Дизайн
#статьи

Паттерны в Illustrator, Photoshop и Figma

Показываем, как импортировать, применить и сделать узор в основных графических редакторах.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Паттерны ― универсальный инструмент дизайнера. Они используются в промышленном дизайне, в упаковке и брендинге. Однако из-за того, что узор должен дублироваться без швов, работа с ними в графических редакторах предполагает знание дополнительных инструментов. Рассказываем, как работать с паттернами:

в Figma:

в Adobe Photoshop:

в Adobe Illustrator:

Figma

Импорт паттерна в Figma

В Figma заливку растровым паттерном можно сделать с помощью свойств масштабирования изображения и стилей.

  • Перенесите изображение с компьютера на макет либо выберите в главном меню в левом верхнем углу страницы: FilePlace Image.
  • На боковой панели в блоке Fill нажмите на миниатюру своего изображения.
  • В появившемся меню вместо Fill выберите Tile и задайте размер образца паттерна.

Что делать, если паттерн нарисован в векторном формате?

Если вы нарисовали свой паттерн в Illustrator или другом векторном редакторе, то его можно перенести в Figma с помощью Copy & Paste и затем растрировать.

  • Откройте узор в векторном графическом редакторе и скопируйте все его элементы, нажав Ctrl + C.
  • Вставьте содержимое буфера обмена в Figma: Ctrl + V.
  • Объекты появятся в векторном формате: не снимая выделения, нажмите Ctrl + Shift + C.
  • Нажмите Del, чтобы удалить исходный векторный паттерн, если не планируете обращаться к этому исходнику далее.
  • Нажмите Ctrl + V.
  • Выделенный объект встанет на макете как PNG-картинка.

Чтобы удобно использовать паттерн в дальнейшем, советуем сделать из него стиль.

  • Нажмите на четыре точки справа от слова Fill.
  • На появившейся панели нажмите на «+» (Create style) в правом верхнем углу.
  • Введите имя стиля и нажмите кнопку Create style.

Заливка паттерном в Figma

Для того чтобы заполнить объект образцом, нужно применить к нему стиль слоя.

  • Сделайте объект активным, кликнув по нему инструментом Movie.
  • Нажмите на четыре точки вверху панели Fill.
  • Кликните по нужному образцу с паттерном.

Создание паттерна в Figma

Поскольку Figma не предназначена для серьёзной работы с паттернами, в ней нет необходимых встроенных инструментов. Но есть несколько плагинов, которые помогают решить эту проблему. Один из самых популярных плагинов для работы с паттернами ― Pattern Hero.

Чтобы создать с его помощью векторный паттерн:

  • Установите плагин Pattern Hero по ссылке.
  • Создайте новый фрейм по размеру будущего паттерна.
  • Убедитесь, что в настройках этого фрейма отмечен галочкой параметр Clip Content.
  • Скопируйте паттерн из другого векторного редактора или нарисуйте его прямо в Figma.
  • Выделите весь фрейм ― кликните по его названию на панели Layers.
  • Если фон у паттерна должен быть прозрачный, уменьшите прозрачность фоновой заливки на панели Fill до 0%.
  • Нажмите на иконку c ромбом Create component в центре верхней панели, чтобы сделать из фрейма с паттерном компонент, ― это позволит при необходимости редактировать узор в дальнейшем.
  • Скопируйте компонент Ctrl + C и вставьте Ctrl + V.
  • Кликните по копии компонента и нажмите на значок Resources на верхней панели, в появившемся меню введите в поиск Pattern Hero и запустите плагин.
  • Введите количество столбцов и строк, на которые вы хотите размножить узор, и нажмите Create Pattern.
  • Вы можете изменить расстояние между плитками, двигая мышью цветные метки между образцами по вертикали и горизонтали.

Внешне результат выглядит похожим на заливку паттерном, но на самом деле это просто один и тот же фрейм, скопированный несколько раз. Метод имеет серьёзные недостатки:

  • большое количество фреймов могут перегружать систему;
  • если применять для заливки объектов, придётся использовать слой‑маску — это очень неудобно, если вы хотите залить паттерном много объектов. О том, как пользоваться слой-маской, мы писали в этой инструкции.

Поэтому мы рекомендуем использовать растровые образцы, преобразуя их в стиль, как описано в начале.

Самоучитель по Figma

Самые полные и полезные инструкции, которые помогут вам освоить все функции графического редактора.

Adobe Photoshop

Импорт паттерна в Adobe Photoshop

Начать использовать готовый паттерн в Adobe Photoshop очень просто.

  • Откройте файл со скачанным паттерном.
  • Разверните панель «Узоры» (Patterns) через основное меню: «Окно» → «Узоры» (WindowPatterns).
  • Нажмите на кнопку со знаком «+» в квадратике на нижней части появившейся панели «Узоры».
  • Задайте паттерну имя и нажмите ОК.

Заливка паттерном в Adobe Photoshop

Для того чтобы залить паттерном объект, нужно создать выделение, внутри которого будет заливка.

Выделение ― важный инструмент при коллажировании. О различных методиках создания выделений и инструментах для этого мы рассказываем в нашем руководстве.

После того как выделение готово:

  • Кликните внутри него активным инструментом выделения.
  • Выберите «Выполнить заливку» (Fill).
  • В появившемся окне «Заполнить» (Fill) в поле «Содержание» (Contents) выберите «Узор» (Pattern).

По умолчанию программа просто заполняет всё пространство образцом. Но если хочется разнообразия, то можно воспользоваться «Сценариями» (Script), отметив соответствующий пункт галочкой и нажав ОК.

Шесть сценариев заливки паттерном:

  • Заливка с кирпичной текстурой (Brick Fill).
    Самый простой вид заливки ― паттерны образуют будто бы стену, построенную из кирпичей. Причём «кирпичи» могут отличаться оттенком и яркостью, что задаётся в настройках.
  • Переплетение (Cross Weave).
    Напоминает предыдущий сценарий, но здесь паттерн ещё и поворачивается на угол, кратный 90 градусам. Также можно настроить вариации оттенка и яркости.
  • Разместить вдоль контура (Place Along Path).
    Для использования этого сценария потребуется активный контур, созданный инструментом Pen. Образцы паттерна выстраиваются вдоль этой линии и имеют гибкие настройки по размеру и расположению элементов, их цветности.
  • Заливка в случайном порядке (Random Fill).
    Выглядит так, будто бы листочки с отпечатанным паттерном подбросили и затем они упали в произвольном порядке. Можно настроить плотность, разницу в масштабировании образцов, яркости и цвета.
  • Спираль (Spiral).
    Располагает образцы паттерна по спирали. Обладает небольшими настройками и всё тем же управлением яркостью и цветностью.
  • Заливка с симметрией (Symmetry Fill).
    Имеет самый большой пул вариаций ― они скрываются в меню «Тип симметрии» (Symmetry type). Другие настройки этого сценария отвечают за масштаб, смещение и цветность образца.

Также в окне выбора сценария можно задать непрозрачность и режим наложения объекта, залитого паттерном.

Создание паттерна в Adobe Photoshop

Для создания паттернов в Adobe Photoshop есть специальный фильтр, который сильно упрощает работу.

  • Создайте файл в размере вашего будущего паттерна.
  • Разместите в его центре объект.
  • Теперь сделайте копию этого объекта: кликните правой кнопкой мыши по строчке слоя на панели слоёв и выберите «Создать дубликат слоя» (Duplicate Layer).
  • Теперь нужно перейти в меню «Фильтры» → «Другое» → «Сдвиг» (FilterOtherOffset).
  • В появившемся окошке введите значения, на которые будет сдвинут ваш объект. Его фрагменты станут расположены по краям, благодаря чему получившийся паттерн соединится без заметных стыков.
  • Теперь нужно добавить получившийся паттерн на панель с паттернами, как мы рассказывали выше, и можно его использовать!

Сейчас мы описали алгоритм создания простейшего паттерна. Однако разобравшись с ним, можно создавать практически любые образцы из многих компонентов. Так, например, если не копировать объект, то после использования фильтра в центре экрана образуется пустое пространство, в котором можно разместить другой элемент. Согласно описанному принципу можно добавлять и другие объекты, смещая их затем к краям также при помощи фильтра.

Adobe Illustrator

Импорт паттерна в Adobe Illustrator

Несмотря на то что Adobe Illustrator ― программа для работы с векторной графикой, использовать в ней можно также и растровые паттерны.

  • Откройте файл с вашим паттерном ― это может быть как растровый, так и векторный файл.
  • Выделите все объекты с помощью комбинации Ctrl + A.
  • Скопируйте их в файл с вашей работой в новый слой.
  • Выберите в верхнем меню «Объект» → «Узор» → «Создать» (ObjectPatternMake).
  • Паттерн появится последним на панели «Образцы» (Swatches).
  • Чтобы выйти из режима редактирования узора, кликните дважды по более светлому полю вокруг рисунка.
  • Нажмите Ctrl + A, чтобы выделить все объекты, и нажмите Del ― паттерн теперь находится на панели «Образцы» (Swatches), и объекты больше не нужны.

Заливка паттерном в Adobe Illustrator

Залить паттерном в Adobe Illustrator можно любой, даже незамкнутый контур.

Если нажать на кнопку «Меню библиотек образцов» (Swatch Library Menu) ― внизу панели «Образцы» она первая, ― то откроется большой выбор возможных заливок. Предустановленные паттерны, разделённые на группы, находятся в последнем пункте ― «Узоры» (Patterns). Если же вы добавили паттерн на панель, как мы описывали выше, то он будет расположен на основной панели после цветов.

  • Выберите инструмент «Выделение» (Movie) и кликните по нужному контуру — он станет активным.
  • Перейдите к панели «Образцы» (Swatches, её можно вызывать из меню «Окно» (Window) вверху экрана) и кликните по сплошному квадратику «Заливка» (Fill) в верхнем левом углу.
  • Теперь можно изменить цвет заливки на паттерн. Чтобы его было легче найти, можно нажать на иконку «Показать меню „Виды образцов“» (Show Swatch Kinds Menu) внизу панели и выбрать «Показать образцы узоров» (Show Pattern Swatches).
  • Кликните по тому паттерну, который хотите использовать.

Создание паттерна в Adobe Illustrator

Adobe Illustrator будто бы придуман для создания паттернов. Сделать его здесь очень просто.

  • Создайте новый файл и нарисуйте в нём инструментом «Прямоугольник» (Rectangle) объект, который будет соответствовать размеру вашего образца: это может быть квадрат или любой прямоугольник. Цвет обводки и заливки должны быть прозрачными.
  • В меню «Объект» (Object) в главном меню выберите «Узор» → «Создать» (PatternMake).
  • Автоматически откроется панель «Параметры узора» (Pattern Option), а фигура на холсте станет заключена в голубую рамку ― она показывает размер будущего образца.
  • Теперь прямоугольник можно удалить и начать рисовать разные объекты внутри рамки и заходя за её края.
  • В процессе рисования программа будет автоматически показывать в режиме превью, как станет выглядеть плоскость, залитая будущим паттерном.
  • Когда всё готово, задайте на панели «Параметры узора» название паттерна в строке «Имя» (Name) и в меню в правом верхнем углу панели выберите «Выйти из режима редактирования узоров» (Exit Pattern Editing Mode).

По умолчанию в процессе создания паттерна Adobe Illustrator размножает объекты по алгоритму «Сетка» (Grid), но в параметре «Тип фрагмента» (Tile Type) на панели «Параметры узора» можно выбрать и другие алгоритмы.

Если вы в будущем захотите что-то изменить в созданном узоре, достаточно дважды кликнуть по его превью на панели «Образцы», чтобы перейти в режим редактирования.

Паттерн будет храниться на панели «Образцы» только в том файле, в котором он был создан. Поэтому, если вы хотите использовать этот узор в другой работе, его можно туда перенести таким образом:

  • Создайте в файле, где вы делали образец, любую фигуру ― например, прямоугольник.
  • На панели «Образцы» кликните по превью своего паттерна, чтобы залить им свою фигуру.
  • Перенесите эту фигуру Copy & Paste в другой файл.
  • Теперь фигуру можно удалить, а паттерн, которым она была залита, появится на панели «Образцы» в новом файле.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!


Научитесь: Здесь начинается ваш путь к дизайну Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована