Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

«Звёздная ночь» Ван Гога: в надежде на исцеление

Разбираемся, как и в какой период писал художник эту знаменитую картину, — с помощью его писем брату Тео.

Изображение: картина Винсента ван Гога «Звёздная ночь» / The Museum of Modern Art

Ван Гог в звёздной ночи

Май 1889 года. Юг Франции, городок Сен-Реми. Ван Гог прибыл в лечебницу монастыря Сен-Поль-де-Мозоль. За несколько месяцев до этого художник пережил сильнейший эпилептический припадок, которому предшествовала ссора с Полем Гогеном.

Больница Сен-Поль-де-Мозоль
Фото: EmDee / Wikimedia Commons

В Сен-Реми он надеялся поправиться или — хотя бы — избежать таких же сильных приступов. Отсюда, как и из других мест, художник пишет брату Тео — самому близкому человеку, который фактически обеспечивает его в последние годы: покупает холсты, краски, книги. Тео оплачивает и содержание Винсента в больнице.

В лечебнице у Ван Гога своя комната. Она бедно обставлена: есть только кровать, стул, небольшой комод и мольберт у решётчатого окна с занавесками.

Эти занавеси — наверное, дар какого-нибудь несчастного богатого покойного пациента — очень хороши. Того же происхождения, видимо, и старое кресло, обитое пёстрой тканью à la Диаз или à la Монтичелли: коричневое, красное, розовое, белое, кремовое, чёрное, незабудковое и бутылочно-зелёное. За окном, забранным решёткой, видно обнесённое стеной пшеничное поле — пейзаж в духе ван Гойена, над которым по утрам во всем своём блеске восходит солнце.

Комната Ван Гога в больнице Сен-Поль-де-Мозоль
Фото: Saint Rémy de Provence Tourisme / Wikimedia Commons

Забота врачей идёт Винсенту на пользу. Если изначально разговор шёл о том, что художнику из-за его состояния не разрешат работать и покидать стены монастыря, то по приезде любезный директор лечебницы доктор Пейрон не только выделил ему отдельную комнату под мастерскую, но и разрешил работать в окрестностях больницы.

Кроме того, поскольку здесь пустует более тридцати комнат, у меня есть ещё одна комната для работы.

Май Ван Гог проводит в депрессивном состоянии, ничего не пишет, но и не жалуется на больницу, а наоборот, отмечает, что «ещё ни разу не появилось желание уехать отсюда». Но уже спустя месяц скромная еда, отказ от курения и ежедневные двухчасовые ванны приводят художника в сосредоточенное и спокойное состояние, и он начинает работать. В июне Винсент пишет брату:

Сегодня утром, задолго до восхода, я любовался полями при свете утренней звезды, казавшейся очень большой.

С этого и началась работа над знаменитой «Звёздной ночью».

«Звёздная ночь» в Ван Гоге

Ван Гог увидел сцену будущей картины ночью, но, конечно же, работал над полотном в несколько сеансов в течение следующего дня. Художник писал на холсте размером 73,7 × 92,1 см масляными красками.

Ван Гог накладывает краски не осторожными мазками, как это делали Клод Моне или Камиль Писсарро, не точками, как его страстно любимый пуантилист Жорж Сёра, а длинными изогнутыми линиями, рядами, чтобы их непроизвольно смешивал глаз зрителя.

«Звёздная ночь» Винсента Ван Гога, 1889 год
Изображение: The Museum of Modern Art

Белый, голубой и синий цвета словно танцуют, изображая мистраль — холодный северо-западный ветер, о котором Ван Гог часто писал Тео, в том числе в письме от 9 июня:

Я всё ещё не пришел в себя после прошлой недели — работа так вымотала меня, что я до сих пор не в силах за что-нибудь взяться; к тому же мистраль сегодня особенно неистовствует, взметая целые тучи пыли — деревья белы от неё снизу доверху.

Ветер заворачивается среди звёзд так, что напоминает спиралевидную галактику, а от звёзд идёт ровный свет — это создаёт ощущение гармонии между космосом и земной природой. Зритель видит сказочное небо, которое словно покрыто огоньками из детской спальни.

Самое яркое цветовое пятно на полотне (находится снизу) — Венера. Астроном Чарльз Аллен Уитни в 1986 году установил, что в 1889-м в начале июня Венера находилась на пределе своей яркости и была видна из Прованса невооруженным глазом. Именно Венеру Ван Гог называл «большой утренней звездой».

«Звёздная ночь» Винсента Ван Гога, 1889 год
Изображение: The Museum of Modern Art

Поскольку комната Ван Гога сохранилась до наших дней, искусствоведы смогли установить, что изображённый на картине городок Сен-Реми художник не мог видеть из своего окна, а значит добавил его вид с другой позиции. Кипарис же просматривался, но был значительно дальше, то есть Винсент намеренно поставил его на первый план, чтобы он казался крупнее и играл большую роль в пейзаже — соединял землю и небо.

Шпиль церкви по своей форме не характерен для Франции, но типичен для Голландии, что наводит специалистов на мысль, что Ван Гог не только изменил расположение объектов, но и добавил в него фрагменты детских воспоминаний.

«Звёздная ночь» Винсента Ван Гога, 1889 год
Изображение: The Museum of Modern Art

«Звёздная ночь» — не единственная картина Ван Гога с ночным пейзажем, очень известны «Звёздная ночь над Роной» и «Ночная терраса кафе» 1888 года, но во времена пребывания в Сен-Реми Ван Гог уже не считал их такими удачными:

Эти две картины создают цветовой контраст, который, может быть, побудит других заняться ночными эффектами с большим успехом, чем удалось мне.

«Звёздная ночь над Роной»
Изображение: Musée d’Orsay
«Ночная терраса кафе»
Изображение: Kröller-Müller Museum

«Звёздная ночь» была единственной ночной картиной последнего творческого этапа Ван Гога и единственной ночной картиной, которую он написал днём. Возможно, она точнее всего иллюстрирует его слова о магии ночи, которую он всегда пытался передать с помощью контрастов:

Я часто думаю, что ночь более оживлённа и более богата красками, чем день.

«Звёздная ночь» за пределами Ван Гога

Надежды на исцеление не оправдались: Ван Гог, находясь в лечебнице, перенёс ещё несколько приступов. В июле 1890 года он умер от последствий попытки самоубийства. Тео скончался через полгода — в возрасте 33 лет. «Звёздная ночь» несколько раз меняла владельцев, пока в 1941 году не попала в Метрополитен-музей.

Последнее письмо Ван Гога к Тео так и не было отправлено — оно было при художнике в день его смерти.

В сущности, говорить за нас должны наши полотна.

Письма цитируются по книге «Ван Гог. Письма» от издательства «Искусство» (1966 год).

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована