EdTech Образование
#новости

Аналитики назвали навыки, которые нужны начинающим IT-специалистам для трудоустройства

А джуны рассказали, что чаще всего мешает получить работу.

Исследование провели школа программирования «Эльбрус Буткемп» и рекрутинговая платформа hh.ru. Они выяснили, готовы ли компании брать на работу IT-специалистов с опытом менее года и что думают сами джуны о перспективах своего трудоустройства. Выводы основаны на аналитических данных рынка вакансий за первый квартал 2024 года и на результатах опроса 900 junior-специалистов, которые на момент проведения исследования искали работу и проходили собеседования. Результаты есть у Skillbox Media.

Много ли вакансий для джунов

В первом квартале 2024-го на hh.ru было доступно более тысячи вакансий для junior-разработчиков. Чаще всего начинающих разработчиков искали небольшие компании — они разместили 292 вакансии. При этом число вакансий от крупного бизнеса и от микрокомпаний отличалось незначительно — 269 и 267 соответственно. Меньше всего вакансий для джунов разместили крупные корпорации (63) и представители среднего бизнеса (109).

Больше всего предложений для джунов опубликовали IT-компании — 904 вакансии от 379 работодателей. Далее следуют организации, предоставляющие различные услуги бизнесу, — 89 вакансий от 55 работодателей, а также компании из финансового сектора — 72 вакансии от 32 работодателей. Ещё 79 вакансий были размещены 44 компаниями, которые работают в сферах СМИ, маркетинга, рекламы, BTL, PR, дизайна и продюсирования.

Наиболее востребованными языками программирования оказались JavaScript (201 вакансия), Python (108), Java (85) и С# (84). Кроме того, в топе требуемых навыков оказалось владение программой Git (250 вакансий) и языком программирования SQL (203). За ними идут такие языки, как PHP, HTML, CSS, PostgreSQL, а также ООП. Они упоминались в 103–144 вакансиях в зависимости от конкретного навыка.

Какие сложности при трудоустройстве видят сами джуны

Почти половина опрошенных IT-специалистов (48%) достаточно быстро получили приглашение на первое собеседование: до этого они отправили не более 50 откликов на вакансии. Зависит ли этот показатель от подготовки соискателя, в исследовании не сообщается, но, по мнению самих опрошенных, для трудоустройства в IT далеко не всегда важно профильное техническое образование. Более важным 44% считают портфолио проектов, а 25% — технические навыки и soft skills. Некоторые респонденты отметили, что профильное образование играет важную роль, когда речь идёт о трудоустройстве в государственные учреждения.

Тем не менее джуны сталкиваются с рядом сложностей при устройстве на работу. Главная из них связана с отсутствием опыта работы — работодатели очень неохотно принимают соискателей без него. Об этом сказали 68% респондентов. О других проблемах участники опроса упоминали гораздо реже. Так, по 7–8% опрошенных заявили, что им мешало отсутствие навыков прохождения собеседований и технических интервью. В редких случаях (3%) проблемой стало волнение при участии в них.

Зная об этих сложностях, многие начинающие специалисты стараются наработать портфолио из одного-трёх реальных проектов уже во время учёбы. Помимо этого, они отрабатывают навыки прохождения собеседований и изучают нюансы оформления резюме вместе с карьерными консультантами.

Как EdTech-компании могут помочь своим студентам

Выходит, что компании в целом не имеют ничего против приёма на работу начинающих специалистов, но людей совсем без опыта они не хотят нанимать. Получается, в идеале специалистам нужно получить опыт работы ещё во время обучения. Могут ли EdTech-компании, для многих из которых IT-курсы стали визитной карточкой, помочь в этом своим студентам? Нам об этом рассказал директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox Сергей Попов.

Прежде всего он подчеркнул, что настоящий опыт работы и навыки, которые можно получить во время обучения, — это совсем разные вещи:

«Моё мнение такое: опыт, который можно дать человеку в рамках образовательного процесса, в любом случае не сопоставим с опытом работы. И если компания говорит, что в процессе обучения студент получает реальный опыт, — это неправда. Да, он получает реальные навыки, учится делать то, что нужно работодателю, но реальный опыт ты можешь получить только на работе».

Тем не менее EdTech-компании могут подготовить студентов к выходу на рынок труда: научить их решать задачи, которые в будущем перед специалистом будут ставить работодатели. «Первый и самый очевидный вариант — это давать людям нормальную работу во время обучения, то есть строить внутри образовательных организаций или при них реальные компании, которые занимаются дизайном, разработкой и тому подобным, брать туда заказы и выполнять их», — отметил Сергей. Однако, по его словам, таких проектов очень мало на рынке, поскольку их сложно масштабировать. То есть такой проект не сможет охватить всех, кто учится в крупной EdTech-компании. Второй вариант — это создавать для студентов возможности участвовать в проектах, например для каких-то брендов или благотворительных организаций. Но этот опыт тоже будет доступен не всем учащимся.

В Skillbox есть примеры таких проектов. Среди них — студия по разработке игр GameBox и видеомастерская, в которые могут попасть студенты и выпускники платформы. Участники этих проектов получают реальные оплачиваемые заказы.

Сергей подчеркнул, что нужно определиться с трактовкой понятия «без опыта». По его словам, опросы, проводимые Skillbox, показывают, что чаще всего под этим подразумевают две вещи. Первая — это то, что человек получил определённый набор навыков, но ещё не умеет с их помощью решать конкретные задачи, которые нужны бизнесу. А вторая — то, что айтишник без опыта пока не научился работать в команде: он не знает, какие ещё специалисты в ней есть, чем они занимаются и как с ними взаимодействовать.

Поэтому эксперт уверен, что задача любого образовательного продукта — научить студентов справляться именно с теми заданиями, которые они могут получить на работе, и применять навыки в зависимости от контекста задачи — например, в зависимости от того, кто стал заказчиком, а также объяснить, какие ещё специалисты могут работать над проектами, — чтобы студенты знали, как с ними сотрудничать.

Наконец, EdTech-компании могут совместно с работодателями организовывать практику для своих выпускников.

Кстати, в качестве ещё одного важного аспекта представители лидеров российского EdTech-рынка ранее назвали создание комьюнити для своих выпускников.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована