Дизайн
#статьи

Дизайн, которого не было: города Кисё Курокавы

Пять удивительных проектов японского архитектора, которые так и не были реализованы.

Иллюстрация: издательство Studio Vista / Centre Pompidou / кадр фильм «Kisho Kurokawa: From Metabolism to Symbiosis» / Аня Макарова для Skillbox Media

В рубрике «Дизайн, которого не было» мы рассказываем о крутых и важных — но нереализованных — проектах. В этом материале вы узнаете о городах Кисё Курокавы, жить в которых для многих было бы мечтой.

В 1950-е годы, после войны, Япония отстраивала разрушенные города, и население страны бурно росло — многим людям не хватало жилья. Реконструкцию поначалу проводили под влиянием Международного конгресса современной архитектуры. По рекомендациям этого конгресса жилые кварталы, промышленные зоны, развлекательные районы и транспортную инфраструктуру следовало чётко разделять по разным частям города.

К концу десятилетия некоторым японским архитекторам стало понятно, что людям так жить неудобно, и уже в 1960 году на Всемирной конференции по дизайну в Токио группа новаторов представила манифест под названием «Метаболизм: предложения о новом урбанизме». Так зародилось футуристичное направление в японской архитектуре, наследие которого до сих пор волнует многих архитекторов.

Самой яркой фигурой движения стал молодой и талантливый Кисё Курокава, которому на тот момент было всего 26 лет. Его капсульная башня «Накагин» — визитная карточка японского метаболизма, но скоро мы её потеряем — снос здания начался в апреле 2022 года.

Подробнее о Кисё Курокаве

Кисё Курокава

Кисё Курокава родился 8 апреля 1934 года. Его детство пришлось на тяжёлое военное время, но в молодости он стал свидетелем японского «экономического чуда», которое и сформировало его визионерское мышление. Курокава получил отличное образование: он изучал архитектуру в Киотском и Токийском университетах, а его наставником был знаменитый архитектор Кэндзо Танге. Уже в 1962 году Курокава основал архитектурное бюро.

Курокава считал, что современные архитекторы и урбанисты в своих проектах должны смотреть далеко в будущее, так как мир будет ускоряться с каждым десятилетием, а значит — потребности жителей городов будут постоянно меняться. Чтобы быстро стареющие города перестали быть клетками для людей, он предлагал смотреть на них не как на «механизмы», а как на «живые организмы», которые «питаются», растут и развиваются по своим законам. Это идеи, которые станут основой метаболизма.

У Курокавы были проекты, которые так и остались на бумаге или в виде макета. Расскажем о пяти его замыслах — и спустя 60 лет они поражают воображение.

Сельскохозяйственный город (1960)

Макет Сельскохозяйственного города (вид сбоку)
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

В 1959 году Кисё Курокава стал свидетелем тайфуна в заливе Исэ, и этот опыт вдохновил его на создание проекта Сельскохозяйственного города, который был бы самодостаточен и устойчив к стихийным бедствиям.

Схему архитектор охарактеризовал так: улицы — это структура, здания — подструктура. Курокава вдохновлялся примером Киото, где нет площадей, а только сетка улиц из череды домов.

Архитектор разработал решётчатую мегаструктуру из бетонных плит на четырёхметровых сваях. По широким улицам должны были проходить дороги и монорельсы, под ними — инженерные коммуникации от водопровода до электросетей. На стыках дорог располагались бы дома и административные учреждения.

Сами дома Курокава предлагал строить в форме «грибов» на деревянных сваях без несущих стен, с массивной алюминиевой крышей, в которой бы были световые люки. В этом проекте уже чувствуется стремление архитектора соединять две концепции в одну — стены и крыша должны были стать единым объектом.

Повседневная жизнь города должна была проходить над землёй, чтобы оставалось больше места для сельского хозяйства и тайфун не мог разрушить дома.

Макет Сельскохозяйственного города (вид сверху)
Фото: Kisho Kurokawa architect & associates
Эскиз грибовидного дома
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

Курокава также хотел избавиться от традиционного разделения города и деревни. Сельскохозяйственные структуры должны были быть автономными высокотехнологичными поселениями, которые могут свободно расти дальше. Это могло стать возможным благодаря тому, что каждый город в своей основе — это каркас 500 на 500 метров, который рассчитан на 200 человек. То есть строительство и развитие города упрощалось благодаря типовой структуре зданий.

Эскиз промышленного и энергетического района
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista
Журнальная иллюстрация Моринаги Йох с изображением Сельскохозяйственного города и портретом Кисё Курокавы
Изображение: Моринаги Йох / Mori Art Museum

Плавающий город (1961)

Эскиз Плавающего города (вид сверху)
Изображение: Kisho Kurokawa architect & associates

Курокава полагал, что в будущем города будут перенаселены, поэтому начал разрабатывать идею города на воде. Архитектор надеялся начать возводить его параллельно со строительством нового международного аэропорта возле Токио, в городке Нарита.

Плавающий город внешне должен был быть похож на жилые «кувшинки», которые соединены между собой мостами-дорогами. Такая структура открыта для свободного развития.

План Плавающего города, начерченный тушью и графитом на отпечатанной карте
Изображение: Кисё Курокава / MoMA

Автомобильное и пешеходное движение архитектор хотел разделить: дороги-мосты сверху, а тротуары не очень удобно проходят под ними, но зато занимают большую часть пространства на жилой платформе. На каждой из платформ есть ещё и гавань для паромов и судов с грузом. Курокава также разработал систему эскалаторов, которые идут от дорог к платформе и от набережной к гавани.

Макеты Плавающего города (вид сбоку и сверху)
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

По замыслу каждый житель Плавающего города может сам выбирать строительные материалы для своего дома — это позволит каждой «кувшинке» выглядеть по‑особенному.

Спиральный город (1961)

Эскиз Спирального города
Изображение: Кисё Курокава / Centre Pompidou

Курокаву занимала идея развития города не только по вертикали и горизонтали, но и по не самым очевидным траекториям. В своих поисках он пришёл к идее спиральной структуры — она позволяет создавать здания, в которых люди могли бы двигаться по диагонали вверх и вниз.

Макет Спирального города
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

В идее Спирального города архитектор отталкивался от формы ДНК. Он спроектировал динамичное пространство с раздельным трафиком. Автомобили в этом городе могли бы выбирать сложные маршруты через слоистые системы эстакад без тротуаров, а люди могли бы переходить с улицы сразу в центр нужного им здания, а потом свободно перемещаться между небоскрёбами.

Чертёж спиральных зданий в разрезе
Изображение: Кисё Курокава / Centre Pompidou

Сейчас трудно представить, насколько сложной была бы навигация в таком городе, но эту идею позже архитектор пытался протестировать и в более компактных проектах — например, в плане Центра Помпиду.

Вольный план Спирального города
Изображение: Кисё Курокава / Centre Pompidou
3D-модель Спирального города, которую создал студент-архитектор Джон Дольчи с помощью Grasshoper
Изображение: John Dolci / Grasshopper 3D

Линейный город, или «Метаморфозы‘65» (1961)

Эскиз Линейного города
Изображение: Кисё Курокава / Centre Pompidou

Мысль о Линейном городе пришла к Курокаве тогда, когда он размышлял о роли человека в новом урбанизирующемся мире, где одновременно соединяется одиночество и необходимость постоянных контактов с другими людьми.

Архитектор пришёл к выводу, что традиционно города формируются радиально вокруг более развитого центра, куда направляются человеческие потоки. Это не только приводит к деградации окраин (ведь деньги на развитие концентрируются в деловой зоне), но и не позволяет крепнуть местным сообществам.

Макет Линейного города (вид сверху)
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

Курокава предлагал создать длинный линейный город, в котором в каждом здании будут представлены все необходимые человеку магазины и услуги. Так людям не придётся много ездить по городу, они будут чаще встречаться друг с другом, постепенно налаживая более устойчивые личные контакты около домов, а не в офисе.

План района Линейного города в виде органической структуры
Изображение: Кисё Курокава / Centre Pompidou

Курокава придумал структуру Линейного города по аналогии с клеткой организма, которая обладает всем необходимым, но при этом в совокупности создаёт единый работающий организм. И он предполагал, что город так же, как клетка растёт и делится на новые клетки, из линейной структуры будет постепенно разрастаться в разные стороны — в зависимости от реальных потребностей живых людей, а не от первоначального градостроительного плана.

Общий план Линейного города в виде разветвлённой органической структуры
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

Центр Помпиду (1971)

Макет Центра Помпиду
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

Курокава принимал участие в конкурсе на создание Центра Помпиду в Париже. Его проект не выбрали, но он удостоился отдельного комментария от жюри на церемонии финалистов.

В этом проекте, в отличие от Линейного города, он уже работал с фиксированным центром, так как его объект был вписан в старую застройку. Тем не менее Курокава и здесь всё делал по-своему: он решил создать из Центра Помпиду город внутри города, который разными путями соединялся бы со старым Парижем.

Боковой подробный план Центра Помпиду
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

Курокава предлагал построить каркас здания похожим на «вафельную сетку», шириной и длиной по 27 метров, с высотой потолка в пять метров. Такая структура позволяла бы сделать здание устойчивым и в то же время поделить его на условные «соты», в каждой из которых будет воплощаться своя функция — в зависимости от вида искусства.

Боковой упрощённый план Центра Помпиду
Изображение: Кисё Курокава / Библиотека университета штата Северная Каролина

В музей можно попасть трёмя способами: из метро, через главный вход на первом этаже и через крышу — с помощью диагонального моста. Кроме крыши все проходы сквозные — можно выйти с другой стороны здания или поехать дальше по ветке метро.

Чтобы лёгкий проход через Центр не мешал реализовать концепцию «города в городе», на каждом входе и выходе было заложено пространство с водой: бассейн в метро, водный сад на первом этаже и искусственный ручей на крыше — это создавало эффект нового пространства.

План Центра Помпиду
Изображение: Кисё Курокава, «Метаболизм в архитектуре», 1977 г. / издательство Studio Vista

Чтобы ещё больше отделить здание от остального города, Курокава предложил ступенчатую структуру здания с террасами. Террасы могли бы стать зонами отдыха для посетителей, а значит, внутри здания можно было бы оставить больше места коллекции и административным помещениям.

План Центра Помпиду в городской застройке
Изображение: Кисё Курокава / Библиотека университета штата Северная Каролина

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована