Дизайн
#статьи

От адинкры до швешве: всё об африканских паттернах

Мода, дизайн интерьера, графический и продуктовый дизайн — как грамотно использовать африканские паттерны и где ими вдохновляться.

Изображение: 2630ben / Shutterstock / afrilege / zenakruzick / Polina Vari для Skillbox Media

Африканская культура — это тысячи разновидностей росписи текстиля, керамики, украшений тела и домашнего декора. Разобраться в каждом из направлений искусства Африки непросто. Рассказываем об известных африканских паттернах, истории их появления и о том, как их используют в современном дизайне.

Появление африканской этники в мировом искусстве

Африканские предметы начали попадать в Европу во времена колонизации континента. Местная мебель, текстиль, украшения выглядели необычно для европейцев, но воспринимались лишь как исторические артефакты, а не предметы искусства.

В начале XX века отношение к африканскому стилю поменялось благодаря художникам. Например, одним из первых, кто открыто заявил о симпатии к африканскому творчеству, был Поль Гоген, который затем обвинял остальных художников, будто они стыдятся признаться в том же самом. В те времена многие боялись говорить, что их вдохновляют яркие краски и креативные узоры Африки.

Анри Матисс был одним из первых, кто самостоятельно посетил Африку. Художник поехал в Алжир и привёз оттуда керамику и ткани, которые использовал в своих натюрмортах. В 1907 году Пикассо вдохновился африканской культурой и написал картину «Авиньонские девицы». Считается, что именно эта работа дала начало кубизму.

Изображение: «Авиньонские девицы». Пабло Пикассо, 1907 г. / Wikimedia Commons
Красные покрывала и керамическая посуда, привезённые из первой двухнедельной поездки Анри Матисса в Алжир
Изображение: картина «Натюрморт с красным покрывалом». Анри Матисс, 1906 г. / музей Гренобля / Wikimedia Commons

Ндебеле

Общее название нескольких южноафриканских племён. В 1883 году война с другими народами принесла большие трудности: жители потеряли свои соломенные дома. Новые жилища начали строить из глины, а женщины стали расписывать их стены, обозначая статус и социальную принадлежность своей семьи.

Традиция росписи жилья ндебеле переходит от матерей к дочерям, олицетворяет уровень женского мастерства и, в отличие от многих африканских паттернов, не несёт в себе сакрального или религиозного значения.

До семидесятых годов ндебеле рисовали руками, затем женщины начали использовать кисти из перьев — линии стали аккуратнее и во всех узорах появилась тонкая чёрная обводка.

Кисти ндебеле
Фото: Wikimedia Commons
Современный вид росписи ндебеле на домах
Фото: Wikimedia Commons

Ндебеле — один из самых известных африканских паттернов. Его используют в полиграфии, логотипах, дизайне интерьера, одежды.

Коллекция Сэнди Мазибуко на Oxford Fashion Show в Париже
Фото: House of Fabrosanz
Мурал с использованием паттерна ндебеле на ограждении футбольного центра Nike в Йоханнесбурге
Фото: Nike / Karabo Poppy Moletsane

Художница Эстер Малангу из Южной Африки научилась росписи ндебеле у матери. В 1991-м она получила запрос от BMW и оформила выставочный BMW 525i, а в 2016-м — модель 7-й серии.

Первая работа Эстер Малангу для BMW
Фото: Wikimedia Commons
BMW750Li в оформлении Эстер Малангу
Фото: пресс-служба BMW
Эстер Малангу
Фото: пресс-служба BMW

Нсибиди

Система кода, которую использовали как средство коммуникации народы Южной Африки и Нигерии. Она состоит из более 1000 символов, и уже сотни лет ей пользуются африканские племена.

Обществу известны значения отдельных символов, но точные значения комбинаций нсибиди остаются секретом племён, которые их используют.

Изображение: Wikimedia Commons
Фрагмент покрывала, сотканного для мужской камерунско-нигерийской диаспоры Экпе
Изображение: Altoon Sultan
Редизайн логотипа Coca-Cola с помощью нсибиди
Изображение: Cycol / Unilang
Подушка для шеи с нсибиди
Изображение: Toghal
Нсибиди в упаковке мыла
Изображение: Organic Savanna

Потомки Игбо в Канаде создали ассоциацию IDAOBC, чтобы проводить мероприятия и обучать детей языку и культуре Центральной Африки. Логотип сообщества состоит из символа нсибиди «любовь и единство» и звезды Давида как элемента духовных ценностей.

Логотип IDAOBC
Изображение: Igbo Development Association of BC

Художник Виктор Икпук оформил холл в здании музея «Собрание Филлипс» в Вашингтоне. С помощью простых линий Виктор изобразил на стенах социополитические сюжеты. Издалека роспись выглядит как обычное украшение, но, приглядевшись, можно увидеть лица в масках, аббревиатуру BLM, человека-мишень. Также на стенах изображены объятия и длинные линии, обозначающие надежду на всеобщее единение.

Виктор родился в Нигерии и хорошо знаком с символикой нсибиди, но изобрёл собственный визуальный язык с её элементами. Таким образом гости музея легче понимают смысл инсталляции.

Инсталляция Виктора Екпука в Вашингтоне
Фото: страница Виктора Икпука в Фейсбук*

Аквете

Национальный текстильный паттерн, названный в честь деревни на юге Нигерии. Местные мастера придумывают новые вариации аквете и могут вкладывать в них собственные значения. Считается, что люди, овладевшие ручной техникой создания этого текстиля, наделены талантом от Бога, поэтому аквете символизирует божественное начало в человеке.

Ткань, сотканная из грубого волокна пальмы рафии, предназначалась для камуфляжа и защиты воинов. Из конопляной ткани с аквете делали сумки и домашний текстиль. Более мягкий хлопок предназначался для изготовления повседневной одежды. Коричневый цвет традиционно был доминирующим во всех аквете-паттернах, но с появлением импортных материалов утратил свою популярность.

Паттерн аквете
Изображение: Antonia
Паттерны аквете в коллекции одежды нигерийского дизайнера Эмми Касбит
Фото: Industrie Africa
Постеры аквете
Изображение: Antonia
Постеры аквете
Изображение: Antonia

Дизайн-студия Embacy использовала аквете при создании айдентики британского финтех-проекта, выходящего на рынок в Нигерии. Использование паттерна выделит яркое приложение среди других. С другой стороны, соединять финтех и традиционный паттерн ― всё равно что «соединять достижения русских математиков с медведями и валенками». Поэтому дизайнеры сфокусировались на иллюстрациях и пользовательских элементах, но не отказались от аквете.

Присутствие паттерна связывает дизайн международного приложения с культурой Нигерии, но не забирает на себя основное внимание.

Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка
Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy

«Африканские паттерны взрывают своей ритмикой — они угловатые, заигрывающие, яркие. Работая над SeamPay, мы изучали формы орнаментов в африканской керамике, украшениях, религиозных головных уборах, масках, национальной одежде и даже поглядывали на форму африканской футбольной команды.

Африканская культура уникальна, архетипична. Она отражает собой характер исторического развития и, как любая культура, должна быть поддержана и сохранена. Использование африканских паттернов в проекте SeamPay для выхода на западный рынок, как мне кажется, отличный способ этому поспособствовать».

Ксения Гамалина,
дизайнер студии Embacy

Кенте

Самый популярный текстильный узор Западной Африки. Традиционно кенте ткали из толстых хлопковых нитей, а для королевских семей — из шёлка.

Существует как минимум 350 разновидностей паттернов кенте, самые популярные из них — адвинаса, абакофо мму ман и сика футуро.

Адвинаса — паттерн, означающий престиж. Основное отличие кенте адвинаса в смешанной технике его производства.

Текстиль с паттерном адвинаса
Изображение: Project Bly
Подарочные пакеты с паттерном адвинаса
Фото: Venus Island

Абакофо мму ман — паттерн, символизирующий демократию и участие народа в управлении нацией. Сплетение девяти квадратов в центре повторяет очертания церемониальной стрижки королевских советников. Ношение абакофо мму ман означало поддержку политической атмосферы.

Кенте абакофо мму ман
Изображение: Afrikan Attire

Компания «Египетские авиалинии» купила три самолёта для «Ганских международных авиалиний». Гана расположена в центре Западной Африки и с появлением первых собственных самолётов должна стать одним из важных транспортных хабов на континенте.

Проект имеет важное значение для государства, поэтому хвост и турбины самолётов украсили паттерном абакофо мму ман — исторически он символизирует участие народа в управлении страной.

Дизайн самолёта Boeing 787-9
Изображение: страница The Boeing Company в Twitter

Сика футуро — символ Ганы как одной из главных территорий по золотодобыче. Сика футуро переводится как «золотая пыль». Жёлтый, оранжевый и красный считаются цветами золота и богатства. В XI веке только короли могли использовать этот паттерн.

Ткань сика футуро
Изображение: Tribalgh
Головной убор с сика футуро
Изображение: Ayan Boutique

Емаа да, или «то, что не случалось раньше», — паттерн, когда-то поразивший короля Асанте своей уникальностью и непохожестью на другие. В XVIII веке его использовали люди высокого ранга как символ креативности и инноваций.

Кенте емаа да
Изображение: Project Bly
Кенте емаа да в домашнем интерьере
Изображение: Project Bly

Несмотря на особенности значений видов кенте, паттерны можно сочетать между собой. Например, для популярной в Гане радиостанции Kente Садик Гаруба создал логотип и приложение, где сочетает паттерны сика футуро, емаа да и другие. Радио транслирует музыкальные и культурные программы и продвигает хайлайф-музыку.

Приложение радио Kente
Изображение: Kente Radio / Sadiq Garuba
Логотип радио Kente
Изображение: Kente Radio

Бамилеке ндоп

Назван в честь народа Западного Камеруна. Голубые линии паттерна абстрактны и геометричны, а традиционный цвет фона индиго символизирует небо и сильную душу. Племена Камеруна используют бамилеке ндоп для сакральных церемоний.

Бамилеке ндоп
Изображение: Afrilege

В Камеруне построили отель в стиле племён Бамилеке, чтобы погрузить гостей в культуру народа Центральной Африки. Паттерн использовали для оформления сайта, фасада и комнат.

Сайт отеля Zingana
Скриншот: сайт отеля Zingana
Башни отеля Zingana
Фото: отель Zingana

Дизайнер Франциска Муноз Олива разработала дизайн плакатов для фестиваля культуры сообщества бамилеке.

Постеры с бамилеке. Дизайнер Франциска Муноз Олива
Изображение: фестиваль культуры сообщества бамилеке / Франциска Муноз Олива

«Помимо принта, я изобразила традиционную слоновью маску народа бамилеке. Для бамилеке такая маска — символ силы. Я хотела, чтобы постеры отобразили мощь визуального искусства племени и показали красоту африканских земель, где живут бамилеке.

Я считаю, что национальные паттерны — это хороший способ привлечь внимание дизайнеров, которые ещё не сталкивались с африканской эстетикой. Если дизайнеры захотят изучить происхождение паттернов, они удивятся многогранности африканского дизайна и могут вдохновиться ещё больше.

Возможно, я ещё буду использовать африканские орнаменты в релевантных проектах».

Франциска Муноз Олива,
дизайнер из Чили

Адире

Паттерны адире начали массово производить в Нигерии в двадцатых годах XX века после пришествия европейцев в Африку. В шестидесятых он стал очень популярен среди хиппи. Каждый сюжет адире имеет историческую трактовку, иногда связан с астрологией или отношениями между племенами.

Адире с изображением короля и королевы на ткани, сотканной с использованием крахмала кассавы
Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Фрагмент адире с изображением скорпиона, означающий, что женщина, носившая эту одежду, пользовалась уважением
Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Чехол для планшета с адире
Изображение: Society6
Рюкзак JanSport с адире
Изображение: Ubuy

Король народа Йоруба решил разукрасить свой «бентли» паттернами адире и поручил это Ронке Адемилуи, хозяйке фабрики по производству национального текстиля и одежды Adire Oodua Textile Hub. Таким образом король выражает Ронке почтение за обучение и предоставление рабочих мест молодёжи и женщинам в Нигерии.

Ронке Адемилуи напротив королевского «бентли»
Фото: Akin Ayofe / Adire Oodua Textile Hub

Адинкра

Древняя символика Кот-д’Ивуар, названная в честь короля средневекового государства Гьяман. До конца XIX века адинкра служила визуальным языком почитания усопших и сакральных церемоний. Жители современной Ганы шьют одежду с адинкрой для семейных праздников, свадеб и фестивалей, заменив традиционные траурные цвета (бордовый, коричневый и чёрный) на более светлые.

Традиционная адинкра, произведённая ручным способом
Изображение: African Beads and Fabrics
Адинкра, которую используют современные жители Ганы
Изображение: Adire African Textiles

Племена Ганы и Кот-д’Ивуара в адинкре используют различные символы со специальными значениями. Они ассоциируются с фразеологизмами и ценностями культуры Ашанти.

Самые популярные символы адинкры
Изображение: Leonard Ellom Quist / The Noun Project
Современная адинкра
Изображение: African Beads and Fabrics
Современная праздничная адинкра
Фото: Wikimedia Commons

В Гане адинкра повсюду. Adinkra Lounge — название премиального зала в аэропорту «Котока». Символы встречаются в керамике, резьбе по дереву и росписи домов.

Международные компании используют популярность адинкры в брендинге, чтобы выйти на африканский рынок. Сотовый оператор Vodafone устроил квизы на знание символов адинкры в соцсетях и с помощью них забрендировал офисы.

Тест на знание символа провидения и божества родной земли в соцсетях Vodafone
Изображение: Vodafone Ghana / Grapheine
Адинкра в офисах Vodafone
Фото: Vodafone Ghana / Grapheine

В Гане не всегда приветствуется использование адинкры дизайнерами. Местное правительство зарегистрировало некоторые из них как интеллектуальную собственность и использует их только в государственной символике. Кроме того, изображать адинкру на алкогольных напитках строго запрещено.

Ганские запреты не работают в других странах. Например, дизайнер Вера Брэдли из Америки выпустила коллекцию сумок с адинкрой и вызвала негодование ганцев. Дизайнерам стоит быть осторожными в использовании адинкры как в Гане, так и в любой другой стране.

Сумки с адинкрой, возмутившие ганцев
Скриншот: сайт Vera Bradley

Мбути

Назван в честь племени, живущего в тропических лесах Конго. Лес для мбути — это центральный объект всего происходящего. Холщовую ткань в племени мбути изготавливают из коры инжирных деревьев, для нанесения узоров используют уголь (тот же, что для росписи тела). Их паттерны — это сочетание объектов с абстрактными линиями, напоминающими тропы и фактуры растений.

Полотно мбути с национальным паттерном
Изображение: Amazigh
Паттерн мбути
Изображение: 1stDibs
Чехол для фляги
Изображение: Toghal
Стрит-арт в Сан-Франциско
Фото: Wikimedia Commons

Швешве

Этот паттерн используют при изготовлении текстиля, напоминающего деним. Швешве можно узнать по цвету индиго и структуре из мелких повторяющихся точек, кругов и спиралей. Традиционно паттерн предназначался для свадебных торжеств, но теперь и женщины, и мужчины используют его повседневно. Популярен в Южной Африке.

Варианты паттернов швешве
Фото: Judy Tucker / Sleeping Dog Quilts
Свадебный стол в стиле швешве.
Фото: страница The Julz Events в Фейсбук*
Чехол для айфона в стиле швешве
Изображение: Pieter Bruwer
Мороженое швешве
Изображение: Shwe Shwe / Fanakalo

Бушонг

Текстильный узор народа куба из Конго, сюжеты паттерна простые и легко узнаваемые. С XVII века пальмовые листья были основным материалом для бушонга, но такой текстиль получался настолько грубым, что наносить сложные и многоцветные узоры было невозможно.

Народ куба продолжает использовать схожие паттерны и традиционную цветовую гамму даже после появления в стране новых материалов и оборудования.

Грубое пальмовое полотно с паттерном бушонг начала XX века
Изображение: Wikimedia Commons
Полотно бушонг середины XX века
Изображение: Бруклинский музей / Wikimedia Commons
Сумка с паттерном бушонг
Изображение: Adele Dejak
Бушонг в современном интерьере
Фото: Contemporary african art

Боголанфини

Малийская техника нанесения узоров из ферментированной речной грязи деревянной кистью. Боголанфини придумали как камуфляж малийских охотников. После начала войны с французами паттерн использовался военными. Сейчас молодые малийцы носят боголанфини для выражения национальной идентичности.

Малийский боголанфини 1925–1950-х годов
Изображение: Музей прикладного искусства и науки
Показ модной коллекции с боголанфини
Фото: The Well-Appointed Catwalk
Рамка с боголанфини
Фото: Alyse studios

Где вдохновляться африканской эстетикой

Маркетплейсы

  • Akojo — британский онлайн-магазин с товарами независимых африканских дизайнеров.
  • Industrie Africa — онлайн-магазин, медиа и платформа для продвижения африканских дизайнеров.
  • African Attire — недорогая африканская одежда с различными принтами.

Африканские дизайнеры, художники и фотографы

  • Тэндиве Муриу — фотограф, выросшая в Кении. Тэндиве проявляет свой культурный бэкграунд в фотографии, самостоятельно выбирает ткани, паттерны и моделей.
  • Карабо Поппи — дизайнер и уличная художница из Южной Африки. Карабо использует африканские паттерны в проектах для Netflix, Nike, Wikipedia, NBA и других брендов.
  • Сэнди Мазибуко — модельер и стилист из Южной Африки. Ндебеле присутствует в каждой коллекции Сэнди.
  • Хассан Хаджадж — современный художник из Марракеша.
  • Ладума Нгксоколо — представитель южноафриканского народа коса, прославился на весь мир мужскими вязаными свитерами. Сейчас работает под брендом Maxhosa.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована