5 способов обучать профессии, ориентируясь на рынок труда: подходы в EdTech
Представители индустрии рассказали на ММСО, как приближают скиллсет выпускников курсов к тому, чего хотят работодатели.


Иллюстрация: Wigan6 / Freepik / Pngwing / Colowgee для Skillbox Media
На курсы, обучающие профессиям, студенты поступают чаще всего ради того, чтобы найти работу по этой профессии. Бывают и другие цели, но эта преобладает. В связи с этим разработчикам курсов важно сделать так, чтобы их выпускники смогли успешно трудоустроиться. Как этого добиться?
О своих подходах к этой задаче 5 марта рассказали представители крупнейших EdTech-компаний России во время дискуссии «„Доверяй или проверяй?": доказательный подход в дополнительном профессиональном образовании» на Московском международном Салоне образования (ММСО-2025).
Исследования рынка труда
Все участники дискуссии отметили, что важнейший ориентир при разработке образовательных программ в EdTech — исследования рынка труда. Методы их проведения в разных компаниях в чём-то похожи, а в чём-то различаются.
В Skypro, по словам менеджера образовательных продуктов Анны Павловой, проводят как количественные (на каких специалистов сейчас спрос на рынке труда, какова его динамика), так и качественные исследования. Сначала анализируют размещённые на hh.ru и других рекрутинговых платформах вакансии, а потом, чтобы глубже разобраться в ожиданиях работодателей, консультируются с экспертами в соответствующей профессиональной области — реальными нанимающими менеджерами. Важно, чтобы это был не один эксперт, а несколько, из разных компаний — тогда получится широкий объективный срез, а не картина, характерная лишь для одного работодателя.
В результате составляют образ результата обучения — Job Market Fit, или скиллсет специалиста, которого будут готовы принять на работу.
Но, по сути, это всё равно даёт лишь гипотезу, и нужно ещё проверить, а точно ли рынок нуждается именно в таком скиллсете. Проверять по окончании обучения, по итогам трудоустройства выпускников, то есть примерно через год — слишком долгий путь. Поэтому в компании используют альтернативные подходы.
Проверить гипотезу побыстрее можно, например, благодаря запуску буткемпов — очень интенсивным программам. Из-за интенсивного темпа занятий срок обучения на них значительно короче, чем на обычных курсах, и благодаря этому можно быстрее удостовериться, что нужно рынку и с какими сложностями сталкиваются выпускники при трудоустройстве.
В обычном длительном курсе гипотезы можно проверить быстрее, если подключить центр карьеры не в конце обучения, а раньше, когда у учащихся уже сформирован самый базовый набор навыков для трудоустройства и для первых откликов на вакансии по новой профессии.
В Skypro студенты видят в личном кабинете на платформе наряду с учебным прогрессом и заданиями информацию о своих откликах и ответы от работодателей. Откликаясь на вакансии, они тем самым «тестируют» себя на рынке труда, а разработчики курса, собирая информацию об этом, могут проверить свои гипотезы о скиллсете.

В Karpov.courses, по словам менеджера карьерного центра Натальи Зайцевой, тоже собирают статистику рынка труда на основе парсинга вакансий, а также ведут банк резюме студентов, анализируют их отклики и фидбэк работодателей. Кроме того, исследуют факторы, которые влияют на отбор специалистов в сфере Data Science (это профильное направление Karpov.courses). Благодаря этому обновляют Job Market Fit.
А в Skillbox, как рассказал директор образовательного продукта Сергей Попов, не считают вакансии на рекрутинговых платформах надёжным источником информации о навыках, которые нужны соискателям на рынке труда. Связано это с тем, что содержание вакансий, как правило, не раскрывает истинный запрос работодателя — рекрутеры зачастую попросту копируют тексты вакансий, не особенно вникая в действительно нужные скиллы.
Поэтому в Skillbox предпочитают проводить глубокие кастдевы и большие, двух-трёхмесячные исследования с представителями рынка, выясняя, какие рабочие задачи пришлось бы решать в конкретных компаниях джуну (например, дизайнеру), если бы компания завтра собиралась его нанимать.
Причём Сергей Попов убеждён, что отталкиваться в таком исследовании нужно именно от рабочих задач, которые предстоит выполнять специалисту, а уже задачи раскладывать на навыки, необходимые для их выполнения (например, каким набором инструментов должен уметь пользоваться специалист, чтобы решить стоящую перед ним задачу).
Возможно ли благодаря исследованиям рынка создать программу, на сто процентов соответствующую его реалиям? Это всё равно вряд ли выполнимая задача по очевидной причине: конкретно в сфере IT-профессий всё очень быстро меняется. Допустим, студенты, которые сейчас пойдут на годовую программу по Python-разработке, выпустятся с уже частично устаревшими знаниями, потому что за год, пока они будут учиться, для питонистов точно что-то изменится.
«Поэтому образовательные программы должны опережать время, смотреть в будущее», — говорит Сергей Попов.
Но готового рецепта, как этого добиться, конечно, нет ни у кого: невозможно предсказать, как будут развиваться технологии и что ещё может произойти. Поэтому большое значение имеют различные дополнительные возможности, которые можно предоставить выпускникам, чтобы добрать в более краткосрочном режиме обновлённых знаний и навыков.
Участие в курсе профессионалов-практиков из индустрии
Школы, обучающие профессиям, стараются привлекать в качестве тематических экспертов и преподавателей курсов опытных практиков из соответствующей профессиональной сферы — кому же, как не им, знать, чему нужно учить новичков в профессии.
Академический директор Universal University Марина Харахордина отметила, что на программах холдинга ищут в преподаватели только лучших экспертов-практиков и готовы ради их участия подстраиваться под их занятость. Наталья Зайцева подчеркнула, что в создании учебных программ karpov.courses участвуют практики — и в качестве хедлайнеров выступают представители таких крупнейших IT-компаний, как VK, «Яндекс», AliExpress и другие.
Сергей Попов, не оспаривая идею о пользе преподавания на курсах профильных опытных специалистов, предупредил об опасности той ситуации, когда массовый курс, обучающий профессии, полностью основан на знаниях и опыте одного конкретного специалиста.
Дело в том, что в таком случае получается не универсальный курс, а ориентированный на особенности и нужды конкретной компании. Классный эксперт, проработавший лет десять в одном бигтехе, создаст программу, готовящую специалистов под реалии именно этого бигтеха. Но если эта компания в данный момент не нуждается в большом количестве джунов, то куда идти выпускникам курса с таким специальным набором навыков?
Поэтому в Skillbox таких программ с одним автором не делают. Зато авторские курсы, по мнению Сергея, могут быть очень хороши для повышения квалификации. Например, если начинающий IT-специалист, проработавший пару лет, хочет дорасти до руководителя, ему может быть полезен курс, в котором эксперт делится личным опытом подобного роста.
Внедрение реальной практики в программу курса
Чтобы развить у студентов курса необходимые для работы навыки, в образовательный процесс нужно интегрировать практику из реальных рабочих задач и погрузить в настоящую рабочую среду. К этому стремятся все представители профессионального образования.

В Skillbox выстраивают образовательные программы в том числе по модели 4С/ID, которая представляет собой проектирование от рабочих задач. Для этого изучают задачи, стоящие перед джунами в реальных компаниях.
Сергей Попов пояснил суть этого подхода так: все навыки и все знания, которые даются на курсе, как бы подкрепляют информацию к практике, а не наоборот. То есть вся программа целиком строится на практических рабочих задачах. По мнению Сергея, это помогает нивелировать разрыв между умениями джуниоров и требованиями работодателей. Человек привыкает, что сначала надо понять задачу, а потом вникнуть в необходимую для её решения информацию. На работе потом будет так же: перед ним поставят задачи, и нужно будет самостоятельно разобраться, как с ними справиться.
Все представители индустрии стараются включать в обучение не просто похожие на аутентичные, а настоящие рабочие задачи партнёров бизнеса. Так, Наталья Зайцева рассказала, что в программы Karpov.courses включают упражнения и проекты, основанные на чьих-то реальных запросах. А студентам, которые хотят попрактиковаться ещё больше и развивать свои навыки активнее, предлагают специальные симуляторы. Это короткие интенсивы, в которых имитируется работа в настоящей инфраструктуре. Например, симулятор для аналитика данных даёт возможность получить опыт с полным стеком технологий для анализа данных.
В Universal University, по словам Марины Харахординой, всё обучение выстраивают на реальных брифах реальных компаний. Например, проектируя программу для дизайнеров интерьера, находят компании, у которых есть потребность в интерьерном дизайн-проекте, и просят предоставить бриф для него. После этого студенты взаимодействуют непосредственно с представителями этой компании — задают уточняющие вопросы и затем презентуют им результаты. Словом, работают как с настоящим заказчиком.
«Благодаря тому, что в каждой программе есть несколько таких брифов от реальных заказчиков, студенты к концу обучения уже готовы выходить на работу. Иногда бывает так, что студенты презентуют свои работы заказчикам, и те говорят: „Слушайте, как классно! Может быть, вы пойдёте к нам это реализовывать?“ И они начинают делать это параллельно с процессом обучения», — рассказала Марина.
Работа центров карьеры
Центры карьеры сейчас есть в любой крупной организации профессионального образования. Работают они по такому принципу: собирают свою базу заявок работодателей на джунов и помогают студентам и выпускникам трудоустроиться, а также адаптировать резюме и портфолио.
«Я, например, всех призываю никогда не пытаться искать джунов на рынке. Это абсолютно бесполезное занятие. Идите в любой EdTech. Вам дадут просеянных, готовых, понятных джунов. Выложите резюме на HeadHunter, вы получите тысячу откликов на вакансию тестировщика за 15 минут. Придите в конкретный EdTech, где обучают тестировщиков, и вам дадут десять нормальных крепких джунов, из которых можно выбирать», — пояснил Сергей Попов.
Кроме того, школы, обучающие профессиям, обычно запускают в помощь студентам бесплатные карьерные курсы, которые дают понимание, как устроен рынок труда, как на нём ориентироваться и выстраивать стратегию поиска. Об этом упомянула, в частности, Наталья Зайцева. Также они организуют практики и стажировки в компаниях-партнёрах.
Прочие окна в индустрию
Кроме сотрудничества через центры карьеры и встраивания реальных практических задач в программы курсов, образовательные компании ищут и другие форматы взаимодействия с представителями реальных индустрий, в которых выпускникам предстоит работать.
Так, в Karpov.courses, например, тестируя продуктовые гипотезы, недавно запустили курс с целевым оффером. Суть в том, что студенту предоставляется возможность не только пройти обучение, но и попробовать на конкурсной основе попасть на работу в конкретную компанию.
В Universal University организуют защиту дипломных работ выпускников как масштабное мероприятие, на которое всегда приглашают представителей индустрии (не только тех, кто предоставлял свои брифы для учебной программы). Это позволяет заинтересовать выпускниками потенциальных работодателей.
В Skillbox в качестве одной из множества дополнительных возможностей для студентов Сергей Попов привёл в пример Gamebox — собственную игровую студию, в которую могут попасть выпускники образовательных программ по геймдеву. Там они получают реальные оплачиваемые заказы на разработки.
Читайте также:
- Как избавиться от «проклятия джунов»? И есть ли эта проблема на самом деле?
- Пора переучивать программистов на таксистов? Эксперты обсудили тренды российского EdTech
- Опрос показал, как в проектах онлайн-образования оценивают качество обучения
- Российские EdTech-компании разработали кодекс для саморегуляции отрасли