От Хаоса до Бытия. Как пометки композитора в партитуре стали шрифтом
Вышнеградский писал музыку, оркестр выступал под стенами монастыря, а Артём Веретёнко рисовал буквы.
Иллюстрация: Midjourney /Артём Веретёнко / Аня Макарова для Skillbox Media
На закате 6 августа 2022 года в Суздале сто музыкантов и хор из нескольких десятков человек исполнили в поле между двумя монастырями симфоническое произведение «День Бытия». Это стало центральным событием фестиваля-лаборатории «Человека Мира», о котором решили смонтировать документальный фильм.
Шрифтовой дизайнер Артём Веретёнко рассказывает, как создавал для титров этого видео кастомный шрифт, который оркестр «Персимфанс» решил использовать для оформления афиш и анонсов.
«День Бытия»
В 1917 году выпускник Петроградской консерватории Иван Вышнеградский представил дипломную работу — произведение для чтеца и симфонического оркестра «День Бытия. Исповедь жизни перед жизнью».
Композитор говорил, что идея музыки и лирического текста пришла к нему во время переживания мистического опыта. «День Бытия» рассказывает о циклах смерти и возрождения, о погружении в сон и пробуждении, о противостоянии сил добра и зла, о созидании, разрушении и стремлении человека к познанию, самопознанию и творению.
В 1920 году Вышнеградский покинул Страну Советов и поселился во Франции. Почти до самого конца своей жизни он продолжал работу над «Исповедью». Публично это произведение впервые было представлено в Париже только в 1978 году — больше чем через 60 лет после создания.
Для западной музыкальной культуры и теории Иван Вышнеградский был значимой фигурой. Он занимался разработкой «ультрахроматизма» — новых звуковых пространств и микроинтервалов, где преодолевалось ограничение в 12 нот, экспериментировал с объединением нескольких фортепиано, настроенных с разницей в четверть тона.
В России работы этого композитора оставались фактически неизвестны.
Персимфанс и «Человек Мира»
В начале августа 2022 года в Суздале состоялся фестиваль-лаборатория «Человек Мира». Это ежегодное событие, которое объединяет актёров, режиссёров, художников, фотографов, музыкантов и зрителей на общей территории творческих экспериментов: они интегрируют постановки, перформансы, картины и музыку в окружающий ландшафт — берега рек и овраги, поля и леса.
В рамках этой творческой лаборатории симфонический коллектив «Персимфанс» исполнил «День Бытия». Музыканты расположились у стен Покровского монастыря, вместо одного чтеца текст декламировал целый хор, и каждый зритель мог взять распечатку и тоже присоединиться к чтению.
Персимфанс, или Первый симфонический ансамбль, — это коллектив музыкантов без дирижёра. Он возник в 1922 году на основе социалистических идей самоорганизации без единоличного диктата, чтобы все участники могли равноправно проявлять творческую инициативу. В разные годы состав оркестра доходил до 150 человек, но в тоталитарном 1933 году деятельность ансамбля прекратилась. Однако его возродили в Москве в 2008-м: так же, как и в начале, он состоит из музыкантов, готовых на эксперименты в исполнении симфонических произведений и новые интерпретации сложной классики.
Летнее исполнение «Дня Бытия» и символическое возвращение музыки Вышнеградского в Россию стало важным событием в культурной жизни. Музыканты и художники лаборатории решили создать об этом фильм и для оформления титров обратились к дизайнеру Артёму Веретёнко.
Рукописи и глифы
С задачей сделать уникальный шрифт к дизайнеру обратились участники Персимфанса — скрипачка Ася Соршнева и художник Ярослав Шварцштейн.
«Идея была такая: создать титры на основе рукописных комментариев автора, которые он оставил в партитуре».
Артём Веретёнко
Чтобы изучить почерк Вышнеградского, которым он записал текст своей «Исповеди» и рабочие комментарии, нужны были оригинальные материалы. В России их нет: большую часть жизни он творил за рубежом, и его почитают как французского композитора-авангардиста с русскими корнями.
Оригинал скана партитуры дизайнеру выслали из музея во Франции.
Мы аккуратно всё это просмотрели и взяли самые яркие буквы. Но какие‑то пришлось дорисовать, собрать из кусочков.
Артём Веретёнко
После того как были собраны эскизы и сделаны глифы, дизайнер начал собирать шрифт. Это стандартный, но трудоёмкий процесс: нужно аккуратно выправлять контуры, чистить «заусенцы», добавлять буквам естественную мягкость. И одновременно — сохранить подлинную динамику почерка Вышнеградского.
На работу времени было немного — чуть больше недели.
Кроме этого, Артём работал с расположением букв. Целью было отрисовать их так, чтобы они словно слегка прыгали на линии строки — так, как это происходит при живом письме.
Судьба шрифта
Wyschnegradsky Script стал цельным шрифтовым продуктом. В нём есть кириллическая касса, латиница, цифры и базовая пунктуация.
Хотелось бы доработать шрифт так, чтобы при наборе похожие буквы заменялись на альтернейты — тогда живость письма будет ещё ярче.
Но, откровенно говоря, это вряд ли будет сделано: этот проект — про боно.
Артём Веретёнко
Шрифт будет использован в оформлении титров фильма о «Дне Бытия» в Суздале. Кроме этого, симфонический коллектив попросили использовать его в визуальных решениях для проектов Персимфанса, на афишах и плакатах.
Wyschnegradsky Script будет распространяться бесплатно в телеграм-канале Crespino.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!