- по договору (платно) — 1 197 800 человек.
То есть наиболее популярны не рабочие специальности, а программы подготовки специалистов среднего звена, и 40% студентов на этих программах — платники. При этом известно, что стоимость обучения в колледжах кое-где почти сравнялась с ценой за учёбу в вузах.
Таким образом, спрос на платные образовательные программы в СПО есть уже сейчас. Но частные колледжи выбирает меньшее число учащихся, чем государственные — не более 400 тысяч человек учились там в 2022-м.
Почему нельзя просто взять и переупаковать программу ДПО в СПО
Сооснователь «Профилума» считает, что для того, чтобы люди готовы были платить за частное СПО, нужно создать такое образование, которое будут ценить работодатели и которое гарантирует выпускникам трудоустройство. Ольга Лаврентьева тоже подчёркивает, что образовательные компании должны сосредоточиться на том, чтобы создавать действительно полезные продукты в этой сфере.
«Главное, чтобы компании видели не только выгоду, но и пользу, которую могут принести. Ценность EdTech-решений как раз в том, что они позволяют адаптировать образование под существующие реалии, сделать его доступным и эффективным. В текущей экономической ситуации онлайн-формат очень помогает. Мы уже видим, как это происходит, на примере ДПО и высшего образования: сегодня люди из разных регионов и вне зависимости от социального статуса могут учиться у лучших экспертов и преподавателей. В СПО может произойти то же самое», — отмечает Ольга Лаврентьева.
При этом Михаил Сумбатян подчёркивает, что можно упаковать программу ДПО в программу СПО и запустить в реализацию, но успешным такой проект не будет из-за высокого уровня расходов и нехватки экспертов по среднему профобразованию на рынке. То есть необходимо прибегать к новым стратегиям. Михаил считает, что EdTech-компании, как правило, сосредотачиваются на трёх направлениях работы — маркетинге, продажах и содержании программ обучения с фокусом на онлайн-формат, — но при этом не всегда учитывают специфику целевой аудитории — подростков. «К нам приходят дети — уходят взрослые. Это значит, что работать с подростками необходимо через призму возрастной психологии и психологии развития, и это может быть проблемой для сотрудничества EdTech с системой СПО», — поясняет он.
«Важно учитывать взаимодействие с личностью преподавателя, ментора, наставника. Мы знаем, как на воспитание влияют ключевые параметры — личность [педагога], образовательная среда, основные занятия и дополнительные программы развития. Как это эффективно переносить в онлайн-формат — большой вопрос. Поэтому часто этот фактор не учитывается EdTech-компаниями, оставаясь за скобками, или становится объективным препятствием в дальнейшем сотрудничестве с СПО», — объясняет Михаил.
А Виктория Хохрякова, старший продюсер команды собственного колледжа (СПО) Skillbox, предупреждает и про другие сложности, которые ожидают типичную EdTech-компанию, если она займётся сегментом среднего образования: «Существенно больший объём нагрузки на бэк-офис компании, работа с государственными образовательными стандартами и сравнительно больший объём программ, чем в ДПО. Нужны дополнительные ресурсы и нужно переориентировать команду на работу с другими требованиями и рисками».
Есть ли перспективы у сотрудничества с государственными колледжами?
Все эксперты считают, что EdTech-компании могут сотрудничать не только с частными, но и с государственными колледжами. Ольга Лаврентьева и Алексей Конобеев отмечают, что начинать с частными учебными заведениями проще, потому что они более гибкие и меньше связаны необходимостью согласовывать каждое своё действие. «EdTech уже умеет работать с университетами и так же научится сотрудничать с колледжами. Да, это может быть сложнее и дольше, чем с частными организациями, но в результате даст больше возможностей», — прогнозирует Ольга.
«Как только государственные колледжи почувствуют, что частные организации получили заметное преимущество, необходимость борьбы за абитуриентов приведёт к росту готовности к сотрудничеству с партнёрами из EdTech», — считает Алексей Конобеев.
Михаил Сумбатян полагает, что перспективы сотрудничества с государственными учебными заведениями есть, но ключевой момент здесь — видение директора колледжа и его понимание, с кем и как возможно выстроить эффективную работу и реализовать всё запланированное. Всегда есть риск, что партнёрство не сможет развиться из-за принятых подходов в образовательной организации, которые сильно отличаются от принципов построения бизнес-процессов в EdTech-компаниях.
А Андрей Сизов считает партнёрства с государственными колледжами возможными как минимум потому, что онлайн-школы могут взять на себя преподавание общеобразовательной части программы.
EdTech-компании могут открывать свои колледжи, но это трудно
Может быть, стоит самостоятельно открывать собственные колледжи? Большинство наших собеседников сомневаются, что это проще и выгоднее, чем партнёрства с уже существующими учебными заведениями в сегменте СПО. Однозначно уверены в перспективности этого формата только Виталий Алтухов и Виктория Хохрякова.
Частных колледжей в России не так много, объясняет Виталий, поэтому EdTech потенциально может создавать собственные учебные заведения, которые станут конкурировать с государственными.
«Сотрудничество с другими колледжами, с одной стороны, удобно, но, с другой, у подобного партнёрства есть и свои издержки: нужно согласовывать стратегию продвижения и развития, учитывать особенности целевой аудитории партнёра и остальной продуктовый портфель, разделять содержание образовательной программы. Открытие собственной программы СПО позволяет EdTech-компаниям реализовать всё своё преимущество в знании потребностей рынка труда и запроса потребителей к формату и качеству образования. Есть возможность применить современные подходы к проектированию всех программ и выстроить новые системы оценивания, основанные на проверке практических навыков», — говорит Виктория Хохрякова.
Другие эксперты отмечают, что получить образовательную лицензию для EdTech-компании — не проблема, но у партнёрств с колледжами тоже есть свои плюсы. Алексей Конобеев говорит, что те берут на себя львиную долю обязанностей — от организации проживания иногородних студентов и взаимодействия с надзорными ведомствами до ведения дисциплин, которые не являются профильными для EdTech — например, физкультуры и ОБЖ.
Михаил Сумбатян, в свою очередь, подчёркивает, что для запуска собственного колледжа нужно провести большую экспертизу — как в классической системе образования, так и в инновационной, которая динамично и креативно развивается, не ограничиваясь регламентами. «И тогда появится новизна продукта, которая возникает именно на этом стыке, когда опыт и эксперимент сходятся в одной точке. Создать продукт в таких границах мало кто может. Это связано с человеческим мышлением и, конечно, с опытом. Одному человеку это сделать не по силам, а команд на рынке практически нет», — объясняет он.
Андрей Сизов соглашается с тем, что создать такой продукт самостоятельно точно не проще партнёрства, но в то же время считает, что у этого варианта есть свои преимущества. Конечно, при условии, что продукт будет качественным, а бизнес-модель — эффективной.
В онлайн-формате можно научить далеко не всему
Безусловное преимущество EdTech-компаний — способность выстроить программу обучения, полностью рассчитанную на онлайн. И современные цифровые специальности отлично сочетаются с таким форматом.
«Сейчас большая часть сегмента IT-специалистов работают удалённо, главное — хороший доступ к интернету. Есть ли необходимость в офлайн-образовании, если работодатель ждёт от будущего специалиста умения работать удалённо, оставаясь при этом частью команды, не выпадая из всех процессов и умея вести коммуникацию в переписке? Этому намного эффективнее учить как раз в онлайне, так студент сразу комфортно перенимает необходимую культуру дистанционных коммуникаций, учится планировать свой день и загрузку в современных реалиях», — объясняет старший продюсер команды собственного колледжа (СПО) Skillbox.
Но если учить чисто цифровым специальностям EdTech-индустрия умеет, то что насчёт более «земных» рабочих профессий? Для практической офлайн-части потребуется площадка, оснащённая необходимым оборудованием, говорит Ольга Лаврентьева. Создать такую инфраструктуру самостоятельно сложно, поэтому такие программы СПО проще организовать всё-таки в партнёрстве с колледжами.
Виталий Алтухов по этому поводу замечает, что если нужен доступ к особому оборудованию — например, к станкам, — то очную часть программы теоретически могло бы заменить обучение в виртуальной реальности, однако реализовать такой формат тоже очень дорого и сложно.
«Решением может стать смешанный формат обучения, когда часть программы осваивается онлайн, а часть проходит в виде практики на реальных рабочих местах. Для этого, вероятно, потребуются партнёры. Иначе говоря, обучать рабочим специальностям для EdTech будет намного сложнее, чем обучать цифровым, и это, безусловно, вызов для рынка. Но если спрос есть, то появится и предложение — так что, думаю, решения найдутся», — говорит он.
Например, для студентов можно организовывать практику на предприятиях и создавать региональные учебные центры для практических занятий, считает Алексей.
А Михаил Сумбатян полагает, что простым рабочим компетенциям можно обучить и онлайн, но вот учесть возрастную психологию в таких программах сложно. «Поэтому сейчас нужно думать о гибридных форматах, формах „приземления“, живого погружения и наставничества. Без офлайн-механик обеспечить положительный результат системно и в объёме не получится. Образование даёт принципиальные изменения мышления, инструменты деятельности, формирует комьюнити — то, что не может сделать ДПО», — резюмирует эксперт.
Цифровой колледж Skillbox
Поступите и учитесь в онлайне, получите диплом о среднем профессиональном образовании в сфере дизайна или веб-разработки. Подойдёт выпускникам 9-х и 11-х классов, а также тем, кто хочет сменить профессию.
Узнать подробнее