Узнать за 60 секунд: 15 российских архитекторов
Кто проектировал знаковые здания в столицах.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Когда гуляешь по Москве или Петербургу, кажется, что эти знакомые дворцы и театры просто возникли сами собой. Но у всех есть авторы, и нередко это знаменитые зодчие, которые создавали облик главных российских городов.
Познакомим с пятнадцатью архитекторами из эпох от Елизаветы Петровны до Сталина, приложившими руку (и сердце) к зданиям, на которые вы наверняка заглядывались, и покажем их лучшие работы. И подскажем, как очень быстро определять, кто автор здания!
Теперь, прогуливаясь по городу с друзьями, можно остановиться на минутку-другую и с умным видом заметить: «Видите эту идеальную симметрию? Это Росси».
Собирали «лицо» Петербурга
1. Бартоломео Растрелли — архитектор «королевских тортов»
Растрелли — сын обрусевшего итальянца, который превратил Петербург в парадный город империи. Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь — всё это его работа. В них барочная пышность, золото, лепнина и колонны: здания как торты с розочками из крема.
Как узнать: если здание выглядит так, будто в нём завтра свадьба принцессы, это Франческо Бартоломео Растрелли.

Фото: Бернард Кокс / Коллекции Королевского института британских архитекторов / Google Arts and Culture

Фото: Ojimorena / iStock

Фото: Afonskaya / iStock
2. Карл Росси — перфекционист с линейкой
Карло ди Джованни (а точнее, Карл Иванович) Росси — главный любитель симметрии в Петербурге: он автор Александринского театра, ансамблей Сената и Синода. Триумф его архитектурной математики — улица Зодчего Росси, где всего два здания, чья высота 22 метра; ширина улицы — 22 метра, а длина улицы — 220 метров. Настоящая ода уравнениям!
Как узнать: увидели улицу или площадь, будто прочерченную циркулем, — это Карл Иванович Росси.

Фото: romanevgenev / iStock

Фото: Teddy fox78 / Wikimedia Commons

Фото: Natalia Kirsanova / iStock
3. Жан-Батист Валлен-Деламот — гуру французского канона
Этот француз, который был на придворной службе у Екатерины Великой и руководил Императорской Академией художеств, познакомил Петербург с классицизмом и потому считается основоположником русской классицистской школы. Его работы строги и изящны: это собственно Академия художеств, Большой Гостиный двор и дворцы высшей аристократии.
Как узнать: колонны на фасадах, простые геометрические формы и ощущение, будто у зданий гордо приподнят подбородок, — это Деламот.

Фото: eugenesergeev / iStock

Фото: Ninaras / Wikimedia Commons

Фото: «Культура.рф»
Создавали символы национальной идентичности
4. Матвей Казаков — строгий с русскою душою
Он был подчинённым и коллегой Василия Баженова (поначалу любимого архитектора Екатерины II, который впал в немилость) и взял от него любовь и к классицизму, и к псевдоготике. Был архитектором Сената в Кремле, Голицынской больницы и многих усадеб Москвы. Его стиль — европейский, но с некоторым домашним характером: Казаков никогда не был за границей.
Как узнать: величественно строго и в то же время по-доброму нарядно — это Казаков.

Фото: Российский детский фонд

Фото: Администрация Президента России / Wikimedia Commons

Фото: WM wm WM / Wikimedia Commons
5. Осип Бове — тот, кто собрал Москву заново
После пожара 1812 года именно Осип Иванович Бове придал столице гармоничный облик, который узнаваем во всём мире. Александровский сад, реконструкция Красной площади и Большой театр — его заслуги.
Как узнать: если здание выглядит монументально и так, будто оно может предотвратить любую беду, — это Бове.

Фото: «Культура.рф»

Фото: leoaleks / iStock

Фото: mos.ru
6. Константин Тон — авторитет кремлёвской мощи
Автор «большого русского стиля»: Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца. Его здания напоминают о величии Византии и внушают уважение на подлёте.
Как узнать: если постройка выглядит эпично и «по-царски» — это Тон.

Фото: Noel Castley-Wright / iStock

Фото: Союз фотохудожников России / История России в фотографиях

Фото: mos.ru
Работали с элитой политической, экономической и интеллектуальной
7. Владимир Шервуд — эксперт в русской эклектике
Владимир Осипович Шервуд изначально был скорее скульптуром и живописцем, писал портреты важных деятелей империи и пейзажи. Его архитектурные достижения — Исторический музей на Красной площади и часовня-памятник героям Плевны на Китай-городе.
Как узнать: если объект кажется уж слишком русским — это Шервуд.

Фото: Markus Bernet / Wikimedia Commons

Фото: VvoeVale / iStock
8. Андрей Штакеншнейдер — мастер любого à la
Архитектор проектировал дворцы для членов императорской семьи и самой верхушки аристократии. Делал это «во вкусе»: в стиле неоренессанса, необарокко, в греческом, в южноитальянском, в ампирном, в мавританском — как закажут. Мариинский дворец и загородные резиденции на Крестовском острове — богато, но без показной пышности.
Как узнать: в названии здания аристократическая фамилия, в отделке тысячи деталей, а выглядит оно как заграничное? Это Штакеншнейдер.

Фото: ᴀɴᴅʏ ᴏɴᴇ / Wikimedia Commons

Фото: Vladislav Zolotov / iStock

Фото: Екатерина Борисова / Wikimedia Commons
9. Александр Померанцев — сторонник грандиозности
Его главное детище — Верхние торговые ряды на Красной площади, ставшие ГУМом. В 1896 году мы бы ещё могли увидеть другой его праздничный проект: он создал генплан и основные павильоны Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде — Главный, Среднеазиатский, Машинный, Искусств, которые по окончании выставки были демонтированы. Также Александр Никанорович Померанцев был архитектором множества нарядных храмов, общественных зданий и частных особняков в стиле модерна, неовизантийства и русской эклектики.
Как узнать: если здание внешне настолько праздничное, что похоже на аттракцион, — это Померанцев.

Фото: Aleksei Semichkov / iStock

Фото: Vyacheslav Argenberg / Wikimedia Commons

Фото: mos.ru

Читайте также:
Имели дело с идеологией в эпоху перемен
10. Алексей Щусев — мастер перевоплощений
Алексей Викторович Щусев плодотворно поработал во всех трёх эпохальных стилях первой половины XX века: модерне, конструктивизме и сталинском классицизме. Пример первого — Казанский вокзал с восточными орнаментами, второго — жилой дом артистов МХАТ и здание Наркомзема, третий — гостиница «Москва» (снесённая в 2004 году) и Большой дом на Лубянке. Также был директором Третьяковки, основал Музей архитектуры и спроектировал станцию метро «Комсомольская»-кольцевая: Щусев был определённо и творчески велик, и политически удачлив.
Как узнать: если здание доминирует в ландшафте, это Щусев.

Фото: vladj55 / iStock

Фото: Adományozó / Nagy Gyula / Fortepan / Wikimedia Commons

Фото: Ludvig14 / Wikimedia Commons

Читайте также:
11. Борис Иофан — визуализатор великих Советов
Борис Михайлович Иофан — известнейший представитель сталинской архитектуры. Он соединил Рим, классицизм, экспрессию, монументальность и конструктивизм: спроектировал Дом на набережной, павильоны СССР для Всемирной выставки в Париже и в Нью-Йорке, грандиозный Дворец Советов (его так и не построили).
Как узнать: если здание давит величием и внушает «вот это мощь!» — это Иофан.

Фото: Ludvig14 / Wikimedia Commons

Фото: Florstein / Wikimedia Commons

Фото: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Читайте также:
12. Иван Жолтовский — «папа Римский»
Иван Владиславович Жолтовский — автор советского ренессанса. С одной стороны, разрабатывал идеологические аспекты архитектуры Страны Советов, с другой — умел и любил ввести в советскую архитектуру итальянский шарм Позднего Возрождения. Спроектировал генплан ВДНХ и города Сочи, а его дома на Смоленской площади, Ленинском проспекте и Моховой — яркие примеры строгих и уверенных архитектурных новелл о благородстве и величии.
Как узнать: если дом советский, но кажется, что в нём живут венецианские дожи и римские патриции, — это Жолтовский.

Фото: A.Savin / Wikimedia Commons

Фото: NVO / Wikimedia Commons

Фото: A.Savin / Wikimedia Commons
Давали авангард
13. Лазарь Хидекель — фантаст, но при Сталине
Супрематист-архитектор, ученик и помощник Малевича в его экспериментах с планированием пространств, коллега Эль Лисицкого. Лазарь Маркович Хидекель разработал проекты истинно фантастичных «летающих городов», а строил дома в стиле, который позже назвали ленинградским авангардом.
Как узнать: если в архитектуре и декоре здания множество вытянутых прямоугольников — это Хидекель.

Изображение: Lazar Khidekel Society / Google Arts and Culture

Фото: Екатерина Борисова / Wikimedia Commons

Фото: Киберпанкмастдай / Citywalls
14. Моисей Гинзбург — конструктивист и типизатор
Гинзбург — инноватор 1920-х и 1930-х: в своих проектах продвигал всё рациональное, функциональное, утилитарное, полезное и конструктивное. Работал с задачами «социалистического расселения», предполагавшего возведение домов-коммун и другие эксперименты с жильём и бытом нового советского гражданина. Благодаря Моисею Яковлевичу Гинзбургу и его мастерской появились стандартные типы квартир и жилых ячеек.
Как узнать: если дом не слишком похож на жилой и кажется даже простым — это Гинзбург.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru
15. Константин Мельников — архитектор гаражей
Один из самых популярных за рубежом русских архитекторов. Он учился у «классиков» Жолтовского и Щусева, а создал собственную авангардную архитектуру экспериментальных форм, где не было повторений никаких исторических стилей, и даже дистанцировался от современников-конструктивистов. У Константина Мельникова всё было концептуальное — от собственного дома до автобусных гаражей и фабричных домов культуры.
Как узнать: если в здании есть что-то вольное, странное и крупное — это Мельников.

Фото: Ludvig14 / Wikimedia Commons

Фото: NVO / Wikimedia Commons

Фото: Paulkuz / Sergei Arssenev / Wikimedia Commons
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!