Исследование провели школа программирования «Эльбрус Буткемп» и рекрутинговая платформа hh.ru. Они выяснили, готовы ли компании брать на работу IT-специалистов с опытом менее года и что думают сами джуны о перспективах своего трудоустройства. Выводы основаны на аналитических данных рынка вакансий за первый квартал 2024 года и на результатах опроса 900 junior-специалистов, которые на момент проведения исследования искали работу и проходили собеседования. Результаты есть у Skillbox Media.
Много ли вакансий для джунов
В первом квартале 2024-го на hh.ru было доступно более тысячи вакансий для junior-разработчиков. Чаще всего начинающих разработчиков искали небольшие компании — они разместили 292 вакансии. При этом число вакансий от крупного бизнеса и от микрокомпаний отличалось незначительно — 269 и 267 соответственно. Меньше всего вакансий для джунов разместили крупные корпорации (63) и представители среднего бизнеса (109).
Больше всего предложений для джунов опубликовали IT-компании — 904 вакансии от 379 работодателей. Далее следуют организации, предоставляющие различные услуги бизнесу, — 89 вакансий от 55 работодателей, а также компании из финансового сектора — 72 вакансии от 32 работодателей. Ещё 79 вакансий были размещены 44 компаниями, которые работают в сферах СМИ, маркетинга, рекламы, BTL, PR, дизайна и продюсирования.
Наиболее востребованными языками программирования оказались JavaScript (201 вакансия), Python (108), Java (85) и С# (84). Кроме того, в топе требуемых навыков оказалось владение программой Git (250 вакансий) и языком программирования SQL (203). За ними идут такие языки, как PHP, HTML, CSS, PostgreSQL, а также ООП. Они упоминались в 103–144 вакансиях в зависимости от конкретного навыка.
Какие сложности при трудоустройстве видят сами джуны
Почти половина опрошенных IT-специалистов (48%) достаточно быстро получили приглашение на первое собеседование: до этого они отправили не более 50 откликов на вакансии. Зависит ли этот показатель от подготовки соискателя, в исследовании не сообщается, но, по мнению самих опрошенных, для трудоустройства в IT далеко не всегда важно профильное техническое образование. Более важным 44% считают портфолио проектов, а 25% — технические навыки и soft skills. Некоторые респонденты отметили, что профильное образование играет важную роль, когда речь идёт о трудоустройстве в государственные учреждения.
Тем не менее джуны сталкиваются с рядом сложностей при устройстве на работу. Главная из них связана с отсутствием опыта работы — работодатели очень неохотно принимают соискателей без него. Об этом сказали 68% респондентов. О других проблемах участники опроса упоминали гораздо реже. Так, по 7–8% опрошенных заявили, что им мешало отсутствие навыков прохождения собеседований и технических интервью. В редких случаях (3%) проблемой стало волнение при участии в них.
Зная об этих сложностях, многие начинающие специалисты стараются наработать портфолио из одного-трёх реальных проектов уже во время учёбы. Помимо этого, они отрабатывают навыки прохождения собеседований и изучают нюансы оформления резюме вместе с карьерными консультантами.
Как EdTech-компании могут помочь своим студентам
Выходит, что компании в целом не имеют ничего против приёма на работу начинающих специалистов, но людей совсем без опыта они не хотят нанимать. Получается, в идеале специалистам нужно получить опыт работы ещё во время обучения. Могут ли EdTech-компании, для многих из которых IT-курсы стали визитной карточкой, помочь в этом своим студентам? Нам об этом рассказал директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox Сергей Попов.
Прежде всего он подчеркнул, что настоящий опыт работы и навыки, которые можно получить во время обучения, — это совсем разные вещи:
«Моё мнение такое: опыт, который можно дать человеку в рамках образовательного процесса, в любом случае не сопоставим с опытом работы. И если компания говорит, что в процессе обучения студент получает реальный опыт, — это неправда. Да, он получает реальные навыки, учится делать то, что нужно работодателю, но реальный опыт ты можешь получить только на работе».
Тем не менее EdTech-компании могут подготовить студентов к выходу на рынок труда: научить их решать задачи, которые в будущем перед специалистом будут ставить работодатели. «Первый и самый очевидный вариант — это давать людям нормальную работу во время обучения, то есть строить внутри образовательных организаций или при них реальные компании, которые занимаются дизайном, разработкой и тому подобным, брать туда заказы и выполнять их», — отметил Сергей. Однако, по его словам, таких проектов очень мало на рынке, поскольку их сложно масштабировать. То есть такой проект не сможет охватить всех, кто учится в крупной EdTech-компании. Второй вариант — это создавать для студентов возможности участвовать в проектах, например для каких-то брендов или благотворительных организаций. Но этот опыт тоже будет доступен не всем учащимся.
В Skillbox есть примеры таких проектов. Среди них — студия по разработке игр GameBox и видеомастерская, в которые могут попасть студенты и выпускники платформы. Участники этих проектов получают реальные оплачиваемые заказы.
Сергей подчеркнул, что нужно определиться с трактовкой понятия «без опыта». По его словам, опросы, проводимые Skillbox, показывают, что чаще всего под этим подразумевают две вещи. Первая — это то, что человек получил определённый набор навыков, но ещё не умеет с их помощью решать конкретные задачи, которые нужны бизнесу. А вторая — то, что айтишник без опыта пока не научился работать в команде: он не знает, какие ещё специалисты в ней есть, чем они занимаются и как с ними взаимодействовать.
Поэтому эксперт уверен, что задача любого образовательного продукта — научить студентов справляться именно с теми заданиями, которые они могут получить на работе, и применять навыки в зависимости от контекста задачи — например, в зависимости от того, кто стал заказчиком, а также объяснить, какие ещё специалисты могут работать над проектами, — чтобы студенты знали, как с ними сотрудничать.
Наконец, EdTech-компании могут совместно с работодателями организовывать практику для своих выпускников.
Кстати, в качестве ещё одного важного аспекта представители лидеров российского EdTech-рынка ранее назвали создание комьюнити для своих выпускников.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Студенты «Бауманки» создали виртуального преподавателя по программированию
- Профессиональные сообщества: как их организуют для обучения и развития сотрудников
- От джуна к мидлу: что изучать, как общаться, что важно понимать и как расти в зарплате
- Врать или нет в резюме джуну: большая дискуссия о волчистости, проблемах IT и честности
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                         
		 
                                     
                                     
                                     
                                    