Ив Кляйн ― французский новатор искусства ХХ века
Рассказываем, как художник пришёл к идее монохромов, почему использовал людей и огнемёт вместо кистей и за что ненавидел птиц.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ив Кляйн ― один из наиболее уникальных французских художников середины ХХ века. Он создал собственный синий цвет IKB (Международный синий Кляйна), огненную живопись, антропометрические работы, множество монохромов, огромные муралы-спонжи для Рурского театра, разработал и тестировал концепцию воздушной архитектуры.
Монохромы
Монохромы Ива Кляйна ― картины, в которых есть только один цвет. Он создавал одноцветные работы на протяжении всего своего творческого пути.
Идея цвета овладела художником в сороковых. С тех пор в творчестве Ива Кляйна главные места заняли нематериальность, цвет, нефизические ощущения и пустота — он даже совершил «прыжок в пустоту».
Художник считал, что каждый цвет абсолютно самобытен и несёт особую эмоцию. Так, по мнению Кляйна, розовый ― цвет души человека, синий ― цвет космоса и нематериальности. Кляйн не хотел давать никакое материальное объяснение цветам.
Я считаю, что, например, жёлтый ― сам по себе вполне достаточен для создания атмосферы и климата за пределами того, что можно постичь мыслью…
Ив Кляйн
В 1955-м Кляйн выставил в Париже около 20 синих монохромов. Во время этой выставки художник осознал, что восприятие аудитории очень ограничено рамками предметного восприятия.
Несмотря на то что тогда абстрактное искусство уже существовало несколько десятков лет, люди всё равно с трудом воспринимали подобную живопись. Кляйн понял, что широкая аудитория не способна понимать картины одного цвета.
Другая выставка Кляйна, где он представил свои синие монохромы, прошла в 1957 году в Италии, что также знаково: Кляйн много путешествовал по этой стране, вдохновляясь её природой и искусством, в частности работами живописца Джотто ди Бондоне.
Международный синий цвет Ива Кляйна
В юном возрасте Кляйн играл с друзьями в игру, где нужно было решить, королём чего станет каждый из них. Юный Ив выбрал быть королём неба.
Я узнал о пустоте, глубокой пустоте, синей глубине.
Будучи юношей [18 или 20 лет] я пережил полуреальное и полувоображаемое путешествие, во время которого написал своё имя на оборотной стороне неба, пока лежал на берегу пляжа в Ницце… С тех пор я ненавижу птиц, ведь они попытались проделать дыры в моём лучшем и самом красивом творении [небе]!
Ив Кляйн
Кляйн трактовал синий ― главный в своей жизни цвет ― как цвет неба, моря, космоса, нематериальности и божественности.
Синий окружал Ива Кляйна с самого детства: художник рос на юге Франции, в Ницце, где безоблачно практически круглый год и есть Средиземное синее море и синее небо, которыми Кляйн был заворожён.
Также Ив посещал Италию, где видел работы старых художников, в том числе мастеров Проторенессанса — периода в истории искусства XIII–XIV веков, предшествующего Ренессансу, или Возрождению.
Например, на Кляйна оказала влияние работа ключевого художника этого периода Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».
Ключевые цвета картины: синий, золотой, красный (розовый). Эти три цвета присутствуют и в триптихе Ива Кляйна, где каждый цвет связан с духовностью.
Кульминацией связи художника и синего цвета стало то, что в 1960 году Кляйн запатентовал собственный синий цвет, назвав его IKB (Международный синий Кляйна).
Огонь как средство выразительности
В 1951-м, посещая сады с фонтанами Granja, неподалёку от Мадрида, Ив Кляйн представил, что вместо воды в фонтанах ― огонь. С тех пор он стал думать об огне как о средстве преображения среды, средстве искусства.
В 1959 во время лекции в Сорбонне Кляйн говорил:
Для меня огонь ― будущее, где не оборваны связи с прошлым. Память природы. <…> Это мягкость ― [огонь] ― это мягкость и пытка. Приготовление пищи и апокалипсис. Радость хорошего ребёнка ― сидеть у огня, но огонь не прощает непослушание, если ребёнок вздумает подойти слишком близко к пламени. Огонь ― это благополучие и это уважение. Огонь ― покровительствующее и ужасное божество, и хорошее, и плохое. Он может противоречить сам себе, поэтому он один из принципов универсального объяснения. С другой стороны, можно, как мне кажется, обсуждать качество огня с точки зрения эстетического совершенства. Огонь прекрасен сам по себе.
Ив Кляйн
Спустя десять лет, в 1961, Кляйн создал стену из огня и огненную колонну в Германии.
При поддержке Испытательного газового центра Франции в 1961 году художник создавал огненную живопись. С помощью метрового потока пламени Кляйн обжигал плотный картон, устойчивый к горению, и другие материалы. Процесс контролировали пожарные.
Его последней огненной картиной стала работа FC1, на ней Кляйн совместил живопись огнём и антропометрию.
Мои работы ― лишь пепел моего искусства.
Ив Кляйн
Антропометрии
Антропометрии ― картины с отпечатками тел. Ив Кляйн приглашал натурщиц, красил их и клал на бумагу или другой материал. Подавляющее большинство таких картин были синего цвета, но изредка в этих работах можно встретить розовый. Также для создания антропометрий Кляйн использовал огонь.
Натурщиц художник называл «живыми кистями»; реальные же кисти никогда не использовал, а натурщиц покрывал красками с помощью ролика.
Чтобы не погрузиться в духовное художественное забвение, я понял, что наличие живой плоти в студии поможет мне, я постоянно приглашал в студию натурщиц. Мне нет дела до форм человеческого тела, линий, цветов между жизнью и смертью: мне важна только эмоциональная сторона.
Плоть! Всё же я иногда смотрел на моделей… Я очень быстро осознал, что меня завораживает именно корпус человеческого тела, то есть корпус и часть бёдер. Руки, голова и ноги не играли роли. Лишь тело живое, мощное; оно не думает. Голова и руки ― интеллектуальные части тела вокруг плоти, которой тело и является.
Ив Кляйн
Подавляющее большинство антропометрий Кляйна ― безымянные, и зритель сам должен осознать их. Но некоторые работы носят социальный подтекст. Например, «Хиросима» посвящается катастрофе в Японии. Кляйн писал:
…Хиросима, тени Хиросимы в пустыне атомной катастрофы ― ужасное свидетельство, без сомнения, но всё же и свидетельство надежды, надежды на выживание и постоянство, пусть даже и нематериальное, плоти.
Ив Кляйн
Егор Стародубов
сооснователь 3BGroup, художник и архитектор
— Я всегда восхищался работой Ива Кляйна. То, как он работал с одним цветом, открыло мне глаза на новые возможности в искусстве. Понимание, что всю жизнь человек может посвятить исследованию одного-единственного цвета, стало для меня настоящим откровением. Это вдохновило меня на то, чтобы так же сосредоточенно и скрупулёзно работать над своими проектами. Возможность углубляться в одну тему, исследовать её до мельчайших деталей и находить в этом смысл ― вот что привлекает меня в творчестве Кляйна и в творчестве глобально.
Воздушная архитектура
Для Кляйна воздушная архитектура стала переходом на новый уровень по физическому масштабу работ. Кляйн пришёл к пониманию, что его идеям нужно больше воздуха и места во всех значениях.
Кляйн считал, что природные элементы могут и должны всегда окружать человека. Но художник не был архитектором и не мог создать архитектурные скетчи и рисунки ландшафтов. На помощь к нему пришёл французский архитектор-бруталист Клод Паран, который оказался слушателем на выступлении Кляйна. А техническим дизайном проектов занялся Роже Таллон.
Воздушная архитектура начиналась как система, два подхода ― технический и концептуальный. Воздушная архитектура подразумевалась как место без времени и истории, где обнажённость равна возвращению в рай.
Ив Кляйн и Клод Паран
Ключевые элементы концепции воздушной архитектуры Кляйна ― стихии: вода, огонь и воздух. По Кляйну, они должны окружать человека в его быту внутри и снаружи дома.
Кляйн назвал пламя главным выражением синтеза фундаментальных цветов. Огонь привлекал художника как и все природные элементы, поэтому его фонтаны, колонна и живопись были в том числе из огня.
В рисунках Кляйна можно найти работы, на которых крыша тоже должна была быть огненной и заменять потолок: это была идея создания климат-контроля. Также огонь мог быть не только крышей, но и частью ландшафта ― Кляйн изобразил огненно-водный фонтан.
Также Кляйн проводил практические эксперименты в лаборатории, чтобы проверить работоспособность своего концепта и усовершенствовать его. Художник хотел избавиться от крыши в здании. Для этого он поставил эксперимент: сильный поток воздуха направлен горизонтально, сверху на воздух шла вода, которая отлетала в сторону и не пересекала линию воздуха. Кляйн фиксировал это на камеру.
Технологическую сторону ― провода, трубы и другие детали ― Кляйн планировал поместить максимально удалённо от глаз человека ― под землю.
Клод Паран ― выдающийся архитектор, чьё творчество, на мой взгляд, находится на одном уровне с работами Ивана Леонидова и Леббеуса Вудса. Хотя его реальные постройки имеют огромное значение, настоящая сила его вклада заключается в идеях, которые он предложил миру. Паран умел видеть архитектуру под совершенно иным углом в отличие от его предшественников, и благодаря этому он сформировал новый подход к проектированию. Его идеи стали катализатором для развития архитектурного мышления целого поколения, вдохновляя и заряжая энергией последователей.
Егор Стародубов
Темы невесомости, воздушности и нематериальности были для Кляйна ключевыми всю его художественную жизнь и принимали разные формы: он сделал книгу своих монохромов с чёрными строками вместо текста, разработал собственный синий цвет нематериальности и совершил прыжок в пустоту. Воздушная архитектура ― закономерный этап в развитии художника. Кляйн искал, как нематериальность может масштабироваться и жить не только в картинах и инсталляциях, но также в среде вокруг человека.
К сожалению, из-за ранней смерти Ива Кляйна и недостатка финансирования многие скетчи не были воплощены в жизнь, сохранившись на данный момент только в описанных Кляйном концепциях и рисунках. Но также многое было реализовано: фонтаны, колонна и стены из огня.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы об искусстве