Дизайн, которого не было: Дворец Советов
Как выглядела советская мечта о победившем коммунизме.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/de6/de6a94a834d802424f7a494e8ed580b3/3d6e6c50aa8a4022a20737d0d3d137d9.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/de6/de6a94a834d802424f7a494e8ed580b3/3d6e6c50aa8a4022a20737d0d3d137d9.jpg)
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В рубрике «Дизайн, которого не было» мы рассказываем о крутых и важных — но нереализованных — проектах. В этом материале вы узнаете о Дворце Советов — грандиозном проекте советской эпохи.
Что за проект
В начале 1930-х партийные руководители СССР решили построить в Москве Дворец Советов — место, где проходили бы собрания, съезды и другие мероприятия. Он должен был стать уникальным архитектурным объектом — причём не только в Союзе, но и во всём мире.
Партия объявила конкурс среди архитекторов. Основные требования: здание с двумя залами — большим для проведения съездов и многотысячных шествий, а также малым для собраний и театральных представлений; облик должен отражать расцвет и триумф коммунизма — быть эффектным, величественным, современным.
Расположить Дворец Советов планировалось в Москве на улице Волхонке, на месте храма Христа Спасителя. Здание должно было стать архитектурной доминантой столицы и быть заметным из любой точки города. В 1931 году конкурс на лучший проект только стартовал, а место под будущий дворец уже начали готовить — храм взорвали, освободив площадь под строительство.
Конкурс проходил в несколько этапов, участие в нём приняли более сотни архитекторов и бюро, в том числе иностранных. Проект Дворца Советов представили даже Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье — в то время уже мастера с мировой славой. Победил проект советского архитектора Бориса Иофана.
![](/upload/setka_images/14534828022024_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Читайте также:
![](/upload/setka_images/14514728022024_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
Изображение: Wikimedia Commons
Каким должен был стать Дворец Советов
Дворец Советов высотой 415 метров мог стать одним из самых высоких сооружений в мире — наряду с Эмпайр-стейт-билдинг и Эйфелевой башней. На высоком основании, окружённом колоннадой, должны были возвести башню из пяти цилиндрических ярусов разного диаметра. На вершине планировалось установить стометровую статую Владимира Ленина — огромная фигура вождя должна была стоять на многоярусном дворце как на постаменте.
Проект был выполнен в стиле сталинского ампира. В работе над ним также участвовали другие архитекторы и мастера. Например, конструкцию башни разрабатывали Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, а статую Ленина — скульптор Сергей Меркуров.
Большой зал на 21 тысячу зрителей был спроектирован в форме амфитеатра с огромным куполом. Малый зал был рассчитан на 5–6 тысяч человек. Проект также включал зал Сталинской Конституции, зал Героики Гражданской войны, Героики строительства социализма, кабинеты.
![](/upload/setka_images/14514728022024_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
Изображение: Борис Иофан / MutualArt
Снаружи дворец планировали облицевать шлифованным гранитом светлых тонов, а внутреннюю отделку сделать с помощью фресок, витражей, мозаики. Интерьер и экстерьер собирались оформить орнаментами из дерева, камня, металлопластика, барельефами и художественной росписью. Внутри и снаружи здание должны были украшать сотни памятников, бюстов, скульптурных групп.
![](/upload/setka_images/14514728022024_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Изображение: «Архитектура Дворца Советов. Материалы V пленума правления Союза советских архитекторов СССР», 1939 г. / издательство Академии архитектуры СССР
Архитекторы предусмотрели не только эстетику, но и функциональность. В огромном здании должны были оборудовать около 140 входных зон, 30 тысяч автоматических кабин гардероба, десятки эскалаторов и лифтов — бесшумных и скоростных, чтобы быстро передвигаться по стоэтажному зданию. Достичь верхнего этажа у подножия статуи на лифте можно было бы за три минуты.
Почему проект так и не реализовали
В начале 1930-х дворец уже начали строить — над ним работали тысячи людей. С 1932 по 1939 год на месте храма вырыли котлован, заложили бетонный фундамент, который бы выдержал сооружение весом 1,5 млн тонн, начали устанавливать стальные опоры и построили часть корпуса высотой с десятиэтажный дом.
Однако с началом Второй мировой стройку заморозили, команду инженеров и архитекторов эвакуировали в Свердловск. Затем стальные конструкции демонтировали, из них делали противотанковые ежи и мосты на железных дорогах. Проект отложили до лучших времён.
Советское руководство вернулось к идее дворца в середине 1950-х, после смерти Иосифа Сталина. Однако в послевоенной стране при правлении Никиты Хрущёва столь масштабный проект раскритиковали за излишества, поэтому команда архитекторов подготовила новый вариант. Высоту дворца уменьшили до 270 метров, значительно сократились площадь здания и вместимость главных помещений — Большого и Малого залов.
Однако даже в таком виде проект не утвердили. На месте котлована, подготовленного для сооружения дворца, сделали открытый зимний бассейн «Москва» — он работал до начала 1990-х. Затем бассейн демонтировали, а на участке возвели храм Христа Спасителя.
![](/upload/setka_images/14514728022024_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Где можно встретить изображение Дворца Советов
Несостоявшийся символ победившего коммунизма всё же произвёл эффект: упоминание или образ Дворца Советов можно встретить в архитектурных проектах, книгах, фильмах и даже играх. Например, в игре Crisis in the Kremlin (2017) пользователь может сам построить дворец.
![](/upload/setka_images/14514828022024_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Фото: Лисицын Сергей / Wikimedia Commons
В фильме «Шпион» 2012 года, где действия разворачиваются в 1941-м, показана процветающая Москва. Создатели кино решили преобразить город, вписав в панорамные кадры «достроенный» Дворец Советов.
Мечту о Дворце Советов воплотил в новом фильме «Мастер и Маргарита» (2023) режиссёр Михаил Локшин. В кино Маргарита пролетает мимо здания в центре футуристичной и одновременно мистической Москвы.
![](/upload/setka_images/14514828022024_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
Изображение: Арина Грабовская / ArtStation / «Атмосфера кино»
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!