От адинкры до швешве: всё об африканских паттернах
Мода, дизайн интерьера, графический и продуктовый дизайн — как грамотно использовать африканские паттерны и где ими вдохновляться.
Изображение: 2630ben / Shutterstock / afrilege / zenakruzick / Polina Vari для Skillbox Media
Африканская культура — это тысячи разновидностей росписи текстиля, керамики, украшений тела и домашнего декора. Разобраться в каждом из направлений искусства Африки непросто. Рассказываем об известных африканских паттернах, истории их появления и о том, как их используют в современном дизайне.
Появление африканской этники в мировом искусстве
Африканские предметы начали попадать в Европу во времена колонизации континента. Местная мебель, текстиль, украшения выглядели необычно для европейцев, но воспринимались лишь как исторические артефакты, а не предметы искусства.
В начале XX века отношение к африканскому стилю поменялось благодаря художникам. Например, одним из первых, кто открыто заявил о симпатии к африканскому творчеству, был Поль Гоген, который затем обвинял остальных художников, будто они стыдятся признаться в том же самом. В те времена многие боялись говорить, что их вдохновляют яркие краски и креативные узоры Африки.
Анри Матисс был одним из первых, кто самостоятельно посетил Африку. Художник поехал в Алжир и привёз оттуда керамику и ткани, которые использовал в своих натюрмортах. В 1907 году Пикассо вдохновился африканской культурой и написал картину «Авиньонские девицы». Считается, что именно эта работа дала начало кубизму.
Ндебеле
Общее название нескольких южноафриканских племён. В 1883 году война с другими народами принесла большие трудности: жители потеряли свои соломенные дома. Новые жилища начали строить из глины, а женщины стали расписывать их стены, обозначая статус и социальную принадлежность своей семьи.
Традиция росписи жилья ндебеле переходит от матерей к дочерям, олицетворяет уровень женского мастерства и, в отличие от многих африканских паттернов, не несёт в себе сакрального или религиозного значения.
До семидесятых годов ндебеле рисовали руками, затем женщины начали использовать кисти из перьев — линии стали аккуратнее и во всех узорах появилась тонкая чёрная обводка.
Ндебеле — один из самых известных африканских паттернов. Его используют в полиграфии, логотипах, дизайне интерьера, одежды.
Художница Эстер Малангу из Южной Африки научилась росписи ндебеле у матери. В 1991-м она получила запрос от BMW и оформила выставочный BMW 525i, а в 2016-м — модель 7-й серии.
Нсибиди
Система кода, которую использовали как средство коммуникации народы Южной Африки и Нигерии. Она состоит из более 1000 символов, и уже сотни лет ей пользуются африканские племена.
Обществу известны значения отдельных символов, но точные значения комбинаций нсибиди остаются секретом племён, которые их используют.
Потомки Игбо в Канаде создали ассоциацию IDAOBC, чтобы проводить мероприятия и обучать детей языку и культуре Центральной Африки. Логотип сообщества состоит из символа нсибиди «любовь и единство» и звезды Давида как элемента духовных ценностей.
Художник Виктор Икпук оформил холл в здании музея «Собрание Филлипс» в Вашингтоне. С помощью простых линий Виктор изобразил на стенах социополитические сюжеты. Издалека роспись выглядит как обычное украшение, но, приглядевшись, можно увидеть лица в масках, аббревиатуру BLM, человека-мишень. Также на стенах изображены объятия и длинные линии, обозначающие надежду на всеобщее единение.
Виктор родился в Нигерии и хорошо знаком с символикой нсибиди, но изобрёл собственный визуальный язык с её элементами. Таким образом гости музея легче понимают смысл инсталляции.
Аквете
Национальный текстильный паттерн, названный в честь деревни на юге Нигерии. Местные мастера придумывают новые вариации аквете и могут вкладывать в них собственные значения. Считается, что люди, овладевшие ручной техникой создания этого текстиля, наделены талантом от Бога, поэтому аквете символизирует божественное начало в человеке.
Ткань, сотканная из грубого волокна пальмы рафии, предназначалась для камуфляжа и защиты воинов. Из конопляной ткани с аквете делали сумки и домашний текстиль. Более мягкий хлопок предназначался для изготовления повседневной одежды. Коричневый цвет традиционно был доминирующим во всех аквете-паттернах, но с появлением импортных материалов утратил свою популярность.
Дизайн-студия Embacy использовала аквете при создании айдентики британского финтех-проекта, выходящего на рынок в Нигерии. Использование паттерна выделит яркое приложение среди других. С другой стороны, соединять финтех и традиционный паттерн ― всё равно что «соединять достижения русских математиков с медведями и валенками». Поэтому дизайнеры сфокусировались на иллюстрациях и пользовательских элементах, но не отказались от аквете.
Присутствие паттерна связывает дизайн международного приложения с культурой Нигерии, но не забирает на себя основное внимание.
«Африканские паттерны взрывают своей ритмикой — они угловатые, заигрывающие, яркие. Работая над SeamPay, мы изучали формы орнаментов в африканской керамике, украшениях, религиозных головных уборах, масках, национальной одежде и даже поглядывали на форму африканской футбольной команды.
Африканская культура уникальна, архетипична. Она отражает собой характер исторического развития и, как любая культура, должна быть поддержана и сохранена. Использование африканских паттернов в проекте SeamPay для выхода на западный рынок, как мне кажется, отличный способ этому поспособствовать».
Ксения Гамалина,
дизайнер студии Embacy
Кенте
Самый популярный текстильный узор Западной Африки. Традиционно кенте ткали из толстых хлопковых нитей, а для королевских семей — из шёлка.
Существует как минимум 350 разновидностей паттернов кенте, самые популярные из них — адвинаса, абакофо мму ман и сика футуро.
Адвинаса — паттерн, означающий престиж. Основное отличие кенте адвинаса в смешанной технике его производства.
Абакофо мму ман — паттерн, символизирующий демократию и участие народа в управлении нацией. Сплетение девяти квадратов в центре повторяет очертания церемониальной стрижки королевских советников. Ношение абакофо мму ман означало поддержку политической атмосферы.
Компания «Египетские авиалинии» купила три самолёта для «Ганских международных авиалиний». Гана расположена в центре Западной Африки и с появлением первых собственных самолётов должна стать одним из важных транспортных хабов на континенте.
Проект имеет важное значение для государства, поэтому хвост и турбины самолётов украсили паттерном абакофо мму ман — исторически он символизирует участие народа в управлении страной.
Сика футуро — символ Ганы как одной из главных территорий по золотодобыче. Сика футуро переводится как «золотая пыль». Жёлтый, оранжевый и красный считаются цветами золота и богатства. В XI веке только короли могли использовать этот паттерн.
Емаа да, или «то, что не случалось раньше», — паттерн, когда-то поразивший короля Асанте своей уникальностью и непохожестью на другие. В XVIII веке его использовали люди высокого ранга как символ креативности и инноваций.
Несмотря на особенности значений видов кенте, паттерны можно сочетать между собой. Например, для популярной в Гане радиостанции Kente Садик Гаруба создал логотип и приложение, где сочетает паттерны сика футуро, емаа да и другие. Радио транслирует музыкальные и культурные программы и продвигает хайлайф-музыку.
Бамилеке ндоп
Назван в честь народа Западного Камеруна. Голубые линии паттерна абстрактны и геометричны, а традиционный цвет фона индиго символизирует небо и сильную душу. Племена Камеруна используют бамилеке ндоп для сакральных церемоний.
В Камеруне построили отель в стиле племён Бамилеке, чтобы погрузить гостей в культуру народа Центральной Африки. Паттерн использовали для оформления сайта, фасада и комнат.
Дизайнер Франциска Муноз Олива разработала дизайн плакатов для фестиваля культуры сообщества бамилеке.
«Помимо принта, я изобразила традиционную слоновью маску народа бамилеке. Для бамилеке такая маска — символ силы. Я хотела, чтобы постеры отобразили мощь визуального искусства племени и показали красоту африканских земель, где живут бамилеке.
Я считаю, что национальные паттерны — это хороший способ привлечь внимание дизайнеров, которые ещё не сталкивались с африканской эстетикой. Если дизайнеры захотят изучить происхождение паттернов, они удивятся многогранности африканского дизайна и могут вдохновиться ещё больше.
Возможно, я ещё буду использовать африканские орнаменты в релевантных проектах».
Франциска Муноз Олива,
дизайнер из Чили
Адире
Паттерны адире начали массово производить в Нигерии в двадцатых годах XX века после пришествия европейцев в Африку. В шестидесятых он стал очень популярен среди хиппи. Каждый сюжет адире имеет историческую трактовку, иногда связан с астрологией или отношениями между племенами.
Король народа Йоруба решил разукрасить свой «бентли» паттернами адире и поручил это Ронке Адемилуи, хозяйке фабрики по производству национального текстиля и одежды Adire Oodua Textile Hub. Таким образом король выражает Ронке почтение за обучение и предоставление рабочих мест молодёжи и женщинам в Нигерии.
Адинкра
Древняя символика Кот-д’Ивуар, названная в честь короля средневекового государства Гьяман. До конца XIX века адинкра служила визуальным языком почитания усопших и сакральных церемоний. Жители современной Ганы шьют одежду с адинкрой для семейных праздников, свадеб и фестивалей, заменив традиционные траурные цвета (бордовый, коричневый и чёрный) на более светлые.
Племена Ганы и Кот-д’Ивуара в адинкре используют различные символы со специальными значениями. Они ассоциируются с фразеологизмами и ценностями культуры Ашанти.
В Гане адинкра повсюду. Adinkra Lounge — название премиального зала в аэропорту «Котока». Символы встречаются в керамике, резьбе по дереву и росписи домов.
Международные компании используют популярность адинкры в брендинге, чтобы выйти на африканский рынок. Сотовый оператор Vodafone устроил квизы на знание символов адинкры в соцсетях и с помощью них забрендировал офисы.
В Гане не всегда приветствуется использование адинкры дизайнерами. Местное правительство зарегистрировало некоторые из них как интеллектуальную собственность и использует их только в государственной символике. Кроме того, изображать адинкру на алкогольных напитках строго запрещено.
Ганские запреты не работают в других странах. Например, дизайнер Вера Брэдли из Америки выпустила коллекцию сумок с адинкрой и вызвала негодование ганцев. Дизайнерам стоит быть осторожными в использовании адинкры как в Гане, так и в любой другой стране.
Мбути
Назван в честь племени, живущего в тропических лесах Конго. Лес для мбути — это центральный объект всего происходящего. Холщовую ткань в племени мбути изготавливают из коры инжирных деревьев, для нанесения узоров используют уголь (тот же, что для росписи тела). Их паттерны — это сочетание объектов с абстрактными линиями, напоминающими тропы и фактуры растений.
Швешве
Этот паттерн используют при изготовлении текстиля, напоминающего деним. Швешве можно узнать по цвету индиго и структуре из мелких повторяющихся точек, кругов и спиралей. Традиционно паттерн предназначался для свадебных торжеств, но теперь и женщины, и мужчины используют его повседневно. Популярен в Южной Африке.
Бушонг
Текстильный узор народа куба из Конго, сюжеты паттерна простые и легко узнаваемые. С XVII века пальмовые листья были основным материалом для бушонга, но такой текстиль получался настолько грубым, что наносить сложные и многоцветные узоры было невозможно.
Народ куба продолжает использовать схожие паттерны и традиционную цветовую гамму даже после появления в стране новых материалов и оборудования.
Боголанфини
Малийская техника нанесения узоров из ферментированной речной грязи деревянной кистью. Боголанфини придумали как камуфляж малийских охотников. После начала войны с французами паттерн использовался военными. Сейчас молодые малийцы носят боголанфини для выражения национальной идентичности.
Где вдохновляться африканской эстетикой
Маркетплейсы
- Akojo — британский онлайн-магазин с товарами независимых африканских дизайнеров.
- Industrie Africa — онлайн-магазин, медиа и платформа для продвижения африканских дизайнеров.
- African Attire — недорогая африканская одежда с различными принтами.
Африканские дизайнеры, художники и фотографы
- Тэндиве Муриу — фотограф, выросшая в Кении. Тэндиве проявляет свой культурный бэкграунд в фотографии, самостоятельно выбирает ткани, паттерны и моделей.
- Карабо Поппи — дизайнер и уличная художница из Южной Африки. Карабо использует африканские паттерны в проектах для Netflix, Nike, Wikipedia, NBA и других брендов.
- Сэнди Мазибуко — модельер и стилист из Южной Африки. Ндебеле присутствует в каждой коллекции Сэнди.
- Хассан Хаджадж — современный художник из Марракеша.
- Ладума Нгксоколо — представитель южноафриканского народа коса, прославился на весь мир мужскими вязаными свитерами. Сейчас работает под брендом Maxhosa.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».