Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :07 :03 Выбрать курс
Дизайн
#подборки

Тренды в дизайне шрифтов: чем запомнился 2025-й

Генерация шрифтов, каталоги, суперсемейства и переосмысление классики.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Прошлый год задал экспериментальный темп, а 2025-й его структурировал. В этом материале шрифтовые дизайнеры и исследователи типографики провели ретроспективу и порефлексировали о тенденциях, которые определили визуальный язык типографики этого года.

Аделина Шайдуллина

Журнал type.today

— Прошлогоднее стремление студий добавить в лицензии (несколько наивный) запрет на обучение искусственного интеллекта на шрифтах сменилось интересом к машинному обучению.

Кай Бернау, Уэйн Дэли, Рафаела Хефлигер и Алис Савуа в рамках ресёрч-программы ECAL исследовали, как шрифтовые дизайнеры и инженеры пользуются в работе нейросетями и технологиями машинного обучения. Проект I Love Typography организовал онлайн-конференцию, посвящённую искусственному интеллекту и шрифтам. А многие другие дизайнеры увлечённо обсуждали в соцсетях шрифты, которые создатель FontLab Юрий Ярмола нарисовал с помощью ChatGPT.

Изображение: Юрий Ярмола / FontLab

Мои любимые шрифты из вышедших в этом году (здесь я, конечно, предвзята): Backslanted студии CSTM Fonts, Repose Филиппа Ноймайера и Lufta Арины Шокаревой.

Изображение: CSTM Fonts / Future Fonts
Изображение: Philipp Neumeyer / type.today
Изображение: Arina Shokareva / type.today

Кирилл Турыгин

Графический и шрифтовой дизайнер. Участник ESH Gruppa, студии Bolditalic, арт-директор проекта «СовМодно»

— Кажется, что тренд на универсальные гротески пока не планирует угасать, но всё чаще делается упор на различные детали, которые из нейтрального шрифта делают нечто выразительное:

Необычные инк-трапы

Denim от Display Type Foundry, гротеск с чуть приквадраченными овалами, но главная фишка начертания INK — еле заметные заплывы внутри букв, которые усиливают общий технический характер шрифта. MM Sign от Mockup Masion воссоздаёт внутри букв физический эффект потрескавшейся виниловой плёнки на солнце.

Изображение: Displaay Type Foundry
Изображение: Mockup Maison

Юникейс

ABC Pelikan от Dinamo имеет особенность уравнивать прописные и строчные буквы в одну линию, из-за чего шрифт превращается в модернистское высказывание. Pika от «Бюробукв» — тоже прекрасный эксперимент с юникейсом, где выносные элементы кириллицы, не выходящие за рамки строки, ещё имеют размашистую и плавную форму.

Изображение: Dinamo
Изображение: «Бюробукв» / фестиваль «Среда»

Экспериментальность

Lit от Bolditalic, в котором намеренно разная ширина букв создаёт неожиданный ритм и игривую нотку ар-деко. Nox от ESH Gruppa — шрифт для отеля, где геометричность превращается в акциденцию за счёт соединения букв одной линией, как отсылка к арабской вязи.

Изображение: Bold Italic
Изображение: NOX / ESH GRUPPA / фестиваль «Среда»

Фёдор Аброськин

Шрифтовой и графический дизайнер fa-fa-fa.xyz. Куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ и Bang Bang Education

— Шрифты продолжают активно развиваться. Интерес к ним растёт: появляется больше проектов, в том числе студенческих. В кириллическом пространстве открываются новые словолитни и продолжают развиваться уже существующие — немного, но стабильно. За последние 2–3 года на рынок вышли Bolditalic, «Бюробукв» и моя студия.

Для крупных брендов собственный шрифт стал базой визуальной идентичности — возьмём в пример шрифт для сервиса Flowwow, разработанный Анной Хораш. С одной стороны, растёт число нейтральных корпоративных гарнитур, похожих друг на друга. С другой — увеличивается количество выразительных, акцидентных решений. Брендинговые агентства на регулярной основе разрабатывают шрифты для проектов: Shuka, ONY, Esh.

​​Изображение: Flowwow / дизайн бюро «Щука»
Изображение: Flowwow / дизайн бюро «Щука»

Всё заметнее потребность в децентрализации и точечных решениях — инструментах, точно работающих в конкретных задачах. Запрос смещается с универсального решения на создание собственного инструмента. Шрифт становится именно таким кастомным инструментом: не универсальным мультитулом, а специализированным инструментом для узкой задачи, где стандартные решения не подходят.

Это видно по последним ребрендингам, например кафе-пекарни «Печорин». Если несколько лет назад преобладали причёсанные логотипы на основе геометрических гротесков, из-за чего бренды становились похожими и безликими, то теперь даже крупные компании стремятся к индивидуальности, а диапазон визуальных решений расширяется. Вероятно, со временем эта волна индивидуализации сменится новым этапом спокойных, простых шрифтов, но пока тенденция к выразительности сохраняется: -)

​​Изображение: кафе-пекарни «Печорин» / дизайн агентства «Терминал»
Изображение: кафе-пекарни «Печорин» / дизайн агентства «Терминал»

Анна Хораш

Шрифтовой дизайнер, преподаватель, жюри дизайн-фестиваля «Среда»

— 2025-й уже был достаточно богатым на новые шрифтовые релизы, а я пишу это в октябре — самое активное время для публикации новых работ.

Шрифтовые каталоги

Радостно, что бумажные шрифтовые каталоги снова в тренде, но студии не стремятся уместить на бумажные страницы весь знаковый состав, а скорее упомянуть шрифтовые семейства и облечь в форму философию и характер студии.

Это даёт большую свободу для экспериментов с формой и конструкцией каталога. Мои любимые релизы — каталог Contrast Foundry в виде детской книжки-игрушки с ингредиентами бургера и Specimen 2 Dinamo, разворачивающийся в большой плакат наподобие «Твистера».

Изображение: The Office of Ordinary Things / Contrast Foundry
Изображение: Studio HanLi / Dinamo

В самих шрифтах есть несколько трендов, которые существуют уже продолжительное время, но в рамках каждого из них появляются новые оригинальные релизы.

Суперсемейства

Крупные студии разрабатывают гигантские суперсемейства гротесков с сотнями начертаний от сверхузких и светлых до супершироких и жирных с дополнительными осями наклона и скругления.

В таких семействах есть плавная градация стилей с возможностью выбрать определённое сочетание параметров, но необходим компромисс для интерполяции всех стилей между собой. Поэтому крайние стили обычно менее выразительные, а промежуточные не всегда работают идеально.

Интересно, как студии по-разному решают проблему навигации и организации стилей внутри семейства. К таким я бы отнесла GT Standard от Grilli Type, включающий 336 начертаний, и NaN SuperX.

Изображение: GT Standard / Grilli Type
Изображение: NaN

Расширение языковой поддержки

Всё больше студий коллаборируются со своими коллегами из других регионов для разработки дополнительных языков. На исследовании и поддержке нелатинских письменностей специализируются Typotheque, но всё больше локальных студий работают с новыми алфавитами. Например, в 2025 году вышел CoFo Sans с поддержкой арабского, на TypeToday были опубликованы шрифты немецкого дизайнера Филиппа Ноймайера Opague и Repose с поддержкой кириллицы, NaN Serf Sans теперь поддерживает кириллицу, греческий, тайский, арабский.

Изображение: Филиппа Ноймайера / type.today
Изображение: Филипп Ноймайер / type.today
Изображение: Nan

Переосмысление классики

Неустаревающий жанр — переосмысление классических шрифтов и поиск нового звучания для привычных форм.

Меня совершенно очаровал каламбуром в название и работой с классическими формами в логике моноширинности релиз Garamono Ишара Хавкинса в студии WiseType. Особенно выразительным получился курсив.

Изображение: Ишар Хавкинс / WiseType

Также хочется отметить выдержанные и сбалансированные, с явно выраженным характером и ненавязчивой оригинальностью релизы Commercial Type: строгий Control и элегантное переосмысление голландской антиквы Jargon Тома Булле.

Изображение: Christian Schwartz / Miguel Reyes / Сommercial Type
Изображение: Thomas Bouillet / Сommercial Type

Ещё один важный релиз Commercial type — шрифт французского дизайнера и каллиграфа Жюльена Прие — Place. Эта широкая элегантная антиква с высоким контрастом и готическими прописными уникальна своими пропорциями и стала первым шрифтом, исследующим это направление в дизайне.

Изображение: Julien Priez / Сommercial Type

Кроме того, хочется обратить внимание на кастомный шрифт для Rolling Stone с декоративными заглавными буквами с росчерками от Commercial type и Julien Priez. Выпрямление классических курсивных конструкций прописных букв в прямом начертании сохранило в них нотки ностальгии, но, по сути, стало совершенно новым прочтением.

Изображение: Rolling Stone / Сommercial Type

ABC Honeymoon — моноширинная интерпретация классических английских почерков для гравировки на меди XVII–XVIII веков.

Изображение: Dinamo

Paragraf — рациональная классика в исполнении Typeji, антиква с завышенной талией, чистыми прямыми линиями и острыми деталями.

Изображение: Typeji

Raffine Ольги Коваленко — элегантная высококонтрастная антиква, вдохновлённая титрами классического немого кино 1919 года. Разноширинность и ритмическая сложность оригинала не только проявилась в латинице, но и отлично работает в кириллице.

Изображение: Ольга Коваленко / Contrast Foundry

HAL Gap — вариативный шрифт с оригинальной линейкой стилей от XXS до XXL, вдохновлённый шрифтом Friedrich Poppl, Leporello от 1977.

Изображение: HAL Typefaces / Studio HanLi

Наплывы и мягкие формы

Есть ощущение, что в акцидентных шрифтах на смену гиперболизированным ловушкам для чернил (как в Whyte) пришли наплывы в местах присоединений штрихов и более плавные скруглённые окончания.

Изображение: Dinamo

Среди важных релизов я бы назвала Only Sans Дарьи Коэн, RL Horizon Радека Лукасиевича и NaN Archy.

Изображение: Contemporary Type
Изображение: Radek Łukasiewicz
Изображение: NaN

Динамические вариативные шрифты

Технологию вариативных шрифтов используют для точного выбора начертаний в классических шрифтовых семействах. Но мне кажется важным, что теперь их ещё и адаптируют под динамические форматы. К таким шрифтам я бы отнесла Electric Blue, Silver Coil и Purple Haze студии Font Spectrum. Эти шрифты созданы специально для анимации, и именно в движении их характер раскрывается наиболее полно.

Изображение: Font Spectrum

Из других важных, на мой взгляд, новостей в мире шрифтов в 2025 году — появилась новая платформа Contemporary Type, публикующая шрифты независимых шрифтовых дизайнеров и небольших студий.

Изображение: Contemporary Type

Арина Шокарева

Шрифтовой и графический дизайнер

— Главная тенденция, которая не может не радовать, — случился типографический бунт. За последние несколько лет всё больше графических дизайнеров пробуют себя в шрифтовом деле, а многие брендинговые студии начали рисовать шрифты не только для проектов, но и на продажу. Всем интересно попробовать себя в типографике — и это здорово. Чем больше людей вовлекаются, тем разнообразнее становится визуальная среда.

Когда я работала над Lufta, для меня открылся мир модульных шрифтов. Тенденция на них существует давно, но именно в последние пару лет появилось особенно много экспериментов.

Timtam Typeface
Изображение: Benoît Bodhuin
Шрифт, построенный на круглых стикерах, Вероника Левицкая
Изображение: @nika__levitskaya / «Инстаграм»*
Plasmid
Изображение: Anne-Dauphine Borione

Это действительно увлекает — не только использовать такие шрифты в дизайне, но и сам процесс создания. Он ощущается как игра, где нужно собрать символ из ограниченного набора модулей. И в этом прелесть: даже без опыта в отрисовке шрифтов можно прийти к убедительным и интересным результатам. Много классных находок появилось, например, на мастер-классах у Феди Аброськина.

Фото: @fedor_abroskin_typefaces / «Инстаграм»*
Изображение: Дарья Лалетина / дизайн-бюро VOSK

Сейчас экспериментируют не только с самими модулями, но и добавляют в процесс кодинг, получая на выходе множество вариаций. Всё больше внимания уделяется и сеткам: на их основе появляются модули, или, наоборот, модули нанизываются на уже существующие системы. Есть шрифтовой онлайн-инструмент Grid Type, где можно создать трафаретный шрифт, выбрав сетку и настроив различные параметры.

Tacmitac Typeface, Benoît Bodhuin
Изображение: @benoitbodhuin / «Инстаграм»*
Шрифт Ursula, вдохновлённый различными формами, предлагаемыми природой, Noémie Erb
Изображение: @noe_erb / «Инстаграм»*

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!




Листая дальше, вы перейдете на страницу Как зарабатывать на дизайнеот 100 000 ₽



Курс с трудоустройством: «Профессия Графический дизайнер PRO» Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована