Паттерны в Illustrator, Photoshop и Figma
Показываем, как импортировать, применить и сделать узор в основных графических редакторах.
 
 
Паттерны ― универсальный инструмент дизайнера. Они используются в промышленном дизайне, в упаковке и брендинге. Однако из-за того, что узор должен дублироваться без швов, работа с ними в графических редакторах предполагает знание дополнительных инструментов. Рассказываем, как работать с паттернами:
в Figma:
- как импортировать паттерн,
- как применить паттерн к объекту,
- как сделать новый узор с помощью плагина;
в Adobe Photoshop:
- как импортировать паттерн,
- как применить паттерн к объекту,
- как сделать новый растровый узор;
в Adobe Illustrator:
- как импортировать паттерн,
- как применить паттерн к объекту,
- как сделать новый векторный узор.
 
					
Читайте в наших статьях: что такое паттерн и где используют паттерны современные дизайнеры.
Figma
Импорт паттерна в Figma
В Figma заливку растровым паттерном можно сделать с помощью свойств масштабирования изображения и стилей.
- Перенесите изображение с компьютера на макет либо выберите в главном меню в левом верхнем углу страницы: File → Place Image.
- На боковой панели в блоке Fill нажмите на миниатюру своего изображения.
- В появившемся меню вместо Fill выберите Tile и задайте размер образца паттерна.
 Что делать, если паттерн нарисован в векторном формате?
			
Если вы нарисовали свой паттерн в Illustrator или другом векторном редакторе, то его можно перенести в Figma с помощью Copy & Paste и затем растрировать.
- Откройте узор в векторном графическом редакторе и скопируйте все его элементы, нажав Ctrl + C.
- Вставьте содержимое буфера обмена в Figma: Ctrl + V.
- Объекты появятся в векторном формате: не снимая выделения, нажмите Ctrl + Shift + C.
- Нажмите Del, чтобы удалить исходный векторный паттерн, если не планируете обращаться к этому исходнику далее.
- Нажмите Ctrl + V.
- Выделенный объект встанет на макете как PNG-картинка.
Чтобы удобно использовать паттерн в дальнейшем, советуем сделать из него стиль.
- Нажмите на четыре точки справа от слова Fill.
- На появившейся панели нажмите на «+» (Create style) в правом верхнем углу.
- Введите имя стиля и нажмите кнопку Create style.
Заливка паттерном в Figma
Для того чтобы заполнить объект образцом, нужно применить к нему стиль слоя.
- Сделайте объект активным, кликнув по нему инструментом Movie.
- Нажмите на четыре точки вверху панели Fill.
- Кликните по нужному образцу с паттерном.
Создание паттерна в Figma
Поскольку Figma не предназначена для серьёзной работы с паттернами, в ней нет необходимых встроенных инструментов. Но есть несколько плагинов, которые помогают решить эту проблему. Один из самых популярных плагинов для работы с паттернами ― Pattern Hero.
Чтобы создать с его помощью векторный паттерн:
- Установите плагин Pattern Hero по ссылке.
- Создайте новый фрейм по размеру будущего паттерна.
- Убедитесь, что в настройках этого фрейма отмечен галочкой параметр Clip Content.
- Скопируйте паттерн из другого векторного редактора или нарисуйте его прямо в Figma.
Читайте также:
- Выделите весь фрейм ― кликните по его названию на панели Layers.
- Если фон у паттерна должен быть прозрачный, уменьшите прозрачность фоновой заливки на панели Fill до 0%.
- Нажмите на иконку c ромбом Create component в центре верхней панели, чтобы сделать из фрейма с паттерном компонент, ― это позволит при необходимости редактировать узор в дальнейшем.
- Скопируйте компонент Ctrl + C и вставьте Ctrl + V.
- Кликните по копии компонента и нажмите на значок Resources на верхней панели, в появившемся меню введите в поиск Pattern Hero и запустите плагин.
- Введите количество столбцов и строк, на которые вы хотите размножить узор, и нажмите Create Pattern.
- Вы можете изменить расстояние между плитками, двигая мышью цветные метки между образцами по вертикали и горизонтали.
Внешне результат выглядит похожим на заливку паттерном, но на самом деле это просто один и тот же фрейм, скопированный несколько раз. Метод имеет серьёзные недостатки:
- большое количество фреймов могут перегружать систему;
- если применять для заливки объектов, придётся использовать слой‑маску — это очень неудобно, если вы хотите залить паттерном много объектов. О том, как пользоваться слой-маской, мы писали в этой инструкции.
Поэтому мы рекомендуем использовать растровые образцы, преобразуя их в стиль, как описано в начале.

Самые полные и полезные инструкции, которые помогут вам освоить все функции графического редактора.
Adobe Photoshop
Импорт паттерна в Adobe Photoshop
Начать использовать готовый паттерн в Adobe Photoshop очень просто.
- Откройте файл со скачанным паттерном.
- Разверните панель «Узоры» (Patterns) через основное меню: «Окно» → «Узоры» (Window → Patterns).
- Нажмите на кнопку со знаком «+» в квадратике на нижней части появившейся панели «Узоры».
- Задайте паттерну имя и нажмите ОК.
Заливка паттерном в Adobe Photoshop
Для того чтобы залить паттерном объект, нужно создать выделение, внутри которого будет заливка.
Выделение ― важный инструмент при коллажировании. О различных методиках создания выделений и инструментах для этого мы рассказываем в нашем руководстве.
После того как выделение готово:
- Кликните внутри него активным инструментом выделения.
- Выберите «Выполнить заливку» (Fill).
- В появившемся окне «Заполнить» (Fill) в поле «Содержание» (Contents) выберите «Узор» (Pattern).
По умолчанию программа просто заполняет всё пространство образцом. Но если хочется разнообразия, то можно воспользоваться «Сценариями» (Script), отметив соответствующий пункт галочкой и нажав ОК.
 Шесть сценариев заливки паттерном:
			
- Заливка с кирпичной текстурой (Brick Fill).
 Самый простой вид заливки ― паттерны образуют будто бы стену, построенную из кирпичей. Причём «кирпичи» могут отличаться оттенком и яркостью, что задаётся в настройках.
- Переплетение (Cross Weave).
 Напоминает предыдущий сценарий, но здесь паттерн ещё и поворачивается на угол, кратный 90 градусам. Также можно настроить вариации оттенка и яркости.
- Разместить вдоль контура (Place Along Path).
 Для использования этого сценария потребуется активный контур, созданный инструментом Pen. Образцы паттерна выстраиваются вдоль этой линии и имеют гибкие настройки по размеру и расположению элементов, их цветности.
- Заливка в случайном порядке (Random Fill).
 Выглядит так, будто бы листочки с отпечатанным паттерном подбросили и затем они упали в произвольном порядке. Можно настроить плотность, разницу в масштабировании образцов, яркости и цвета.
- Спираль (Spiral).
 Располагает образцы паттерна по спирали. Обладает небольшими настройками и всё тем же управлением яркостью и цветностью.
- Заливка с симметрией (Symmetry Fill).
 Имеет самый большой пул вариаций ― они скрываются в меню «Тип симметрии» (Symmetry type). Другие настройки этого сценария отвечают за масштаб, смещение и цветность образца.
Также в окне выбора сценария можно задать непрозрачность и режим наложения объекта, залитого паттерном.
Смотрите обучающие видео по Photoshop:
Создание паттерна в Adobe Photoshop
Для создания паттернов в Adobe Photoshop есть специальный фильтр, который сильно упрощает работу.
- Создайте файл в размере вашего будущего паттерна.
- Разместите в его центре объект.
- Теперь сделайте копию этого объекта: кликните правой кнопкой мыши по строчке слоя на панели слоёв и выберите «Создать дубликат слоя» (Duplicate Layer).
- Теперь нужно перейти в меню «Фильтры» → «Другое» → «Сдвиг» (Filter → Other → Offset).
- В появившемся окошке введите значения, на которые будет сдвинут ваш объект. Его фрагменты станут расположены по краям, благодаря чему получившийся паттерн соединится без заметных стыков.
- Теперь нужно добавить получившийся паттерн на панель с паттернами, как мы рассказывали выше, и можно его использовать!
Сейчас мы описали алгоритм создания простейшего паттерна. Однако разобравшись с ним, можно создавать практически любые образцы из многих компонентов. Так, например, если не копировать объект, то после использования фильтра в центре экрана образуется пустое пространство, в котором можно разместить другой элемент. Согласно описанному принципу можно добавлять и другие объекты, смещая их затем к краям также при помощи фильтра.
Читайте также:
Adobe Illustrator
Импорт паттерна в Adobe Illustrator
Несмотря на то что Adobe Illustrator ― программа для работы с векторной графикой, использовать в ней можно также и растровые паттерны.
- Откройте файл с вашим паттерном ― это может быть как растровый, так и векторный файл.
- Выделите все объекты с помощью комбинации Ctrl + A.
- Скопируйте их в файл с вашей работой в новый слой.
- Выберите в верхнем меню «Объект» → «Узор» → «Создать» (Object → Pattern → Make).
- Паттерн появится последним на панели «Образцы» (Swatches).
- Чтобы выйти из режима редактирования узора, кликните дважды по более светлому полю вокруг рисунка.
- Нажмите Ctrl + A, чтобы выделить все объекты, и нажмите Del ― паттерн теперь находится на панели «Образцы» (Swatches), и объекты больше не нужны.
Заливка паттерном в Adobe Illustrator
Залить паттерном в Adobe Illustrator можно любой, даже незамкнутый контур.
Если нажать на кнопку «Меню библиотек образцов» (Swatch Library Menu) ― внизу панели «Образцы» она первая, ― то откроется большой выбор возможных заливок. Предустановленные паттерны, разделённые на группы, находятся в последнем пункте ― «Узоры» (Patterns). Если же вы добавили паттерн на панель, как мы описывали выше, то он будет расположен на основной панели после цветов.
- Выберите инструмент «Выделение» (Movie) и кликните по нужному контуру — он станет активным.
- Перейдите к панели «Образцы» (Swatches, её можно вызывать из меню «Окно» (Window) вверху экрана) и кликните по сплошному квадратику «Заливка» (Fill) в верхнем левом углу.
- Теперь можно изменить цвет заливки на паттерн. Чтобы его было легче найти, можно нажать на иконку «Показать меню „Виды образцов“» (Show Swatch Kinds Menu) внизу панели и выбрать «Показать образцы узоров» (Show Pattern Swatches).
- Кликните по тому паттерну, который хотите использовать.
Читайте также:
Создание паттерна в Adobe Illustrator
Adobe Illustrator будто бы придуман для создания паттернов. Сделать его здесь очень просто.
- Создайте новый файл и нарисуйте в нём инструментом «Прямоугольник» (Rectangle) объект, который будет соответствовать размеру вашего образца: это может быть квадрат или любой прямоугольник. Цвет обводки и заливки должны быть прозрачными.
- В меню «Объект» (Object) в главном меню выберите «Узор» → «Создать» (Pattern → Make).
- Автоматически откроется панель «Параметры узора» (Pattern Option), а фигура на холсте станет заключена в голубую рамку ― она показывает размер будущего образца.
- Теперь прямоугольник можно удалить и начать рисовать разные объекты внутри рамки и заходя за её края.
- В процессе рисования программа будет автоматически показывать в режиме превью, как станет выглядеть плоскость, залитая будущим паттерном.
- Когда всё готово, задайте на панели «Параметры узора» название паттерна в строке «Имя» (Name) и в меню в правом верхнем углу панели выберите «Выйти из режима редактирования узоров» (Exit Pattern Editing Mode).
По умолчанию в процессе создания паттерна Adobe Illustrator размножает объекты по алгоритму «Сетка» (Grid), но в параметре «Тип фрагмента» (Tile Type) на панели «Параметры узора» можно выбрать и другие алгоритмы.
Если вы в будущем захотите что-то изменить в созданном узоре, достаточно дважды кликнуть по его превью на панели «Образцы», чтобы перейти в режим редактирования.
Паттерн будет храниться на панели «Образцы» только в том файле, в котором он был создан. Поэтому, если вы хотите использовать этот узор в другой работе, его можно туда перенести таким образом:
- Создайте в файле, где вы делали образец, любую фигуру ― например, прямоугольник.
- На панели «Образцы» кликните по превью своего паттерна, чтобы залить им свою фигуру.
- Перенесите эту фигуру Copy & Paste в другой файл.
- Теперь фигуру можно удалить, а паттерн, которым она была залита, появится на панели «Образцы» в новом файле.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    