Тренды в дизайне шрифтов: чем запомнился 2025-й
Генерация шрифтов, каталоги, суперсемейства и переосмысление классики.
Прошлый год задал экспериментальный темп, а 2025-й его структурировал. В этом материале шрифтовые дизайнеры и исследователи типографики провели ретроспективу и порефлексировали о тенденциях, которые определили визуальный язык типографики этого года.

Аделина Шайдуллина
Журнал type.today
— Прошлогоднее стремление студий добавить в лицензии (несколько наивный) запрет на обучение искусственного интеллекта на шрифтах сменилось интересом к машинному обучению.
Кай Бернау, Уэйн Дэли, Рафаела Хефлигер и Алис Савуа в рамках ресёрч-программы ECAL исследовали, как шрифтовые дизайнеры и инженеры пользуются в работе нейросетями и технологиями машинного обучения. Проект I Love Typography организовал онлайн-конференцию, посвящённую искусственному интеллекту и шрифтам. А многие другие дизайнеры увлечённо обсуждали в соцсетях шрифты, которые создатель FontLab Юрий Ярмола нарисовал с помощью ChatGPT.

Мои любимые шрифты из вышедших в этом году (здесь я, конечно, предвзята): Backslanted студии CSTM Fonts, Repose Филиппа Ноймайера и Lufta Арины Шокаревой.




Кирилл Турыгин
Графический и шрифтовой дизайнер. Участник ESH Gruppa, студии Bolditalic, арт-директор проекта «СовМодно»
— Кажется, что тренд на универсальные гротески пока не планирует угасать, но всё чаще делается упор на различные детали, которые из нейтрального шрифта делают нечто выразительное:
Необычные инк-трапы
Denim от Display Type Foundry, гротеск с чуть приквадраченными овалами, но главная фишка начертания INK — еле заметные заплывы внутри букв, которые усиливают общий технический характер шрифта. MM Sign от Mockup Masion воссоздаёт внутри букв физический эффект потрескавшейся виниловой плёнки на солнце.


Юникейс
ABC Pelikan от Dinamo имеет особенность уравнивать прописные и строчные буквы в одну линию, из-за чего шрифт превращается в модернистское высказывание. Pika от «Бюробукв» — тоже прекрасный эксперимент с юникейсом, где выносные элементы кириллицы, не выходящие за рамки строки, ещё имеют размашистую и плавную форму.


Экспериментальность
Lit от Bolditalic, в котором намеренно разная ширина букв создаёт неожиданный ритм и игривую нотку ар-деко. Nox от ESH Gruppa — шрифт для отеля, где геометричность превращается в акциденцию за счёт соединения букв одной линией, как отсылка к арабской вязи.



Фёдор Аброськин
Шрифтовой и графический дизайнер fa-fa-fa.xyz. Куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ и Bang Bang Education
— Шрифты продолжают активно развиваться. Интерес к ним растёт: появляется больше проектов, в том числе студенческих. В кириллическом пространстве открываются новые словолитни и продолжают развиваться уже существующие — немного, но стабильно. За последние 2–3 года на рынок вышли Bolditalic, «Бюробукв» и моя студия.
Для крупных брендов собственный шрифт стал базой визуальной идентичности — возьмём в пример шрифт для сервиса Flowwow, разработанный Анной Хораш. С одной стороны, растёт число нейтральных корпоративных гарнитур, похожих друг на друга. С другой — увеличивается количество выразительных, акцидентных решений. Брендинговые агентства на регулярной основе разрабатывают шрифты для проектов: Shuka, ONY, Esh.


Всё заметнее потребность в децентрализации и точечных решениях — инструментах, точно работающих в конкретных задачах. Запрос смещается с универсального решения на создание собственного инструмента. Шрифт становится именно таким кастомным инструментом: не универсальным мультитулом, а специализированным инструментом для узкой задачи, где стандартные решения не подходят.
Это видно по последним ребрендингам, например кафе-пекарни «Печорин». Если несколько лет назад преобладали причёсанные логотипы на основе геометрических гротесков, из-за чего бренды становились похожими и безликими, то теперь даже крупные компании стремятся к индивидуальности, а диапазон визуальных решений расширяется. Вероятно, со временем эта волна индивидуализации сменится новым этапом спокойных, простых шрифтов, но пока тенденция к выразительности сохраняется: -)



Анна Хораш
Шрифтовой дизайнер, преподаватель, жюри дизайн-фестиваля «Среда»
— 2025-й уже был достаточно богатым на новые шрифтовые релизы, а я пишу это в октябре — самое активное время для публикации новых работ.
Шрифтовые каталоги
Радостно, что бумажные шрифтовые каталоги снова в тренде, но студии не стремятся уместить на бумажные страницы весь знаковый состав, а скорее упомянуть шрифтовые семейства и облечь в форму философию и характер студии.
Это даёт большую свободу для экспериментов с формой и конструкцией каталога. Мои любимые релизы — каталог Contrast Foundry в виде детской книжки-игрушки с ингредиентами бургера и Specimen 2 Dinamo, разворачивающийся в большой плакат наподобие «Твистера».


В самих шрифтах есть несколько трендов, которые существуют уже продолжительное время, но в рамках каждого из них появляются новые оригинальные релизы.
Суперсемейства
Крупные студии разрабатывают гигантские суперсемейства гротесков с сотнями начертаний от сверхузких и светлых до супершироких и жирных с дополнительными осями наклона и скругления.
В таких семействах есть плавная градация стилей с возможностью выбрать определённое сочетание параметров, но необходим компромисс для интерполяции всех стилей между собой. Поэтому крайние стили обычно менее выразительные, а промежуточные не всегда работают идеально.
Интересно, как студии по-разному решают проблему навигации и организации стилей внутри семейства. К таким я бы отнесла GT Standard от Grilli Type, включающий 336 начертаний, и NaN SuperX.


Расширение языковой поддержки
Всё больше студий коллаборируются со своими коллегами из других регионов для разработки дополнительных языков. На исследовании и поддержке нелатинских письменностей специализируются Typotheque, но всё больше локальных студий работают с новыми алфавитами. Например, в 2025 году вышел CoFo Sans с поддержкой арабского, на TypeToday были опубликованы шрифты немецкого дизайнера Филиппа Ноймайера Opague и Repose с поддержкой кириллицы, NaN Serf Sans теперь поддерживает кириллицу, греческий, тайский, арабский.



Переосмысление классики
Неустаревающий жанр — переосмысление классических шрифтов и поиск нового звучания для привычных форм.
Меня совершенно очаровал каламбуром в название и работой с классическими формами в логике моноширинности релиз Garamono Ишара Хавкинса в студии WiseType. Особенно выразительным получился курсив.

Также хочется отметить выдержанные и сбалансированные, с явно выраженным характером и ненавязчивой оригинальностью релизы Commercial Type: строгий Control и элегантное переосмысление голландской антиквы Jargon Тома Булле.


Ещё один важный релиз Commercial type — шрифт французского дизайнера и каллиграфа Жюльена Прие — Place. Эта широкая элегантная антиква с высоким контрастом и готическими прописными уникальна своими пропорциями и стала первым шрифтом, исследующим это направление в дизайне.

Кроме того, хочется обратить внимание на кастомный шрифт для Rolling Stone с декоративными заглавными буквами с росчерками от Commercial type и Julien Priez. Выпрямление классических курсивных конструкций прописных букв в прямом начертании сохранило в них нотки ностальгии, но, по сути, стало совершенно новым прочтением.

ABC Honeymoon — моноширинная интерпретация классических английских почерков для гравировки на меди XVII–XVIII веков.

Paragraf — рациональная классика в исполнении Typeji, антиква с завышенной талией, чистыми прямыми линиями и острыми деталями.

Raffine Ольги Коваленко — элегантная высококонтрастная антиква, вдохновлённая титрами классического немого кино 1919 года. Разноширинность и ритмическая сложность оригинала не только проявилась в латинице, но и отлично работает в кириллице.

HAL Gap — вариативный шрифт с оригинальной линейкой стилей от XXS до XXL, вдохновлённый шрифтом Friedrich Poppl, Leporello от 1977.

Наплывы и мягкие формы
Есть ощущение, что в акцидентных шрифтах на смену гиперболизированным ловушкам для чернил (как в Whyte) пришли наплывы в местах присоединений штрихов и более плавные скруглённые окончания.

Среди важных релизов я бы назвала Only Sans Дарьи Коэн, RL Horizon Радека Лукасиевича и NaN Archy.



Динамические вариативные шрифты
Технологию вариативных шрифтов используют для точного выбора начертаний в классических шрифтовых семействах. Но мне кажется важным, что теперь их ещё и адаптируют под динамические форматы. К таким шрифтам я бы отнесла Electric Blue, Silver Coil и Purple Haze студии Font Spectrum. Эти шрифты созданы специально для анимации, и именно в движении их характер раскрывается наиболее полно.

Из других важных, на мой взгляд, новостей в мире шрифтов в 2025 году — появилась новая платформа Contemporary Type, публикующая шрифты независимых шрифтовых дизайнеров и небольших студий.


Арина Шокарева
Шрифтовой и графический дизайнер
— Главная тенденция, которая не может не радовать, — случился типографический бунт. За последние несколько лет всё больше графических дизайнеров пробуют себя в шрифтовом деле, а многие брендинговые студии начали рисовать шрифты не только для проектов, но и на продажу. Всем интересно попробовать себя в типографике — и это здорово. Чем больше людей вовлекаются, тем разнообразнее становится визуальная среда.
Когда я работала над Lufta, для меня открылся мир модульных шрифтов. Тенденция на них существует давно, но именно в последние пару лет появилось особенно много экспериментов.

Изображение: Benoît Bodhuin

Изображение: @nika__levitskaya / «Инстаграм»*

Изображение: Anne-Dauphine Borione
Это действительно увлекает — не только использовать такие шрифты в дизайне, но и сам процесс создания. Он ощущается как игра, где нужно собрать символ из ограниченного набора модулей. И в этом прелесть: даже без опыта в отрисовке шрифтов можно прийти к убедительным и интересным результатам. Много классных находок появилось, например, на мастер-классах у Феди Аброськина.


Сейчас экспериментируют не только с самими модулями, но и добавляют в процесс кодинг, получая на выходе множество вариаций. Всё больше внимания уделяется и сеткам: на их основе появляются модули, или, наоборот, модули нанизываются на уже существующие системы. Есть шрифтовой онлайн-инструмент Grid Type, где можно создать трафаретный шрифт, выбрав сетку и настроив различные параметры.

Изображение: @benoitbodhuin / «Инстаграм»*

Изображение: @noe_erb / «Инстаграм»*
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!