История ВНИИТЭ: прототип «умного дома» и первый экодизайн
Рассказываем о главных концептуальных проектах позднесоветской эпохи.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
В Советском Союзе не было слова «дизайн», оно считалось капиталистическим и ассоциировалось с потребительской культурой. Термин заменили два понятия — «техническая эстетика» и «художественное конструирование». Именно этими словами описывали деятельность ВНИИТЭ, центра советского экспериментального дизайна.
В этом институте разработали самые прогрессивные промышленные образцы того времени: такси-минивэн, жилой фургон-прицеп, экомебель, систему сортировки вторсырья, персональный магнитофон и многое другое. Большинство проектов так и остались прототипами или концептами, а запущенные в производство потеряли изначальную футуристичность из-за бюрократии или урезанного финансирования. Тем не менее это не умаляет значения разработок ВНИИТЭ, сотрудники института были настоящими визионерами, и многие их идеи десятилетия спустя находят место в современном дизайне.
Рассказываем про ВНИИТЭ и четыре значимых проекта института.
Институт
ВНИИТЭ учредили в 1962 году, чтобы улучшить качество товаров «культурно-бытового назначения» благодаря художественному конструированию. Институт расположили на территории ВДНХ, в здании бывшей библиотеки, сейчас это павильон №312.
Задачи и функции у ВНИИТЭ были внушительные, институт отвечал за внедрение и развитие промышленного дизайна во всех республиках СССР. Сотрудники должны были разрабатывать дизайн-проекты, внедрять их в производство и обучать новых специалистов в области технической эстетики.
Уже через три года после основания ВНИИТЭ выходит на международный уровень — в 1965 году институт представляет страну в Международном совете дизайна, ICoD. Такое признание позволило расширить зону ответственности института, и с 1968 года его сотрудники контролировали качество новых промышленных продуктов и прогнозировали изменения нужд потребителей.
Также они устанавливали стандарты для производителей, помимо технических характеристик оценивались эргономика и эстетика продукта. С того момента для каждого нового серийного проекта нужно было получить официальное одобрение института на запуск в производство.
В том же году сотрудники ВНИИТЭ начали составлять методички и руководства для художественно-конструкторских бюро на предприятиях, а также организовали систему подготовки научных кадров по технической эстетике, в стране впервые появились теоретики дизайна. Во многом благодаря им стали возможны экспериментальные проекты, которые сделали мировую репутацию ВНИИТЭ.
БелАЗ-540
Один из первых успешных опытов — создание в 1965 году модели самосвала БелАЗ-540 по эскизам и чертежам Валентина Сергеевича Кобылинского. Он взял за основу конструкцию американского карьерного самосвала LeTourneau Westinghouse и адаптировал к возможностям советской промышленности.
В БелАЗ-540 было много новшеств. Цельный капот для большей прочности, который уравновесили торсионом, чтобы он не заваливался во время работы. Одноместная кабина, прикрытая от удара сверху кузовом. И лобовое стекло с отрицательным наклоном, чтобы на нём не скапливалась пыль. Проект оценили на международных выставках, но в серийное производство запустили небольшое количество самосвалов, все последующие модели были упрощёнными.
«Рапан»
ВНИИТЭ часто выполняли автомобильные проекты, очень известен прототип такси-минивэна, в который легко помещалась даже детская коляска, но есть и более сложные и непривычные для нашей страны концепты. Автоприцеп «Рапан», напоминающий винтажную космическую капсулу, начали разрабатывать в восьмидесятых после американского бума домов на колёсах.
Фургон был рассчитан на семью из четырёх человек — двое взрослых и двое детей. Внутри помещались двуспальная кровать и две койки, родительское место складывалось в обеденный стол, а детские кровати — в игровую зону. На кухне была плита, рабочая поверхность и холодильник, в ванной — душ и биотуалет. Легковая машина могла везти «Рапан» со скоростью до 80 км/ч. Автоприцеп был максимально функционален для такого небольшого размера, многие его элементы раскладывались наружу, это позволяло справиться с нехваткой места, но кочевой образ жизни не очень соответствовал советским реалиям, поэтому проект так и остался прототипом.
СФИНКС
Но во ВНИИТЭ занимались и более сложными проектами. Учёные института в конце восьмидесятых понимали, что в будущем бытовой техники будет ещё больше, а значит, управлять всеми приборами в доме станет труднее. Поэтому они поставили себе задачу придумать центр, который объединил бы их всех. Так под руководством Дмитрия Азрикана разработали систему «СФИНКС», полное описание её функционала вышло в «Технической эстетике», собственном журнале института.
СФИНКС назвали домашним телерадиокомплексом, по сути, это советский прототип «умного дома», он состоял из блока с процессором, экрана и пультов управления с дисплеем. Все приборы по отдельности уже были в ходу, но революционной стала идея объединить их. Разработчики планировали, что с помощью СФИНКСа можно будет управлять всеми предметами в доме — от газовой плиты до телевизора. В серию планировали запустить к 2000 году, но распад Советского Союза помешал этим планам.
ВТОМАР
ВНИИТЭ предвосхищал будущее и в сфере социальных проектов, в институте уже существовала линия экологических инициатив. В самом начале существования сотрудники института уже создали мебель из переработанных материалов, которую они использовали на выставках своих работ, но в восьмидесятых замысел масштабировали. Под руководством Андрея Мещанинова возник проект «ВТОМАР».
Потребность в сортировке отходов была высокой, ресурсов всегда не хватало. При этом в массовом сознании мусор ассоциировался только с вонью, а не с пользой, поэтому сортировку необходимо было сделать не только функциональной, но и эстетичной, чтобы в глазах людей отделить вторичное сырьё от мусора.
В городах планировали организовать отдельные баки с единым дизайном под три различные фракции: бумага, стекло и металл. Дизайнеры ВНИИТЭ продумали не только оформление, но и информационные плакаты, расположение баков в зависимости от специализации района и логистическую карту.
Проект был продуман целиком с точки зрения функции, но авторы не разработали план мотивации граждан: за сдачу вторичного сырья люди не получали деньги или льготы, поэтому неохотно меняли бытовые привычки. В целом ВТОМАР не оправдал ожиданий, финансирование сократили, а с началом перестройки проект постепенно свернули.